Подруга

Зоя Командирова
Анна Халиуллина – моя подруга. Живём через подъезд. Бегаем друг к другу в гости. Уже тридцать с лишним лет почти бегаем. Хотелось о ней рассказать. Её же словами.

Маленькая
Любила утренники в детском саду. Кокошник красивый на голове. Мама мне его сделала из бумаги и бисера. Платье тоже красивое. Розовое. Как я его любила! 23 февраля что ли был. Я на платье какао пролила. Сушу на батарее. Рыдаю! Ребята утешать пытаются. Куда там! Платье испорчено, а праздник идёт. Обидно до жути просто. Хотелось быть частью этого праздника.   

Школа
Я училась в математическом классе. Мама меня туда определила зачем-то. Мне кажется, я не математик. Помню, учитель требовал решать задачи не одним, а двумя способами. Сначала давалось это мне с трудом, но потом увлекло даже. 
У других учителей подход к предмету был демократичнее. Хочешь «пятёрку» за домашнее задание по истории, готовься по пяти учебникам. Хочешь «тройку» – бери три. Я выбирала первый вариант. Литература. Любила писать стихи. Но не любила большие объёмы сочинений. В итоге писала их в стихах, вставляя мысли «в прозе». Учителю нравилось.
Короче говоря, школа дала мне два полезных навыка. Смотреть на ситуацию с разных сторон, то есть владеть альтернативой. И использовать разные способы, чтобы достигать желаемого. В жизни пригодилось потом.
А стихи больше не пишу. Сразу подхожу и говорю: «Мне не нравится то-то и то-то. Мы можем это решить?»

Запреты
Поехала поступать в Пермь, и папа дал мне немножко больше денег. Завалила там все экзамены благополучно. Ушла в «астрал» (щёлкает подбородок, чуть правее – прим.авт.). Потратила все родительские деньги. Вернулась домой только через неделю. Боялась домой идти. И что ты думаешь? Мне восемнадцать, а папа наказывает меня шнуром от чайника. Вернее, пытается. Я скачу от него по грядкам, как коза. И соседи со всех сторон. Наблюдают. Да, эпичная картина была. Может, я обиделась, сказала опять что-то отцу. Не помню. Но с другой стороны. Это же надо было так распереживаться взрослому человеку, чтобы дочь, большую деваху уже, хотеть отлупить. Но я серьезно тогда в это поверила. Понимала. Сама виновата.

Работа
По образованию я экономист-финансист. Работала бухгалтером, потом главным бухгалтером. Мне нравилось. Коллектив в магазине был хороший. Командировки, движуха. Жалко, закрыли его.
Что-то новое экстренно начала искать. Открыла своё дело в интернете, магазин игрушек, пока другую работу искала. Нашла тоже главбухом, но платили мало. К игрушкам к тому времени интерес угас, и мне захотелось попробовать себя в чём-то новом.
Вновь обратилась к интернету и открыла для себя новую профессию. Таргетолог –специалист, который продвигает в соцсетях продукт рекламодателя. Мне это показалось интересным. 
Училась по учебникам плюс онлайн-курсы. Нашла близкую мне как маме рекламную нишу: образование детей. Мои заказчики – частные образовательные центры. Много читала, чтобы знать самой, что людям предлагаю. Начала пробовать. Со временем дело оказалось прибыльным, и я уволилась из той фирмы.
Мне нравится новая работа. Она связана с аналитикой, мне это близко. И ещё, что очень важно, я люблю предлагать рекламодателю свой взгляд на его проект, что можно ещё улучшить. Для этого ищу слабые места в его проекте. Изучаю опыт его конкурентов. Узнаю, что ждут родители от его образовательной услуги. Использую родительские форумы, отзывы о заказчике в его группе в соцсети. Клёво становится, когда удаётся своего заказчика в чём-то переубедить.
Сейчас я работаю с рекламодателями по всей стране. Есть уже постоянные клиенты. Большая часть родителей, которых привожу из соцсетей к своим заказчикам, соглашаются на пробные уроки.
Бизнес сегодня для своей рекламы почти целиком уходит в интернет. Карьерного потолка в моей новой профессии нет. Главное, желание. Что-то делать.

