Перышко

Неля Ядыкина
    Мне нравится смотреть через окно на окружающий мир и, каждый раз, замечать что-то новое, на что прежде не обращала внимание. А вот  горлицу, сидящую на трубе, я приметила давно. Похоже, что эта изящная птица облюбовала нашу газовую трубу! Я вышла во двор и приблизилась к гостье. Птица не испугалась. Она была красива, но не яркой красотой. Оперение горлицы светло — коричневого цвета, а ближе к хвосту - темного. На горлышке — черное ожерелье. Птица смотрела на меня, склонив голову набок, будто изучала. Я сделала шаг еще ближе, но горлица взлетела, а от нее, прямо к моим ногам, опустилось перышко. Оно было трехцветное: сверху — светло-коричневое, переходящее в бежевое, а у основания — белое. Я взяла перо в руки, подождала немного, но птица улетела, до следующего визита. 
    Вернувшись в дом, я положила перышко в коробку с письменными принадлежностями, взяла в руки ноутбук и начала читать. Уже несколько дней я искала в недрах интернета информацию о местечке Любавичи на берегу реки Малая Березина, что на Смоленщине, где в 19 и 20 веках жили мои предки по маминой линии. "...Поселенцы рубили лес, строили дома. Вера  людей была основана на любви к миру и ближнему. Они назвали свое новое место жительства — община Любавич",
" ...развивались ремесла. Жители выделывали кожу, шили сапоги, выращивали лен и вели торговлю. ...В конце 19 века - открыта народная библиотека,  в которой  насчитывалось 25 тыс. книг и 50 тыс.  редчайших рукописей 15 -16 веков...,  по переписи, в местечке насчитывалось 2398 человек и 375 дворов..."
    По рассказам мамы, моя бабушка  покинула местечко после революции 1917 года, а оставшиеся там ее сестры, которые не успели уехать, и ее мать - погибли. "...осенью 1941 года расстреляли 483 человека еврейской национальности, тела которых были закопаны в одной общей могиле. Не щадили даже детей. Дома, священные религиозные книги были сожжены. Когда -то процветающие Любавичи превратились в место скорби...", "...В настоящее время в Любавичах проживает менее 400 жителей..." 
    Читая и осмысливая прочитанное, я будто смотрела кинофильм, который  мое подсознание проецировало  на несуществующий в реальности экран перед глазами.
Вся информация вызвала у меня две сильные эмоции. Первая - восхищение и гордость, потому что на пустом, хотя и живописном, месте поселенцы, своим трудом и стремлением, создали известное в округе местечко, где в течении двух столетий проводились ежегодные ярмарки губернского масштаба. Вторая — ужас и боль от того, какая бесчеловечная мясорубка — война...
      
    На следующий день я не обнаружила перышко в коробке. Поспрашивала домашних, которые  о перышке вообще ничего не знали, потому что я им его  не показывала. «Странно», - подумала я, - «Куда оно могло деться?» Я внимательно оглядела свой стол и все вокруг. Перышка не было. Но меня удивило другое: внимание к мелочам, на которых я останавливала, будто фиксировала, свой взгляд. Мое состояние можно было назвать одним словом: раздрай. Плюхнувшись  в кресло я решила абстрагироваться от возникшей ситуации и, как всегда, посмотрела на любимую картину.
    Она висит над моим письменным столом. Эта картина выполнена в технике шелкографии.  На ней изображена  неширокая дорога, ведущая вдаль, а по обе стороны от нее - деревья  с раскидистыми кронами, за которыми просматриваются бескрайние поля. Это называется аллея, от французского глагола — идти. Вся композиция изнутри освещена невидимым солнцем. Казалось бы, простой сюжет, но атмосфера на картине менялась в зависимости от угла зрения на нее и наружного освещения. На ней можно было увидеть лето и осень; утро, полдень и вечер. Даже тени на дороге менялись. Это было удивительно интересно. Мое настроение, глядя на картину, тоже менялось — всегда в лучшую сторону...

    Сейчас свет на картину падал таким образом, что я видела на ней летнее утро и... какое-то движение. Я встала, подошла ближе и обнаружила на картине то, что не видела прежде: на ветке одного из деревьев сидела горлица! Я почти носом уткнулась в изображение и уставилась на птицу. Горлица не только существовала на картине, она повернула свою небольшую головку и внимательно посмотрела на меня...
      
