3. На байдарке по реке Керженец в 2005 году

Олег Бочаров 47
Олег Бочаров 47.

24.07.2005 г.     Погода отличная – солнышко сияет, лёгкий ветерок дует. Хватит списывать нашу лень на жару и другие разные обстоятельства.
 Сегодня необходимо пройти расстояние большее, чем до этого. Пейзаж по берегам заметно изменился. Дубовые и лиственные рощи сменил хвойный лес.   Проплываемые стоянки стали стандартно красивыми. Они, как правило, расположены на левом берегу, при повороте реки. На высоком обрывистом берегу соснячок, а дальше берег понижается и переходит в отмель и маленький пляж с чистейшим промытым песком.
         На одном из них стоит палатка, вокруг трое мужчин. Один из них просит нас подъехать к берегу. Он машет руками, как потерпевший. Мы поспешно направились к берегу, судорожно вспоминая, где у нас аптечка. Оказалось, что мужички решили подарить нам рыбы на уху. Они уже ей наелись. Мы не отказываемся и получаем два килограмма свежей рыбы. Вот спасибо добрым рыболовам! Полакомимся!
       А вот ещё похожее местечко. В лесочке стоит палатка, а на песке у берега - железная печка с трубой. Чуть дальше  остов туристской  бани, сколоченный из тонких палочек. Хорошо устроились ребята. С комфортом. Примечательно в этом месте ещё и то, что здесь русло реки  заворачивает налево, под прямым углом. Но вода туда не течёт. Вход в петлю замыт песком.  Русло сухое, как в фантастическом фильме. Вода течёт, через перекат прямо в проныру. В перекате  валяется много стволов деревьев, которые не смогли одолеть крутой поворот,  так что приходится изощрённо рулить между ними. А проныра оказалась глубокая, с высокими берегами. Выходим в основное русло.  Нам навстречу появляется левая петля русла. Она с водой. Это проныра её водой «накачивает». Сама река уходит резко вправо, под прямым углом. Что за река – сплошная геометрия, но именно так выглядят живые реки, которые не забыли, что такое быстрое течение и половодье.  На берегу этой  проныры, в кустах, когда-то мы собирали белые грибы. Они росли, прямо на песке. Это было в 1998 году.
       В связи с воспоминаниями о вкусных жареных грибах, мы вспомнили, что у нас в трюме свежая рыба. С ней надо что-то делать.
Причаливаем к берегу, варим, как умеем, уху из подаренной рыбы. Рыбёшку, что помельче, вялим у костра.
       Меня серьёзно беспокоит то, где мы находимся. Долго ли ещё плыть до посёлка Ивановского, по которому можно будет сориентироваться, какой путь нам ещё предстоит пройти. Посёлок хорошо узнаваем. Там автодорожный мост и автострада.  На Керженце трудно ориентироваться по карте - мало населённых пунктов, а спросить не у кого. Как это не у кого? По Керженцу плавает много Нижегородцев. Многие  ходят по нему ежегодно. Спрашиваем проплывающих ребят, - Далеко ли до моста? Говорят, что часов пять ходу. Это довольно конкретно. Значит, нечего сегодня и пытаться это делать. Потом не будешь знать, где на ночь прислонится. Там места открытые, речка уже совсем другая. Сказывается влияние Волги. Ярких перекатов с пеньками и «зубами» нет. Отдыхай!
       Гребём ещё 3 часа. Плавание становится однообразно  красивым, благополучным. Теперь понятно, почему настоящие  туристы  любят реки  с категориями сложности, с опасностями.
Красивых, удобных стоянок на этом участке пути, сколько хочешь - на каждом повороте. Встаём на самой лучшей  на ночлег.
Это на левом высоком обрывистом берегу. Наверху сосновый лес и большая поляна, очень радостная на вид. Здесь обустроено кострище, есть стол и лавочки. Рогатины и перекладина для кострища сделаны из толстого можжевельника. К одной сосне прибит плакат «Берегите лес», к другой плакат, повествующий о том, что здесь в мае 2005 года проходил слёт туристов города Бор. Этот город расположен на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода. С одной семьёй туристов города Бор мы познакомились в 1998 году на реке Керженец. Возможно, они принимали участие в этом слёте. От поляны вглубь леса отходит дорога, но метров через сто она теряется в траве. Значит, что по ней не ездили давно. Это хорошо, есть надежда, что к нам не приедут. В лесу растёт много можжевельника. Он высокий и стройный, как кипарис. Нам очень хочется здесь встать, но не знаем, как затащить наверх байдарку. Уж больно круто, высоко и песок сильно сыпучий. Но мы изощрились, усмотрели еле заметную тропочку, плавно поднимающуюся вдоль обрыва, протащили лодочку по ней, с перекурами, конечно. Палатку поставили в уголочке, у самого обрыва, там, где душа в полёт просится. Повесили котелки на огонь, пусть ужин варится. А рядом с костром прикрепили проволоку с рыбой, - пусть довяливается. После ужина ходили на экскурсию по лесу. Он как парк. Ниже по течению реки начинается большущая песчаная отмель. В 2000 году на одной такой отмели, а может даже на этой, я нашёл бочку без дна. Катил её к стоянке метров двести, чтобы сфотографироваться с друзьями туристами из города Бор. Но моя идея не понравилась. Пришлось мне одному залезать в эту бочку. Я снялся, как Диоген в момент раздумья.
