Суворовцы в Альпах 32

Серафим Григорьев -3
предыдущая глава: http://www.proza.ru/2019/11/19/207



                П а р о х о д  н а  о з е р е


 
   Невозможно сохранить душевное спокойствие, когда вся страна, а главное СМИ, в том числе и в прямом эфире, обсуждают чрезвычайно дикое происшествие: в Санкт-Петербурге «Наполеон» зверски убил и расчленил свою «Жозефину». Известие докатилось и до Франции.
   Доцент СПбГУ Олег Соколов мне был лично знаком по родному Малоярославцу, где он руководил  реконструкцией знаменитого сражения, а я – режиссер «ЦТРС Минобороны России» беру у него интервью. Мужик, как мужик, не более того. Кричит на французском, скачет на коне и размахивает саблей. Более того, когда реальный Наполеон Бонапарт овладел Малоярославцем, именно под моими окнами император Франции гарцевал на коне, поглядывая в подзорную трубу на Михаила Кутузова, который стоял на возвышении в деревне Немцово, преградив ему путь на хлебную Украину.
   И надо же, какое совпадение: д в а д ц а т ь  л е т  я молчал, не рассказывая о некоторых подробностях уникальной поездки делегации Министерства обороны России в Швейцарию – такова специфика «Воен-ТВ». Я написал 20 глав «Суворовцы в Альпах», и вдруг происходит такое!..
 * 
   Швейцария, сентябрь 1998 года.
   
   Мы совершаем круиз по Люцернскому озеру на старинном пароходе "Gallia". Возраст у него старческий, однако выглядит он юнцом – даже черная корабельная эмаль бликует. Надраенная бронза золотом горит, а резина натерта мелом.
    - Мерцающие просторы озера, окруженного кольцом заоблачных гор, кажутся более величественными благодаря отражению в воде их лесистых склонов, спускающихся к озеру, - переводчик Орнелла в белоснежном костюме дополняет свою лекцию. - Названное «сердцем Швейцарии» озеро привлекает множество туристов своими живописными горными склонами, цветовым ковром знаменитого луга «Ritli», целебными источниками Кальтбад , каштановыми и миндальными лесами на горе Риги и успокаивающими лазурными водами, погружая Вас в швейцарскую нирвану.
   Генерал-майор N продолжает просвещение офицеров и суворовцев. Сегодня звучит корнет си бемоль – «Zelda». На пароходе это звучит по-особенному. 
   - Пора, ребята, вспомнить о необыкновенном человеке. Это Василий Павлович Энгельгардт. Выходец из известного дворянского рода Энгельгардтов, он окончил Петербургское училище правоведения, после чего служил в департаментах Правительствующего сената. В 1853 вышел в отставку и посвятил себя занятиям астрономией.
   Полковник Лев Соболь, корреспондент газеты «Красный воин», как бы не спорит с генералом, однако и не соглашается:
   - Из чиновников и в астрономы?.. Загадочная душа.
   - Таких в Российской истории было немало, - усмехается генерал. – Вот наш Борька – штурман дальнего плавания, а подался в режиссеры.
   - Так чем отличился барин? – спрашивает наш Лев.
   -  Отойдя от астрономических исследований, Энгельгардт занимается сбором материалов о Швейцарском походе Суворова, - отвечает генерал.
   - От звезд к терниям, - с иронией в голосе произносит Лев свое Фе.
   Генерал смотрит на Льва и продолжает:
   -  Энгельгард многое сделал для увековечивания памяти нашего полководца на швейцарской земле: установил мемориальные доски на пути следования армии Суворова и на домах, где останавливался полководец, приобрел мемориальные вещи, которые передал в дар музею Суворова. В Петербург прибыли ящики весом около тонны.
   Далее продолжу повествование от себя:
   Василий Энгельгардт лично прошел по маршруту русской армии в Швейцарии и создал серию уникальных фотодокументов, дополненных гравюрами, иллюстрациями, картами, рукописными записями и рисунками. Фотографии созданы летом и осенью 1898, 1899 и 1900 годов.
 «Фотографические работы в горах сопряжены с большими трудностями, приходится лазить по крутым тропам, забираться на высоты гораздо более 2000 м., стоять иногда с аппаратом в снегу и т. п. Я разыскал все дома, в которых Суворов останавливался в Швейцарии, с них сняты фотографии, а чтобы память о пребывании в них Суворова сохранилась надолго, поставил в этих домах памятные доски…», так писал о своей работе Василий Энгельгардт. Более того, он заказал швейцарским фотографам фотографии мест, где проходила армия Суворова в 1799 году.
   Капитан парохода разрешает мне с оператором спуститься в машинное отделение. Паровой котел работает на мазуте. Все механизмы содержатся в идеальном состоянии. Вспоминаю флотскую традицию царских времен: чистоту проверял старпом белым платком.
   Я поднимаюсь на мостик. Поражает старинный руль. Рассказываю капитану, что я – штурман. Пожилой master в восхищении. Беру интервью, задаю вопрос о Суворове, он отвечает:
   - Каждый школьник знает о подвиге вашего генерала и о героизме русского солдата! (перевод Орнеллы)
   После этого сам бог велел встать к рулю. Капитан разрешает изменить курс парохода: 5 градусов влево, 5 – вправо. Возвращаюсь на курс. Все о, кей. Sehr gut!..
   Концерт на пароходе кадеты дают с упоением. Обед в кают-компании. Спрашиваю суворовцев о настроении, зная по себе, что заграница быстро надоедает.
   - Все отлично, однако на дискотеку с девчонками хочется! – отвечает за всех колоритный Ваня Мороз.

                п р о д о л ж е н и е  с л е д у е т