Семейные истории

Светлана Павпер
    Мой дед пропал без вести в 1943. Был подпольщиком в оккупированном селе под Орлом. Когда город освободили, попросился в действующую. У него была бронь, народный учитель, заведующий сельской школы. Пошёл на фронт. Бабушка прочла извещение "пропал без вести" и её парализовало! Она его вытащила из гестапо! Дед попал в облаву, его схватили прямо из дома в домашних тапках, в лютый мороз. Поместили их в подвал бывшего орловского имперского банка, ставшего немецкой комендатурой. Подвал был около 6 метров и на 3 метра заполнен водой. Их сажали на жёрдочку над ледяной водой. Забирали на допрос и приносили избитых, без чувств. Сажали на эти жерди. Люди с трудом держались на них. Засыпали и тонули. В темноте и почти беззвучно. Дед держался за жёрдочку и говорил себе : не спать! У меня 4 детей! Я не засну! А бабушка узнала, что он в Орле, в комендатуре. Сказала старшей дочке, 12-летней - следи за братьями, я могу не вернуться. Младшему папиному брату было 2 года. Бабушка пошла к коменданту. Он знал русский. В народе его звали "Кролик" за полусонный вид и передние зубы. Бабушка сказала, что сельского беспартийного учителя взяли по ошибке. Кролик приказал привести деда, который не спал к тому времени почти 3 суток. Его привели. От свежего морозного воздуха дед потерял сознание, бабушка кинулась к нему и два дюжих немца не могли её оторвать от бесчувственного деда. Кролик с интересом смотрел на всё это и сказал : он умирает. Отдайте его ей, пусть хоронит. У деда была двусторонняя пневмония. Бабушка потащила деда на себе, 27 км. По бездорожью! Добрые люди по пути дали пальто и платок - замотать деду ноги. Она сняла с себя шарф и укутала его. Сама осталась в платке. Так и дотащила. Бабы в селе сказали : Повезло! Дед долго болел. Она лечила его около 3 месяцев, очень любила деда и тут это извещение. После войны она, полу парализованная работала и вырастила 4-х детей. Но ничего уже не рассказывала. У неё речь становилась хуже и хуже. И бабушка умерла, как угасла. Ей было чуть больше 60 лет. Она простудилась. И организм перестал сопротивляться совсем. Как будто она не хотела больше мучиться здесь. Врачи разводили руками. Температура не спадала. Через 5 лет после смерти бабушки мне приснился сон : высокий мужчина, лица его не вижу, как в тумане, стоит за сидящим парнем, лет 14-ти. И говорит : Я твой дед. А это твой дядя, Евгений. У меня другая семья. И начинает пропадать в тумане. Я кричу : Дедушка, где ты? И во сне слышу : В Америке. До сих пор, не знаю, что значил этот сон...

На фото - комендант г.Орла, Брянска и Бобруйска, Адольф Гаман(Хаман), тот самый Кролик...