……………………………………………………………………………………..

      25.07.2005г.      Мы уже привыкли, что утро солнечное и тёплое. Так это же хорошо! Мы этого и хотели. Меня всё беспокоит, что речка не кончается. Неужели  мы так медленно идём! Нам надо придти на конечный пункт  29,07 хотя бы к ночи.
Спускаем лодочку с обрыва носом вниз, грузим в неё свои вещи. А местные рыбёшки приплыли полакомиться, щиплют нас за ноги, спрашивают чего-нибудь вкусненького. Гребём и всматриваемся в пейзаж каждого поворота, не покажется ли мост. Жара опять утомляет.        Встаём на обед в тень. Варим обед. Валяемся в тени.
К нашему берегу подчаливает семья на резиновой надувной  лодке. Они тоже устали от солнца и хотят прилечь в тени.  Мы уступаем им место, а сами выходим в путь. Они нам сообщили, что до моста два часа ходу на их резиновой лодке.
     Гребём ещё 2 часа. Местность стала меняться. Всё больше лиственных лесов по берегам. Прошли ЛЭП. Ещё немного и показался автодорожный мост. Его строительство заканчивали во времена нашего первого плавания, в 1998 году. Обычно здесь конечный пункт путешествия групповых и плановых туристов. Тут их встречают автобусы. Посёлок Ивановское  где-то в глубине леса, его не видно. Нас никто встречать не будет. У нас другой план. Наша цель - придти в село Макарьево, которое стоит при впадении Керженца в Волгу.  До Макарьева нам сегодня не дойти, до Волги тоже. В устье места для стоянок неудобные. Есть в памяти одна стояночка 1998 года, но смогу ли я её узнать?!
      Населённых пунктов не видать, а народу по берегам куча. Купаются группами по возрасту, визжат и матерятся. У Иры силы кончились, она просит встать на ночлег. Причаливаем к уютному месту, на песочке. Есть такое место! Нас ниоткуда не видно, но голоса местных жителей слышны отовсюду. С этим придётся смириться. Пришли к цивилизации.   Варим ужин. Мимо нас проплывает туристическая группа на двух катамаранах и семи байдарках. Народ всех возрастов: от самых маленьких (чуть ли не трёхлетних) до бородатых больших дяденек. Детки начали уже подвывать хором. Как видно, тоже устали и есть хотят.
………………………………………………………………………………………….
      26.07.2005 г.     Мы на песчаном берегу не далеко от устья Керженца. Проснулись в половине шестого утра. Уже тепло и солнечно. Сегодня будем в Макрьеве, мы надеемся.
     Перед отплытием купаемся последний раз в Керженце, как нудисты. Глубина, чуть ниже пояса, по всей ширине. Нечаянно оглянулись и видим, что к нам уже подъехал  тихохонько, на маленькой лодочке местный дедушка. Он держит путь к своим  рыболовным сеткам, и нас старается не замечать. На душе немного грустно оттого, что придётся навсегда расстаться с этой милой речкой. Ну не было у нас на ней никаких острых ситуаций, никаких особых достопримечательностей, которыми бы можно похвастать перед друзьями. Не было состязаний со стихией. Было тепло и уютно. Курорт, да и только. Вот и отлично, что всё было именно так!
     Гребём. Берега становятся пустынными. Так, отдельные кустики встречаются. Русло сильно виляет. Видны старицы (старые русла), заросшие белыми лилиями. То справа, то слева, за невысокой перемычкой, видны ещё протоки с водой. Течение, как бы, приостанавливается в этом  водном лабиринте. Начинаем  сомневаться, туда ли мы гребём, но всё получилось правильно и мы не сбились с пути.
      На пустынном берегу раскинулся большущий лагерь туристов, проплывших вчера мимо нас. Народ ещё сонный шатается по берегу. Женщины хлопочут возле костра, у огромных котлов. Всё похоже на половецкий стан из «Князя Игоря». Волга где-то совсем рядом, слышен её специфический шум, очень близкий нам – волжанам.
