О прозе Ольги Токарчук

Галина Щекина
О.Токарчук."Дом  дневной дом ночной".

Проза обыденности показана в этой книге та, то очень скоро переходит  в  фильм  ужасов. Героиня общается с  очень  странной  старушкой Мартой. которая  то молчит  сутками. то  часами говорит, строчит  как  из  пулемета. То  входит  и молча режет морковь, то прямо при хозяйке  выкрикивает  через забор, что той  дома нет. Сосед  Имярек вообще делает многокилометровые броски  ради пачки  сигарет, а  тем  временем к нему  начиает ходить призрак повесившегося Марека. Почему к нему? Потому  что Имярек пустой. Причем все описано подробно и спокойно без  эмоций.Да, это тихий провинциальный  городок и соседи молча  копаются в  своих огородах.
Какая  разница меж домом дневным и ночным?  Если вглядеться,  то  и днем, и ночью идет бесконечная  жизнь. Внешне простая, а на  самом деле напряженная и сложная психологически.
Особое иесто занимает в этой жзни Марек младший и его уход. Описание его достигает немыслимых низов по физиологи и немыслимых высот по метафоричости. Марек псле своего суицида становится  символом! Да чего  можно дойти,  если не знаешь, что делать с  свей жизнью, понимаете. Вот то место, которое  завораживает. Он ребеноком был  так красив, что  сестры обожалди его. А девушки не замечали, а  отец его бил. И  все его били. Потму что  пил. А пил протому, что в груди жила птица. Она хлопала крыльями и все болело.Это возможно болела душа. А ее давили. заливали спиртным. Символ, да  еще и сильнейший. Символ угробленной напрасно жизни, вот что такое  Марек.
Несколько раз  автор и так  и сяк подходит к образу Марты, этой неуловимой старухи. С  Мартой связаны  сны. Вообще  это загадка, что повествование  резко уходит  в сны.Возможно, потому  что для человека  сон  реальнее   жизни. И тому пример  Марыся, девушка из банка, которая услышала голос во сне и пошла за им.Это же уму  непостижимо. Разве не символ?  Еще какой. Марыся добилась исполнения  мечты.И поэтому  ей неважно, что сказал А. Мос ей  вслед. Дальше Мапрыся живет  спокойно и не мечется  как  Марек.
Книга   не имеет сквозного сюжета. Состоит  из историй и содержит непонятные  по смыслу всавки, например, историю про  латимерию,  зимний гриб фламулину,про какие-то путеводители… Назначение  таких вставок неизвестно. Будто в книгу  вложили  лишние пожелтевшие врезки.Такого не встречала в других книгах.
 Еще есть    рецепты. Такое явление я встречала во многих книгх например  у Жоржи Амаду  «Дона Флор и два ее мужа», «Габриэла, корица и гвоздика». Из русских  Светлана Артемьева «О салатах и не только», хотя изначально это книги не о вкусной и здоровой  пище, а  художественные. Вот и   Ольга Токарчук подхватила  это знамя… это  такая международная черта,очень женская. Она меня родинит  с автором.
Так  же произвольно автор переходит к  к описаню жития  местной святой Кюммернис. (Клянусь  нив одной  ниге мира не встречала стоь разнородного состава.таких не подходящих друг к другу  частей и при этом не нарушена абсоютная естственость  текста).
Вот такаова  одна из главных осбенностей  книги «Дом дневной. Дом ночной».Соединение  несоединимого. Маседуан – фр. король Людовик  14 сливал  вместе  разные  супы.
Святая с бородой? – вот вам и  сразу лененда   и обьяснение.История самой Кюммернис и история  ее  жизнеописателя Пасхалиса  – у  них одна и та же цепь жизни. У них с путь к Богу это цетральная  идея. Мучительная, ставящая в  тупик  других, но для самих понятная.
Да. Дом ночной отличается от Дневного, потму что  ночью всем снятся  сны. О них одних можно говорить часами.И это тоже осбенность. И они переданы таой же монотонной интонацией, как србытия бытоого плана. Если это тоже смволы но значеие их скрыто.
 В этой книге рсмтривется  човек, но   не изолировнно, а в среде, тем более.  когда человек пояляет  бешеную акивность. Среда его останвливет. Гсподин Фрост  уж на что стритель. Делатель жизни, но он замтил,как  испортилаь, изменилась пррда. И в конце онв среда ео и наказыват: сертью сына.Значит, если ничегондлать. Задивться  кошоле как Марек – будешь накзан.и есл делат как  Фост и все, но понимать – тебя накажут. И сть  это что-толизкое к правде  очень страшное.
Все персоажи книги видят сны.Что эт значит?  Вот что:
Наш мир заселен спящими людьми, которые умерли и грезят, что живы. Именно поэтому в мире становится все больше народу, ибо он заполнен спящими мертвецами, число их растет, а живых, тех, что живут впервые, по-прежнему не так много. Во всей этой неразберихе никто из нас не знает и знать не может, тот ли он, кому только снится жизнь, или кто живет реально. (это  цитата)
Мне кажется, ради этого написана книга.и вкаждой  одельно взятой истории  есть нечто  глобальное. Вот  рассказ про границу. Как несколько человек  переходили и один нет. Труп валялся  на одной стороне, охраняющий  увидел и перебросил на другую сторону. В др. страну. А  там увидели и пеебросили обратно. Поэтму перебежчик  вечно будет так  скитаться никому не нужный мервец.
Роман  так  на меня повлиял, что  я засомневалась -  где грница  между  сеом и явью в моей жизни! Для меня  в этой  книге новое все – образ жзни  людей,образ мыслей, поиски  святого, даже рецепты еды. И если  раньше я   ловила новое частями, то здесь полный  перегруз информации. Видимо не зря я  это читаю…. Значит, это мне  нужно.