Александре Родинадзе. Глава 1. Часть 1

Кахабер Родинадзе Адвокат Батуми
Александре Родинадзе

Глава 1. Введение
Часть 1. надо быть человеком, чтобы помнили человеком

Дядя Алёша – это мои дядя. Дядя Алёша, его в Батуми так друзья и знакомые зовут в Батуми, но по паспорту «Александре». В русскоязычном паспорте «Александр». В Грузии так пишется, «Александре», и на грузинском языке «Александре», и на русском языке тоже «Александре». Александре Родинадзе. 1941 года рождения. В возрасте уже. Сейчас 2020-ый год. Посчитаем, получается  79 лет. Многовато. Физически здоров, занимался спортом, светлая голова, имеет ясный, проницательный ум, очень  талантлив, имеет хорошее образование, окончил юридический факультет в Краснодаре, в России, в далеком уже  в 1971 году. Имеет огромный опыт работы  следователем, потом по служебной карьере, по разным должностям, в том числе, заместителем начальника Хелвачаурского районного отдела Министерства Внутренних Дел Аджарской Автономной Советской Социалистической республики,  заместителем министра Министерства Внутренних Дел Аджарской Автономной Республики,  в 1994-2007 годах начальником юридического управления налоговой службы  Аджарской Автономной Республики, потом был лектором Батумского Государственного университета, преподавал гражданское и налоговое право, сейчас работает адвокатом, имеет общую квалификацию, то есть может работает и по уголовным, и по административным, и по гражданским делам.
Дядя Алёша сейчас работает адвокатом. Работает очень вдумчиво, блестяще работает,  так как и здоровье, и природный ум, и образование, и опыт позволяет.
Офис дяди Алёши расположен в городе Батуми, на проспекте Мемеда Абашидзе, бывшая улица Сталина, дом №4, квартира №5, на втором этаже, вход с внутреннего двора.
Официально улица называется проспектом Мемеда Абашидзе, но и сейчас эту улицу батумчане называют улицей Сталина. Почему-то не приживаются новые, несколько раз переименованные названия улиц. Улица несколько раз переименовывалась по обстановке в стране. При Николая II-ом улица называлась улицей Маринского. При Советской власти улица называлась улицей II-го интернационала, затем III-го интернационала, в последствий просто улицей Интернационала. После Великой отечественной войны улица стала проспектом Сталина. А когда Хрущев облил грязью вождя (да, я не ошибся, вождя), затем, после свержения Советской власти, Хрущевым, Горбачевым, Ельциным, улицу назвали  проспектом Мемеда Абашидзе. Мемед Абашидзе – это дед Аслана Абашидзе, руководителя Аджарии в 1993-2004 годах. Мемед Абашидзе общественный и политический деятель Аджарии, Грузии. Он многое сделал за освобождение Аджария из турецкого ига в 1918-21 годах.
Несмотря на все перемены большинство жителей Батуми, простые батумчане, улицу по-прежнему называют улицей Сталина.
Кстати, во время царствование Николая II на первом этаже этого строения располагалась конюшня царской жандармерии.
Разъясняю, здание, в котором расположен офис дяди Алёши, расположен, рядом с консульством Турецкой Республики.
Для тех, кто в советское время были в Батуми. В советский период, напротив турецкого консульства, чуть в сторону, был расположен большой ювелирный магазин. Далее, через перекресток, метров через 20 от перекрёстка, был расположен кинотеатр «Интернационал» (позднее её перестроили, сейчас называется «Аполло»), и далее, рядом, через 2-метровый промежуток для выхода зрителей из кинозала, было расположено одноэтажное здание Кафе. Кафе была постоянно полна народом. Не протолкнутся, и всё по низким ценам. Цены были смешные, потому и очередь стояла. Помнится, мама меня с братом и сестрой иногда водила в кинотеатр «Интернационал», заодно и в это кафе заходили.  Хорошо готовили.  Было вкусно,- и дёшево.
В общем, те, кто в советское время были в Батуми, уже приблизительно представили, где расположен офис дяди Алёши.
Так вот, 24 октября,  2019 года, без пяти минут 11 я захожу в  офис дяди Алёши. Дядя Алёша уже был в офисе. Наш подзащитный, чьи интересы мы оба в качестве адвокатов представляли в суде, еще не пришёл.
Офис  дяди Алёши оборудован на два рабочих места. Почему два?  разъясняю, это офис дяди Алёши, но фактический там же, в течение уже многих лет, работаю и я тоже. Сначала, когда был студентом 2-го курса юридического факультета Батумского государственного университета, работал у него помощником. После того, как я окончил юридический  факультет и, сдав квалификационный экзамен, стал членом ассоциации адвокатов  Грузии, я вместе с дядей Алёшой продолжаем работать в этом офисе, по некоторым делам работаем совместно, по некоторым делам отдельно. Кстати, этот офис не арендован, а находится в частной  собственности дяди Алёши. Дядя Алёша купил этот офис в 1990-ые годы за какие-то смешные 5000 долларов США. Но, хотя деньги-то и небольшие, но, чтобы купить помещение, пришлось деньги занять в долг, выплачивал долги в течение нескольких лет.
Так вот, пришел я в офис к дяде около 11 часов. Как обычно, сел за стол, включил компьютер. Наш подзащитный опаздывал. Пока ждали, образовалось свободное время, и я начал просматривать в компьютере новости интернета, затем в поисковике  интернета ввёл фамилию «Родинадзе». Сначала на грузинском, потом на английском, потом на русском языке. Время от времени я так развлекаюсь, узнаю, какие новости у родственников. Интернет, полезная вещь. Много нового узнаю о своих родственниках. Например, Светлана Родинадзе, доктор филологических наук, преподаватель английского языка в Батумской государственной морской академии,  опубликовала очередную научную работу, - это дочка дяди Алёши; или, например, Шота Родинадзе, доктор филологических наук, преподаватель английского языка в Батумском государственном университете, участвовал в очередной научной конференций, - это  наш родственник; или, например, какой-то журналист опять попытался взять интервью у полковника полиций Александре Родинадзе, это сын дяди Алёши, интервью не дал, правильно сделал, закон запрещает полицейским давать интервью; или, такая же история с другим полковником полиции, Ламзира Родинадзе,  - тоже наша родственница; или, например, оказывается, наша родственница, Хурия Родинадзе, рожденная в 1926 году, колхозница колхоза имени Берия Батумского района Аджарской АССР, в 29.08.1949 года стала Героем Социалистического Труда, – приятно, когда родственники, – герой, я её помню, хорошая, добрая женщина, умерла 3 марта 1998 года, кстати, я знал, что она Герой Социалистического Труда, но не знал, что в 1949 году, когда ей присвоили звание Героя Социалистического Труда, оказывается, колхоз носил имя Лаврентия Берия, и территориально принадлежал к Батумскому району, а не к Хелвачаурскому, как сейчас.
Так вот, ввёл я  фамилию «Родинадзе» в поисковике. И на этот раз, вместе со старыми записями,  обнаружилась  совершенно новая запись с упоминанием имени дяди Алёши. 
На веб-сайте «наша ботаничка» (адрес веб-сайта: http://ukhtoma.ru/geobotany/mazurenko6.htm)  был опубликован отрывок из книги «Утраченная Колхида»,  автор  М.Т. Мазуренко (Мазуренко М.Т. Утраченная Колхида. – М., 2012. – 448 с.), длиннющий такой отрывок. Цитирую тот эпизод, где упомянут дядя Алёша, описываемые события происходят в 1980-ые годы, когда дядя Алёша работал заместителем начальника Хелвачаурского районного отдела Министерства Внутренних Дел Аджарской Автономной Советской Социалистической республики:

Начало цитаты:

«Глава 6. 1984–1988. Снова на Родине, «Суд» в «Магнолии»
В середине очень жаркого дня я еду в Хелвачаури, в милицию. Начальника нет на месте. Принимает заместитель Алеша Родинадзе. В маленьком, раскаленном на летнем солнце кабинете сидит невысокий светловолосый человек. Его форменный милицейский пиджак висит на плечиках на стене. Я подаю текст жалобы и говорю:
– Если тут хоть слово правды – арестуйте меня, прошу защиты.
Он читает:
– Что у вас там творится? Я вам ничего не обещаю. Во вторник приеду и соберу ваших соседей. Ничего им не говорите. Постарайтесь привести на это собрание нескольких ваших сотрудников.
Я так и сделала.
Во вторник под вечер подъехали: председатель Сакребуло толстый Нодари Беридзе вместе с Родинадзе. Из ботанического сада пришло несколько человек во главе с ученым секретарем НерминБагратиони. Родинадзе собрал соседей в клубе дома отдыха «Магнолия». Олег отсутствовал. Он всегда прятался за спины.
Моя тетя – главная жалобщица – сидит рядом с властями. Родинадзе держит жалобу в руках, спрашивает меня, что я могу сказать в свое оправдание. Удивительным образом, по наитию, я сказала, что к тетке никаких претензий не имею, это семейный спор из-за земли. И я готова его решать с Олегом. Кратко и ясно. Помню, дядя Вася Щепетов рвался говорить. В клубе присутствовали мои тбилисские друзья: профессор-филолог тбилисского университета Дима Тухарели с женой Зоей. Они в это время отдыхали в доме отдыха. С удивлением наблюдали весь этот «суд». В зал вошел подвыпивший Осман Чиджавадзе. Он постоянно находился в таком состоянии. Говорит, указывая на жалобу: «Все, что тут написано – правда!». Родинадзе спрашивает: «Что написано в жалобе?». «Не знаю, что написано, но там все правда». После такого заявления Родинадзе очень строго сказал, что это все клевета и что у соседей нет доказательств моих преступлений. Они должны вести себя по-добрососедски. На этом разборка закончилась. Запомнился Леван Хечинашвили – человек крайне нервный и возбудимый. Он кричал: «Она привела сотрудников – потому и победила!» До сих пор меня удивляет его агрессивность. Ведь он меня совсем не знал! Возможно, вел себя так, потому что я собиралась стать доктором наук, а он только кандидат. Через полгода, в декабре, в то время когда я защищала диссертацию, он неожиданно умер от инфаркта.
Не пойму я и других соседей. Только семейство Авдишвили соблюдало нейтралитет, вызывая мое уважение.
В милиции я получила справку, удостоверяющую, что жалоба соседей клеветническая. Подписал ее Родинадзе. Написана она по-грузински. С этой справкой я могла свободно обратиться в суд. Но разве можно судиться с соседями?
ххх
Всего четыре года прошло с тех пор, как тетя Катя на майские праздники собрала соседей на своей красивой веранде, когда мы с дядей Васей под гитару пели, а мама надела свой черный бархатный костюм. Все дружили, и ничто не предвещало будущих безобразий…
До 1993 года я больше не видела Родинадзе, который спас меня. В Батуми у морского порта я встретила его, уже сильно постаревшего, и бросилась к нему здороваться. Он меня не узнал».

