Эпитимья старца Серафима Бобича

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 54

Фото: Архимандрит  Серафим ( Бобич;  1929 - 2020). Иерусалим, гора Елеон, Спасо-Вознесеский женский монастырь. 2011 год. Автор фото: Холодюк А.Г. Из архива автора. Публикуется впервые.

Фото могилы почившего старца здесь -- http://proza.ru/2020/06/20/1761


                Ты видишь, Господи, обиду мою;
                рассуди дело мое.

                Плач Иеремии. 3:59

               
               

В 2011 году архимандрит Серафим Бобич во время  богослужений находился не в алтаре Елеонского  cобора, а сидел среди паломников  в его правом, так называемом "мужском" полукружии. Здесь он  старательно  вычитывал помянники и записки. Таким  было его послушание.

Причащаться старцу разрешали в алтаре. А вот служить или  сослуживать - нет. Это правило действовало с 1997 года. Редко, кто из монахинь брал у него благословение: не приветствовалось монастырским начальством. Репутации архимандрита Серафима на Елеоне никто не  завидовал. Его многие сторонились и не общались с ним. Среди елеонских сестер и нескольких монахов, живших на территории обители, из игуменской распространили  злобные слухи,  что  архимандрит  Серафим "в прошлом был мужеложником".

По рассказам монашествующих, на старца  архиепископом Марком (Арндт) наложена "суровая" эпитимья. Известно, что православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное». А епитимья  иеромонаха Серафима длилась не год, а  два десятилетия. Она - сверх возможностей этого престарелого человека, слезами и раскаянием давно  осознавшего свои  прошлые греховные преступления.

Архимандрит Серафим был оклеветан  бывшими недругами из числа афонских греков (якобы "за нетрадицонную ориентацию") еще в годы пребывания на Святой Горе Афон, где он много лет возглавлял  Ильинский скит. Игумен Серафим - последний из тех четырех русских монахов РПЦЗ, кто покинули в 1992 году захваченный греками русский скит. Шлейф клеветы протянулся от Афона до Иерусалима.

Автор связался с афонским  иеромонахом Николаем Генераловым, представлявшим в 90-е годы в Киноте Святой Горы  интересы  Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Он, хорошо знавший в те годы игумена Серафима,  категорически отверг клеветнические обвинения   в адрес старца и назвал их  "грязными сплетнями" и "преднамеренной ложью".
 
...Пребывая  на Елеоне, автор заметил, что после  утренней трапезы  оболганный старец Серафим брал в руки метлу, совок, ведро и  подметал монастырскую территорию. Это его "добровольное" послушание. В полдень  он приходил в трапезную со стеклянными  банками и разной посудой, куда собирал со стола остатки пищи. Компот, суп или борщ  он сливал в одну  литровую банку. Иеромонаха по дороге в его  домик-келью, что справа от  входа  в  нижнее кладбище,  с мяуканием встречали несколько кошек. Они ласкались у его ног и спешили за ним. Над  его головой  летали с карканьем две-три  вороны.  На металлическом противне у входа в домик монах раскладывал пищу кошкам, на другом - птицам. Он разговаривал  с кошками и птицами по-английски. Разномастным кошкам монах придумал  заморские имена, а ворон, по его словам, он кормил лишь потому, что  они в ветхозаветные времена "подкармливали пророка Илию".

- Отец Серафим, не эти черные вороны, а вОрон! кормил пророка Илью, это разные птицы...
 
В 2011 году автор в течение месяца  наблюдал за этим странным  монахом и общался с ним. Имя старца Серафима широко известно, оно упоминается во многих статьях об Ильинском ските на Святой Горе Афон. Интервью  для прессы старец Серафим отказался давать ("Мне некогда, читаю Псалтирь и готовлюсь к смерти"),а вот просто разговаривать  о том и о сем - "Пожалуйста!". За редкими  беседами  он угощал в своей  келье кислым-прекислым вином из синтетической грязной посудины.
Не замечал, как брезгливый гость ухитрялся и  выливал винный уксус в раковину.  Пробовал старец  немецкие гастрономические деликатесы и похваливал  на английском  языке, мол, " какие они - биологически чистые". На прощанье мы с ним обменялись подарками, я ему - новый будильник и прочные носки, он мне - пару своих фотографий с автографами. Как мог, я успокаивал его:

- Слухи ходят обо всех, отец Серафим. O молодом и старом  Марке тоже. Архимандрит Марк  якобы  имел  "втайне от клира блудное сожительство с матушкой N. одного близкого ему священника" и  "даже родил с нею девочку по имени W." Какие из слухов правдоподобные, а какие являются вымыслом, до сих пор не разберутся в зарубежном  приходе Мюнхена! (Оба смеемся).