Вот мы уже вплыли в Волгу, но её не видно. Устье Керженца прикрыто большим, длинным островом. Это его рук дело, он намыл. Слева, за низменными заводями проглядывается, слегка возвышенный, коренной волжский берег. Мы поворачиваем налево и гребём, уже по волжской водице, вниз, к посёлку Макарьево. За поворотом  всплывает, как мираж града Китежа -  Макарьевский женский монастырь. Он приближается, как сказочное чудо, так, что дух захватывает от его красоты. 
     Судьба его схожа с Толгским монастырём под Ярославлем. В советское время в нём размещалось какое-то исправительно-воспитательное учреждение. Совсем рядом с ним лесопильное предприятие, оставшееся на память с тех времён и уже пришедшее в негодность. В монастыре, всё, что можно было разрушить - разрушили. К счастью, в прежние времена, всё богоугодное строили очень крепко, на века. Так, что сейчас есть, что восстанавливать. И многое сделано. Вместо мужского - теперь это женский монастырь. Перед монастырём нет деревьев и даже кустов. Он прекрасно виден издалека и вблизи, со всех сторон. Весь берег у монастыря облицован  огромными бетонными плитами, чтобы не размывало. В солнечную погоду весь этот камень и бетон сильно раскаляются!!! А войдёшь через ворота внутрь, и сразу повеет прохладой. Вокруг  видишь цветники, ровные зелёные аллеи. Рай, да и только! Монашки рады посетителям, приготовили для современно одетых женщин юбки и головные платки напрокат. Продают там свои молочные изделия. Но вот в храмы пускают неохотно - только с экскурсиями. Но невероятную благодать, которая исходит от молельного камня святого Макария запретить никто ни в силах, и она изливается на всех, кто приходит и склоняется к нему. Несколько раньше, здесь жили совсем другие монашки: добрые, ласковые. Они даже с коровами своими, которых пасли, разговаривали нежно и спокойно, как с детьми. Эти Божьи создания готовы были своим посетителям по возможности всё показать и рассказать. Куда они теперь делись?
         Помнится в 1998 году, уезжая из Макарьева с разобранной байдаркой, нам пришлось закатывать тачку с ней и со всем скарбом в гору, по бетонному откосу. Мы, конечно, упирались, пыхтели. Сзади подошла  пожилая монашка, и с молитвою затолкала тачку наверх с такой скоростью, что пришлось бежать бегом. Я её ни о чём не просил. Мне бы совесть не позволила. Она сама, подошла и помогла с божьей помощью.
     По проекту, Макарьевский монастырь попадал в зону затопления  Чебоксарской ГЭС. Поэтому его окружили бетонными плитами, и он теперь, как на острове. Чебоксарское водохранилище – последнее рукотворное море на Волге. Его заполнение приостановили на половине высоты. Теперь Макарьевскому монастырю затопление не грозит.
     От устья Керженца до Макария часа два ходу. Волжский берег здесь обрывистый, песчаный, с прекрасным сосновым лесом наверху. Много уютных стоянок и много туристов.  В посёлке Макарьево, вдоль берега выросло много фешенебельных особняков ( по сравнению с 2000 годом).
Мы чалимся у самого монастыря, выволакиваем свою байдарку с грузом на берег, в целях безопасности. А то смоет волнами от проходящих судов. Ира идёт в магазин, главная задача – купить хлеба. Потом идёт в монастырь. Я стерегу лодку в тени деревьев у пивной палатки. В ней тоже всё  продают. Потом я иду в магазин, за второй порцией съестного, и уже Ира сидит в тени у пивной палатки. Солнце раскаляет землю. Становится, как в бане, душно и влажно.
В прошлые разы мы уезжали домой из Макария на Метеоре. Это удобно, но задача не простая. Метеор останавливается в Макарьеве, следуя из города Козьмодемьянска или Васильсурска в Нижний Новгород, уже заполненный пассажирами. Капитан берёт на борт порядка 15 пассажиров. Желающих уехать много больше. Поэтому надо занять очередь на пристани, как минимум, за час до отхода метеора Кроме того, следует учесть, что с 2005 года из Ярославля метеоры совсем перестали ходить - нерентабельно. Вполне возможно, что не ходят они и из Нижнего Новгорода. Тогда остаётся только автобус, с пересадкой в городе Бор.
     Но у нас был другой, возможный в то время  вариант - уехать на большом трёхпалубном теплоходе прямо до Ярославля, без пересадок, правда, это много дороже. Комфорт денег стоит! А наши спины, разве бесплатные? Чтобы сесть на этот теплоход, надо пройти вверх по Волге около шестидесяти километров. Это я по карте вычислил. Идея отъезда на теплоходе так нас завлекла, что мы не могли её отвергнуть даже тогда, когда увидели, что метеоры из Макария в Нижний Новгород по-прежнему ходят. Сколько времени грести до теплохода? Рассчитываем: 60/25= три ходовых дня. Времени у нас в обрез. Теплоход отходит 30.07.2005  в 1ч. 30 мин. ночи.

Продолжение следует.