Конец цитаты.

Представляете, чтобы по прошествии около 30 лет, кто-то, не родственник, не  товарищ, почти-что незнакомый человек,  положительно  охарактеризовал сотрудника милиции? Чтобы кто-то сказал «Родинадзе, который спас меня», чтобы помнили и были благодарны. Это же надо заслужить. Надо быть  человеком. Как дядя Алёша.
Под впечатлением прочитанного я спросил дядю Алёшу, который к этому времени  уже встал из-за рабочего стола и уселся на длинном диване, что в другом конце комнаты:
- «Помнишь  Мазуренко?»
Дядя Алёша удивился, вопросительно взглянув на меня. Я разъяснил:
- «Она в ботаническом саде работала  в 1980-ых годах».
Дядя Алёша удивился еще больше.
- «Помню. Она доктор наук. А ты откуда про неё знаешь?»
Я сказал, что только что в интернету нашёл отрывок из книги М.Т. Мазуренко, и там был упомянут дядя Алёша.
Дядя Алёша попросил прочитать вслух этот отрывок. Я прочитал. После этого я  сказал, что поражён, что же было такое в этом деле, скорее всего, в хозяйственном споре, чтобы М.Т. Мазуренко по прошествии стольких лет так тепло  вспомнила дядю Алёшу, сказав: «Родинадзе, который спас меня».
Дядя помолчал некоторое время, видимо, вспоминая этот случай, и сказал, что детали дела точно уже не помнит, но в общих чертах, помнит, что это был спор из-за земли и дома, и ничего такого не было, чтобы надо было М.Т. Мазуренко «спасать».
А насчёт жалобы на М.Т. Мазуренко, это была клевета, полная чепуха, но если бы попался недобросовестный милиционер, то М.Т. Мазуренко могла бы, в некоторой степени, действительно  пострадать, но ей повезло, попался дядя Алёша, поэтому слова М.Т. Мазуренко, что «Родинадзе, который спас меня», имеют под собой некоторые основания.
Далее дядя Алёша добродушно улыбнулся, и сказал:
- «надо быть человеком, чтобы помнили человеком».
«Кстати», – сказал дядя Алёша, - «Помнишь, я тебе рассказывал некоторые свои историй, и ты уже много раз просил меня, чтобы я тебя надиктовал на запись эти историй,  для последующей публикации. А рассказал я тебе очень мало, менее  10 процентов, что можно было бы рассказать. Пора бы уже начать записывать эти истории. И еще, в повествовании, ты можешь включить также и этот эпизод из книги Мазуренко».
«Хорошо» - ответил я, - «Договорились».
Как-то обидно стало, что вот, сколько времени собирался записать истории дяди Алёши, да как-то всё не начал. А тут,  книга М.Т. Мазуренко попалась, в которой почти что совершенно незнакомый человек сделала то, чего мне столько времени не удавалось даже начать. Пусть одну историю, но М.Т. Мазуренко да и опубликовала про дядю Алёшу. А я пока ни одну. Обидно.
И я решил.  Начну сегодня же. И начал. Вечером того же дня, 24 октября 2019 года, я наконец-то начал записывать историй о дяде Алёше. Написал вводную часть, первую историю, на одном дыхании, и в первой же истории, согласно просьбе дяди Алёши, включил слова из книги «Утраченная Колхида»:  «Родинадзе, который спас меня».
Думаю, дядя Алёша, прочитав эти строки,  еще раз добродушно улыбнётся, и скажет:
- «надо быть человеком, чтобы помнили человеком».



Кахабер Родинадзе
Адвокат
Батуми, Аджария
24.10.2019