- Монах должен терпеть поношения.

- Cлава Богу, что Вы не болеете, отец Серафим.


...Архимандрит Серафим (Бобич) родился в Америке, куда эмигрировали его родители-карпатороссы. Священство принял  в США, где окончил семинарию и был преподавателем. В Ильинский скит на Афоне прибыл в 1970 году. Помню, в июле 2019 года  на конференции  по Афону  в Одессе  [1] протоиерей Серафим (Ган) из США рассказывал в своем докладе [2] и  об отце Серафиме Бобиче, бывшем "насельнике Тихоновского монастыря в Пенсильвании". Одним из его послушаний в этой обители было копание могил на кладбище.  В Русскую Зарубежную Церковь "иеромонах Серафим (Бобич) принял епископ Лавр согласно распоряжения митрополита Филарета из Северо-Американской митрополии".

По мнению церковных историков, "переход иеромонаха Серафима был связан с предоставлением автокефалии этой юрисдикции, ставшей Православной Церковью в Америке"[3]. Из афонских посланий  монаха Серафима (Бобича) в адрес   митрополита Филарета "видно, что он в первую очередь искал иноческого жития на Афоне. Епископ Лавр охотно согласился помочь отцу Серафиму осуществить его заветное желание".  Об этом свидетельствуют письма афонского насельника, хранящиеся в архиве Архиерейского Синода "[4].
 
"Прибыв на Афон, отец Серафим активно взялся за ремонт храмов и других скитских зданий, наняв для этого специальных мастеров и рабочих, и неукоснительно совершал все положенные богослужения. Уже в июне 1971 г. архимандрит Николай начал ходатайствовать перед администрацией Пантократора о назначении отца Серафима проигуменом скита".  В монастырь Пантократор поступили  ходатайствующие письма и от канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, но  "вопрос о назначении заместителя не решался". Архимандрит Николай, думая о будущем  Ильинского скита, составил предсмертное завещание, где "кратко изложил ходатайство о назначении отца Серафима игуменом скита". Этот документ  поступил в канцелярию  Губернатора Афона.

Через два года, в августе 1973 года "отец Серафим был поставлен игуменом Ильинского скита, куда прибыла комиссия эпитропов Пантократора и удостоила его сана архимандрита, выдав ему соответствующее о том удостоверение. После этого на некоторое время влияние Русской Церкви на Афоно-Ильинский скит было обеспечено, о чем доложил Архиерейскому Синоду епископ Лавр, обрадовавший всех его Преосвященных членов"[5].

Прошло два десятителетия. К 1992 году  в  скиту  осталось всего четыре  насельника во главе с архимандритом Серафимом.  По информации русского иеромонаха Николая Генералова (антипросопа), игумен Серафим с  братией "не признавали новостильную Вселенскую Церковь и поэтому не поминали имя святейшего Вселенского Патриарха, что явно противоречило афонскому уставу. Вторая причина непоминовения та, что Вселенская патриархия участвовала в экуменизме".

Игумена Серафима  серьезно предупреждали, что насельников скита отправят  со Святой Горы  Афон, если они  не будут поминать Вселенского патриарха. Так оно и случилось: в мае 1992 года Вселенский патриархат вместе с Афонскими духовными властями постановили заселить русский Ильинский скит  греческими монахами из монастыря Пантократор.

