Мысли о смерти не отпускают после смерти моей собаки Лаки.
Смерть людей, в особенности достаточно долго поживших, не так будоражит сознание . В конце концов, если их душа не пойдет на небо, то по крайней мере они могут оставить нечто ценное после себя. Но что оставит собака или ребенок ? Их смерть ставит в совершеннейший тупик. Как и моя собственная смерть, которая кажется абсурдом. У Гете есть такая мысль, что Природа, затратившая столько труда над совершенствованием, в данном случае, человека, не может просто его убрать. Это не рационально, а природа никогда не растрачивает напрасно своих богатств. Мне нравится эта мысль. Гете полагал, что сознание человека после его смерти вливается в виде частички в Сознание природы (или Бога, если угодно).
Но как быть с телом ? Положим, мне нравится мое тело, я не хочу, чтобы оно старело, умирало. Здесь кажется, что природа меня обижает. Я люблю свое тело, не меньше чем душу. Но что если я могу возродиться с еще более красивым телом ? Эта мысль мне тоже нравится. То есть, попробовать себя в роли женщины или пантеры или дельфина, почему бы и нет ? Или «О если б вновь родиться сосною на горе!» (Рёта)? Другими словами, смерть дает больше шансов, чем жизнь. И здесь нет ничего невозможного. Может быть даже смерть это самое лучшее, что нас ожидает (Уитмен). Разумеется между прошлым и будущим должна быть связь.
Эту связь мы знаем из истории, мы чувствуем ее интуитивно. Вся жизнь на Земле это непрерывная трансформация, эволюция, изменение. Лучше всего, о нашей эволюции, на мой взгляд, написали Джон Сид и Джоанна Мейси в книге «Думать как гора» [1].
Сегодня почувствовать свою связь со всеми живущими, кто жил ранее, и кто будет жить в будущем – архиважно. “Выбраться сегодня из наших индивидуальных тюремных клеток – пожалуй, самая интересная и сложная задача», пишет Джоанна Мейси – «вспомнить нашу историю, проникнуться ей, попробовать ее на вкус. Потому как настал тяжелый и опасный период. Знание этой «большой истории» должно придать нам силы, чтобы продолжить путь. Оно придаст нам мужества, силы, радости, чтобы снова окунуться в здоровый танец природы.»
Поэтому продолжим дальше танец.
Но танцевать придется осторожно. Не только цивилизация - весь мир сегодня находится под угрозой вымирания, и имя виновника - прожорливое племя H. sapiens. Грозит ли этому непомерно размножившемуся виду также вымирание? Не думаю. Слишком настырный. Опять же, возвращаясь к мысли о трансформации как эволюционном процессе, сокращение популяции людей следует отнести к положительным моментам истории. В этом случае смерть стоит на стороне всей природы и остальных видов. Более того, она обновит наше обанкротившееся племя, сделает его скромнее и добрее. Очень надеюсь.
В этом смысле рассматривайте вашу смерть как вклад в общее дело сохранения природы.
* * *
[1] [Cм. например, «Гея, наша жизнь» http://proza.ru/2008/02/05/211]