Memento mori

Виктор Постников
Мысли о смерти  не отпускают после смерти  моей собаки Лаки. 
Смерть людей, в особенности достаточно долго поживших,   не так будоражит сознание .   В конце концов,  если их душа не пойдет на небо, то по крайней мере они могут оставить нечто  ценное после себя.  Но что оставит  собака или ребенок ?   Их смерть ставит в совершеннейший тупик.  Как и моя собственная смерть, которая кажется абсурдом.   У Гете есть такая мысль, что Природа, затратившая  столько труда над совершенствованием, в данном случае, человека,  не может просто его убрать. Это не рационально, а природа никогда не растрачивает напрасно своих богатств.   Мне нравится эта мысль.  Гете полагал, что сознание человека после его смерти вливается в виде частички в Сознание природы (или Бога, если угодно). 

Но как быть с телом ?  Положим, мне нравится мое тело, я не хочу, чтобы оно  старело, умирало.  Здесь кажется, что  природа меня обижает. Я люблю свое тело, не меньше чем душу.   Но что если я могу возродиться с еще более красивым телом ?  Эта мысль мне тоже нравится. То есть, попробовать себя в роли женщины или пантеры или дельфина, почему бы и нет ?  Или «О если б вновь  родиться сосною на горе!»  (Рёта)?   Другими словами, смерть дает больше шансов, чем жизнь.     И здесь нет ничего невозможного. Может быть даже смерть это самое лучшее, что нас ожидает (Уитмен).  Разумеется между прошлым и будущим должна быть связь.

Эту связь мы знаем из истории, мы чувствуем ее  интуитивно.   Вся жизнь на Земле это непрерывная трансформация, эволюция, изменение.  Лучше всего, о нашей эволюции, на мой взгляд, написали  Джон Сид и  Джоанна Мейси   в книге «Думать как гора» [1].

Сегодня почувствовать свою связь со всеми живущими, кто жил ранее, и кто будет жить в будущем – архиважно.   “Выбраться сегодня из наших индивидуальных тюремных клеток – пожалуй, самая интересная и сложная задача», пишет Джоанна Мейси –  «вспомнить нашу историю, проникнуться ей, попробовать ее на вкус. Потому как настал тяжелый и опасный период. Знание этой «большой истории» должно придать нам силы, чтобы продолжить путь. Оно придаст нам мужества, силы, радости, чтобы снова окунуться в здоровый танец природы.»

Поэтому  продолжим дальше танец.

Но танцевать придется осторожно. Не только цивилизация  - весь мир сегодня находится под угрозой  вымирания,  и имя виновника -  прожорливое племя H. sapiens.   Грозит ли этому непомерно размножившемуся виду  также вымирание?      Не думаю. Слишком настырный. Опять же, возвращаясь к мысли о трансформации как эволюционном процессе,   сокращение популяции  людей следует отнести к положительным моментам истории.  В этом случае смерть стоит на стороне всей природы и остальных видов.  Более того, она обновит наше обанкротившееся племя, сделает его скромнее и добрее.  Очень надеюсь.
В этом смысле рассматривайте вашу смерть  как вклад в общее дело сохранения природы.

*  *  *
 [1] [Cм. например, «Гея, наша жизнь» http://proza.ru/2008/02/05/211]