Предварительно представители патриархатa и Кинота  7 мая того же года встретились  и  кратко поговорили с игуменом  Серафимом. Он остался при своих убеждениях и наотрез отказался поминать на богослужениях имя Вселенского патриарха.  В порыве гнева  игумен  Серафим, увидев прибывших  на территорию скита полицейских, "обозвал экзархию ругательными словами: "Иуды, антихристы, коммунисты".

В тот же день  игумену Серафиму  и другим насельникам скита дали один  час  на сборы и  изгнали из территории скита. Монахов посадили в две полицейские машины, отвезли  их на главную пристань Дафни и далее  на катере  отправили за пределы Афона.

Из Уранополиса  игумен  Серафим позвонил антипросопу  Русского Пантелеимонова монастыря, иеромонаху Николаю Генералову  и подробно рассказал, как его изгоняли из Святой Горы Афон. Отец Серафим подтвердил, что он действительно  "обзывал  экзархов «иудами», «антихристами», потому что  они "без суда и следствия творили явное беззаконие", "ворвались как униаты в скит с  полицейскими". Отец Серафим  добавил, что он "мог бы закрыть ворота скита, но  тогда  полиции пришлось бы штурмовать скит силою". Однако развития такой истуации игумен решил избежать.
 
После печальных  афонских событий изгнанный из Святой Горы иеромонах Серафим некоторое время жил в Сан-Франциско. Из США переехал   в Святую Землю и поселился в Хевроне, в Свято-Троицком мужском монастыре, принадлежавшем  РПЦЗ до 1997 года. Здесь отец  Серафим прикоснулся к древней библейской истории и поклонился Мамврийскому Дубу, свидетелю Араамова гостеприимства и христианскому символу деятельной любви к Господу и ближнему. В Свято-Троицком монастыре отец Серафим подвизался около пяти лет, а позже его и собратьев  тоже отсюда выдворили. Это случилось в 1997 году во время визита в Святую Землю Патриарха РПЦ МП Алексия II. По данным прессы, "палестинские власти захватили монастырь для последующей его передачи Московскому патриархату", причем, "были избиты его насельники и игумения Елеонского монастыря Иулиания". Последнюю удалили из женского монастыря на горе Елеон, после чего матушка Иулиания покинула Иерусалим, уехала в Чили и ушла там  в раскол.

Архимандрит Серафим оказался в женском монастыре на Елеоне, где сестры его "терпели". Здесь он встретил новые испытания:  игуменья Моисея (Бубнова) распространила среди сестер слухи о "нетрадиционной ориентации"  старца Серафима. Передатчик этих слухов - архиепископ Марк (Арндт). Вот  и наложили на иеромонаха Серафима  эпитимью. Возраст ее  исчислялся  не годом.  Десятилетиями. Старец молча нес подвиг терпения незаслуженной клеветы. Его епитимью  не назовешь «врачеванием духовным», она была пожизненным его  наказанием,  злобной  и  карательной мерой архиепископа Марка. Доколе? - спрашивал автор в разных кругах РПЦЗ.

24 августа 2017 года в Иерусалиме праздновали 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина Капустина. В этот день произошло знаменательное
событие  в жизни архимандрита Серафима: гость обители - митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви снял наконец-то  епитимью с иеромонаха Серафима Бобича.

С того дня все елеонские сестры, включая и больную игуменью Моисею на покое,  берут у старца благословение. Однако по причинам старости ( 91 год!) и физической слабости иеромонах Серафим  служить уже  не может. Много раз отец Серафим благословлял  в обители трапезу.  C осени  2019 года он молился в домике-келье.

В первой половине  дня 18 июня 2020 года архимандрит Серафим причастился в своей келье на Елеоне  и далее очень тихо отошел ко Господу.
                *         *        *


             К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)


                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви" задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г. (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.

Примечания.

[1] Международная научно-богословская конференция «Афонское наследие и традиции исихазма в истории и культуре Украины» ( 20 июля 2019 г. в г. Одесса , Украина).

[2]  Протоиерей Серафим Ган, Управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Доклад о. Серафима Гана «Об усилиях епископа Лавра (Шкурлы) по сохранению Афонского Ильинского скита в последние годы жизни архимандрита Николая».
 
[3]  Там же.

[4]  Там же.

[5]  Там же.