Папа
Отец работал на железной дороге старшим электромехаником. Но для меня он был  инженер-изобретатель. До последнего. Уже лёжа в больнице, он придумывал аппарат, который сам сделает, чтобы получать из молока масло и сыр.
Ему многое было интересно. Изучал, программировал, собирал, внедрял. Всё сам. Только охладевал потом быстро, интерес удовлетворял и всё. У мамы сохранились его гидропоника для увеличения урожая, коптильный аппарат. Грибы вот вырастил. Один год у него такой бзик был. Навёз пеньков. Заказал грибную мицелию, долго с ней возился, подбирал питательную среду. Потом перенёс мицелию на пеньки. И грибы взошли уже после того, как его не стало. Удивительная вещь: наблюдать за тем, что отец сделал, когда его самого уже нет.
В последний год мы сблизились. Может, потому что себя в папе находить начала. Я вижу эти взаимосвязи. Умение быстро переключаться с одного дела на другое. Поиск, всегда поиск нового.
Научила отца обнимать меня. Он сначала ёжился с непривычки. Не умел свои чувства показывать. Так был воспитан, строго. Ну, и я тоже. Ёжилась. Оба не привыкли. Потом привыкли. Когда домой собиралась, папа выходил на улицу и меня там уже ждал. Обнимемся. И я ему говорю: «Я тебя люблю».

Дети
У Ильи начинается переходный возраст. «Я могу общаться с тобой с позиции дружбы или с позиции силы. Выбирай, – говорю ему. – С позиции силы можно, но не долго. Придёт момент, когда физическая сила будет на твоей стороне. Ты мне будешь тогда тумаков отвешивать? Я же буду упираться». «Давай с позиции дружбы», – миролюбиво отвечает он мне. С младшим, Глебом, такой разговор не прокатывает. Он сначала соглашается на партнёрские отношения, но потом так и нарывается, так и нарывается. Еле сдерживаюсь. В футбол обоих отдала. Пусть там энергию высвобождают.
Пыталась Илью учить шахматам, как папа меня в детстве учил, терпения пока не хватает. Знаешь, как папа меня учил? Он давал мне фору перед началом игры. Убирал у себя две фигуры. Самые сильные – ферзя и ладью. Потом, видя, что мой опыт нарастает, убирал только ферзя. Когда я стала его выигрывать – из пяти игр три мои победы – он все свои фигуры оставлял на поле. И мы так уже играли. Приучал. Постепенно. Никто не любит проигрывать, а для ребёнка это вообще стресс. Папа это понимал.
 
Классный человек
Эгоист – это классный человек, на самом деле. Я хочу, чтобы у тебя было всё хорошо. Потому что у моего близкого окружения в принципе всё должно быть хорошо. Воспитать детей, дать им хорошее образование, обеспечить жильём и отпустить. А самому жить. В своё удовольствие. Также с друзьями. Я помогу тебе. Буду стараться. Но и ты к своему счастью уже делай шаги, в конце концов.

Мама
Мама близка мне стала, когда у меня самой появились дети. Она мудрый человек, и у неё с отцом были гармоничные отношения. Папа голова, но мама – шея. Она и поздно замуж вышла, долго выбирала. Всегда вместе: дома, на работе. Мама тоже электромеханик, и работала там же, где и папа, на железной дороге. У них даже кабинеты рядом были.
Удивительно, как они в жизни друг друга выдерживали. Характер крутой у обоих. Но папа мог ещё и вспылить. «Мам, как ты его выносишь? Я сама огонь, не могу». «Молитвы читаю про себя», – и так просто ответила.
Им интересно было друг с другом. Потому и держались вместе. Правильно это или нет, я не знаю. Может, характер другой, не мамин. Отцовский характер.

От автора: У Ани дома на кухне есть свой садик у окна. Растения там пышно растут. За ними хозяйка бережно ухаживает. Однажды пришла к Аниной маме домой. Гляжу: на подоконниках везде цветы. И возле её дома на клумбах тоже. Цветут. Полыхают.

Газета "Березниковский рабочий", ноябрь, 2019