Цыганская рапсодия

Галина Михалева
Пришла внезапно ночь… Нежно, будто  бархатной  шалью, окутала землю.  В темнеющем небе , словно сонм светлячков, звезды зажглись. Королевой гордой  явилась луна … Огляделась, проверяя  в порядке ли всё , улыбнулась довольно… Все на местах…
 Уснули деревья,  звери и птицы, уставшие от зноя дневного. Он отступил. Прохладой повеяло от речки прозрачной. А под горой … только жизнь начиналась. Здесь табор раскинулся. Устав от забот…тех,  что день им приносит, от гаданий устав, отдыхают цыгане … Ярко взвились костры, искры летят…Звук гитары…Песни звучат и цыгане танцуют…
В ночь такую трудно уснуть…  Граф Лугов тоже не спал… Бывает такое…  Был молод,  кровь горячей была, хотелось любить… И  вышел он в сад и, увидев костры, решил подойти… Он шел осторожно, боясь потревожить людей появленьем своим, боясь, что, заметив его, разойдутся…
Подошел  он к костру и…  Цыганка плясала, мониста звенели, пестрые юбки взлетали… Юная,  стройная… движенья легки, невесомы как будто руки ее, с летящей улыбкой  феей из сказки казалась  … Так прекрасна была… Граф дышать перестал, глаз с неё не сводил…. А она танцевала, танцу  страстно отдаваясь    ... То чудилась бабочкой дивной она , летящей в костер … И   страшно    тогда за неё становилось … Ведь крылья  она обожжет…, может погибнуть  … То вдруг  тот полет  замедлялся и виделась–   лань … трепетная, пугливая и нежная… Стыдливо опускает очи темные, как ночь… И вдруг  опять стрекозка озорная – в порыве пылком  закружилась… Глаза смеются, локоны струятся, а гибкий стан пленит… Отдавшись танцу знойному душой, казалось, не замечает никого она … Но нет… Взор горящий незнакомца увидела она  … И, сделав круг,  внезапно остановилась перед ним…Взметнулись юбки, локоны закрыли лицо, но не глаза… Они сияли … Сияли насмешливо и гордо и были под стать тем звездам, что по небу разбрелись. И руки протянув, в круг графа позвала, а он… пошел, хоть танцевать привык он только в залах…Пошел, привязанный как будто… Цыганка  танцевала…в  пылком  дивном танце, маня улыбкой шаловливой за собой… Зачарован будто   шел он … И не заметил, как из круга вышли… Она уж не танцует ,  идут,  за руки взявшись,  вдоль речки быстрой… Лукавая улыбка, быстрый взгляд…Не понял он еще, что  ведь пропал… Не будет жизни без нее.
–Как звать тебя?– спросил граф хрипло.
–Рада…
–Рада…,– повторил он,– радость… И правда , радость… Пойдем со мной,– сказал внезапно,– пойдем. Квартиру я сниму, куплю тебе, захочешь что… Служанки будут…Пойдем,– в пылу он не заметил, как крепко руку сжал её. Она поморщилась… От боли ли, иль предложенье показалось неудачным… Не понял он… В его кругу явление обыденным то было … Артисток содержали, служанок, если те по нраву были…
– Нет!– сказала Рада.– Быть содержанкой не хочу… И лучше будет, если ты уйдешь.
–Уйти?
Вздохнув, она кивнула.
И он ушел… Прошло три дня с тех пор. Он плохо ест, забыл невесту –княжну Ольгинскую, с которой уж помолвлен был… Забыл…
Промучившись,  решил вдруг граф, всё будет по-другому. Он женится на ней, цыганке черноокой.
И снова путь его лежит к кострам цыганским, где жизнь кипит, где все поют, танцуют и…Рада там… Он подошел… Она, закончив танец, как и прежде, за руку взяла и увела к реке…
–Я всё решил,– граф молвил,– женюсь я на тебе…
–Нет,– качнула Рада головой,– нет…
–Но почему?!– вскричал невольно он.– Теперь-то что не так?
–Ведь это ты решил…,– сказала тихо,– а надо б и меня спросить…
–Чем плохо ? Графиней будешь…
–Ну, какая из меня графиня,– и грустно улыбнулась,–угаснет  страсть , и тогда… стесняться будешь ты меня.
–Стесняться?! Я?! Да никогда!– воскликнул граф в азарте.– Ведь я люблю! Или…,– он вдруг запнулся,– ты меня не любишь?
-Люблю…,– шепнула Рада,– но замуж не пойду.
–Ну вот… Не думай о плохом. Наймем учителей и будешь все уметь… Не бойся.
–Нет! Ты не забыл – цыганка я. Свобода дороже жизни мне…
–Что ждет тебя? Ты будешь с табором ходить, детей рожать… Со мной же в богатстве жить ты будешь…
-Нет,- она тряхнула головой,  и локоны, как змейки, заструились,– я- свободна и хочу свободной быть всегда,– сказала и пошла…
–Ах так! Не хочешь быть со мной, так получай,– он выкрикнул вслед ей, заставив обернуться. Еще не разглядев, уж поняла она, в руке он держит пистолет, который плюнул  тотчас огоньком… Как искорка костра цыганского огонь тот был… Щелчок раздался. Упала Рада… Прекрасная , как песня грустная цыган…
–Спасибо,– шепнули бледные уста,– мне без тебя не будет жизни всё равно…
–Прости! Прости…,– упал он на колени,– что натворил я…
–Убил её,– раздался голос рядом ,– убил …
Граф обернулся. С пистолетом наготове  молодой цыган стоял .
–Следил за вами я… Я знал, что горе принесешь ты ей…и мне… Разрушишь нашу жизнь, любовь мою убьешь… Так и случилось… Так умри ж и ты…
Граф не успел ответить. Он понял, пощады ждать не стоит. Поцеловав в холодные уста  любовь свою, поправил кудри черные, он рядом лег, за руку взяв…
–Стреляй,– сказал печально.
Щелчок раздался.
Как обжигающий огонь  любовь была … Была…
Костры…  по-прежнему горели,  звучала музыка, цыганка юная со страстью танцевала…