    И вот я стою на такой, визуально знакомой аллее. Горлица взлетела с ветки и позвала меня вперед. Мыслей в моей голове не было, только ощущения : свежести летнего утра,  запахов трав и радости. Последнее - я просто чувствовала. Радость во мне бурлила и, казалось,  что готова выплеснуться через край..
    Аллея закончилась и перед моими глазами появилось большое село, к которому вела широкая дорога с указателем: «Любавичи». Горлица куда-то пропала. Я шла по главной улице и, что удивительно, знала куда иду, и свою конечную цель.
    Уютный, утопающий в цветах, дворик. Бегают куры... Деревянный дом.. Я вхожу и мимо меня пробегают две девочки, одна — постарше, другая - помладше. Они меня видят, улыбаются, будто мое присутствие здесь само собой разумеющееся... Я прохожу в светлую, чистую комнату, где стоит большой стол и женщина, в фартуке и с платком на голове, раскатывает тесто. Обернувшись и увидев меня, она  сказала: «Дочка, раскатай лепешки, только по-тоньше. Так маца будет вкуснее. А я буду их в печку выкладывать.»  Я взяла скалку. Мои руки знали, что нужно делать. Скалка меня слушалась и лепешки быстро перемещались со стола в горячую печку. «Женщина в платке и фартуке -  моя прабабушка, мама моей бабушки Ривы. Вкус бабушкиной мацы — вкус моего детства. А сейчас я нахожусь в мире ее детства и, вероятно, одна и тех девочек, пробежавших мимо меня, моя бабушка!» Это были первые мысли - рассуждения, которые возникли в моей голове после того, как я попала на аллею... «Вот мы и закончили. Смотри! Горлица прилетела! Можешь покормить ее крошками. Она будет довольна...» - Голос  прабабушки вывел меня из мыслительного процесса.
    Горлица! Она сидела на ветке яблони, растущей перед раскрытым окном. Я быстро отсыпала в ладонь крошки мацы и, с благодарностью, посмотрела на женщину, вытирающую полотенцем свои натруженные руки. Она улыбалась, а ее взгляд  словно прощался со мной. Мне захотелось плакать и я быстро выбежала во двор, к горлице. Птица опять наклонила голову набок и внимательно изучала меня. Я протянула ей ладонь, но ветерок сдул крошки на землю. В это время,  слезы все-таки наполнили мои глаза. Я моргнула, тряхнув головой, чтобы их сбросить...

    Открыв глаза, я их потерла, на всякий случай, а потом в голову ворвался шквал мыслей и вопросов... Я сидела в кресле. На стене висела любимая картина. Поднявшись и приблизив к ней лицо, я пыталась увидеть птицу. Горлицы не было, как не было и перышка. Я грустно вздохнула и пошла на кухню, с единственной логичной мыслью о случившимся: мне все привиделось.
    Неожиданно, а может не случайно, мой взгляд упал на полку, где лежала скалка, которую мне отдала моя мама, как память о бабушке. Мое сердце заколотилось так, что его удары отдавали в  голове. Я подошла ближе, взяла скалку в руки и к моим ногам упало потерянное перышко. Перед глазами сразу замелькали картинки из путешествия в Любавичи! Ощущения в руках... Это скалка моей прабабушки! Я опять тряхнула головой, пытаясь вернуться в реальность...
    Все нормально. Я дома. Скалка в руках. Перышко на полу. Как оно оказалось на полке, рядом со скалкой?  Этого я, похоже, не узнаю никогда. Мне и так приоткрылась дверь в непознанное, за что я благодарна перышку, вернее горлице. Я посмотрела за окно. Моя, теперь уже старая, знакомая сидела, как обычно, на газовой трубе и, повернув голову, наблюдала за мной. Чудеса! Я подняла с пола перышко и помахала им горлице. Птица, кивнув головой, улетела...
    Я положила скалку на место, в душе чувствуя особое почтение к этой старой, деревянной вещи, которая сохранила тепло рук родных для меня людей. И эта память сохранится для моих потомков.
    Вернувшись в кабинет, я опять положила перышко в коробку и подошла к картине, которую я теперь знала изнутри.. Было бы хорошо опять оказаться в Любавичах, только перед войной, чтобы спасти моих родственников от гибели.  Жаль, что ни я, ни кто другой, не в силах изменить прошлое. Даже горлица — символ  чистоты, любви и мира.