18. Бытие того, кто существует. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие того, кто существует.

Что можно сказать в рассуждении о структуре «бытия» в виду этой его изначальной связанности с «сознанием»?
Обычно, как мы знаем, «бытие» классифицируют на: физическое, психическое, социальное и духовное. Но эта классификация проводится в рамках «природного аспекта бытия», вне связи «бытия» и «сознания». Для того, чтобы иметь в виду эту связанность, нам надо выйти за пределы «природного аспекта бытия», учитывая ещё и «личный аспект бытия».
Учитывая этот контекст связанности «бытия» с «сознанием», можно было бы выделить три модуса «бытия сознания»:
1. «Отражённое бытие сознания» или «бытие мира в сознании» - так называемое «вещное бытие сознания», направление которого можно было бы обозначить как отражение окружающего мира в «самосознании» человека, в человеческом «Я»;
2. «Проекционное бытие сознания» или «бытие совести сознания» - так называемое «нравственное бытие сознания», направление которого обозначается как отражение себя в окружающем мире. - Это способность человека менять нравственное качество «бытия вещей» при своём «пользовании» ими; имеются в виду те мысли, чувства, которые связывают человека с «вещами» окружающего мира и те поступки, которые совершает человек с помощью «вещей» окружающего мира.
Главной чертой «функции сознания в бытии» является «контроль бытия реальности», её гармоничности и целостности. «Контроль бытия реальности» - прерогатива и характеристика «духа», «нетварного сознания» и «тварного духовного сознания», которая недоступна «тварному недуховному сознанию». Но «тварному сознанию» всегда доступен «нравственный контроль своего бытия», который служит инструментом достижения «тварным сознанием» конечной цели - «контроля бытия реальности». Он и есть - «центр сознания» и «самосознания», его ипостасное «Я», ибо, как уже было сказано, является прерогативой «духа». - Это содержание понятия о «бытии сознания» есть ещё одно прямое следствие и свидетельство «вхождения духа в материю», так же как «вещное бытие сознания» является свидетельством «стремления материи к духу»;
3. «Градиентное бытие сознания» или «градиент бытия сознания» - это «текущее бытие сознания», так называемый «поток непосредственных переживаний» - мышление, чувствования и желания, которые складываются в понятие о феномене «души», составляя содержание текущего «Я», определяя его как нравственный образ и координирую его положение в «духовном пространстве сознания» относительно трёх координат: ипостасного «Я» - «дух»; искреннего «Я» - душа и истинного «Я» - «плоть» или «тело».
«Личный аспект бытия», характеризуя начальную и конечную связанность «бытия» и «сознания», предстаёт перед нами как предначертанный эволюционный процесс, который полнее всего описывается символикой библейского стиха: - «И сказал Бог: да будет свет. И бысть свет» (Быт. 1:3). - Это библейское слово - «бысть» очень приблизительно переводят словом «стал». А его надо было бы не только переводить словом «появился» или «родился», но и толковать, и пояснять словосочетанием «стал быть» или «стал бытовать»; - стал жить и присутствовать, возрастать и развиваться, как некий организм, живое существо. Таково живое и животворное, плодородное и творческое «присутствие духа в материи»! «Духовность» для «бытия материи» как закваска для теста.
Творя «материальное бытие» или входя в «материальное бытие» - тут нет принципиальной разницы, «дух физически организует материю», делая её способным к развитию «физическим бытием материи», тем которое нам известно; и тем, в котором рождается знакомое нам «психическое бытие материи» и «социальное бытие материи»; с помощью которых и через которые, это «физическое бытие материи» становится «духовным бытием материи». «Дух» становится «материальным», а «материя» - «духовной», и осуществляется сказанное: - «Бог Дух становится всяческая во всём».
Таким образом, мы можем описать те атрибуты «бытия сознания», которые, наличием хотя бы одного из них, свидетельствуют о присутствии «бытия» в целом, как «духовного» явления, в его связанности с «сознанием»:
1. Наличие иерархически устроенной «материи»! - Само наличие пространства и времени, вещества и поля, массы и энергии, уже свидетельствуют нам о присутствии «духа», а значит и «сознания», хотя и остаётся неочевидным для нас присутствие того, что мы привычно называем высокоорганизованной «материей». Жизнь, разум и то, что мы называем «мозгом» может скрываться в «неочевидности» - в том, что неочевидно для нас;
2. Отражение объективной реальности в «сознании»! - Наличие «созерцателя действительности», даже той, которая является лишь «физической» и отражается только «сознанием созерцателя», уже имеет своё «бытие сознания». Но это не повод для того, чтобы не искать другого «сознания», скрывающегося от «созерцателя» в «неизведанности». Ибо: - «Дух так же многолик и причудлив, как и божественное промышление»;
3. Красота - следствие присутствия «духа» в «материи»! - Социальная среда проявляет себя не только как «вторая природа», но и как «красота первой природы», служащая, в паре с присутствием «духа», источником этики и эстетики, выраженном в нравственном тяготении любого «сознания», «созерцающего» и «бытующего», и являясь источником желания совестливого поведения, как выражения тождества, соответствия и уподобления «красоте первой природы».