Воспоминания детства

Валерьян Акимов
               
Валерий Акимов.





                Первое море в жизни…




 

   Впервые я  увидел его в 1968 году, мне тогда было 7 лет. Моей маме, работнику типографии, профсоюз  выделил две бесплатные путёвки в Крым, и мы рванули к морю…

 Ехали мы поездом, и я всю дорогу смотрел в окно… мечтал, думал о нём. Скорей бы его увидеть! Какое оно, это море…?

 Мы приехали в Евпаторию. В те годы это был  тихий и уютный  городок. От вокзала мы сели в маленьком старинном трамвайчик, и он  неспешно довёз  нас до гостиницы.

  «Украина» - так называлась  гостиница, где мы  должны были остановиться. Мама оформила документы, и нас  повели  в номер. Просторный  лифт поднимался медленно. Через стеклянные двери были видны красиво оформленные этажи. Каждый этаж имел свой цвет или даже оттенок. Второй этаж  был  в мягких, жёлто-пастельных тонах, третий был в зелёных, а четвёртый в синих. Мы вышли из лифта, и я уже представлял, что сейчас увижу наш необыкновенный номер, в котором мы будем отдыхать две недели!

  Но… это  же только начиналась моя жизнь…  Я тогда ещё не понимал, что такое бесплатные путёвки.

  Мы прошли по коридору и поднялись ещё выше по лестнице. Там, дальше, была крыша. Она была плоская. На ней были смонтированы  как бы лёгкие домики, проще сказать, небольшие комнатки, скорее, совсем маленькие. Обстановка была скромная: две кровати, между ними тумбочка и прибитая к стене вешалка. Но главное - это единственное окно, которое, слава Богу, выходило на МОРЕ!

  Мама конечно же была расстроена таким жильём… Она наверное тоже мечтала о номере, но что поделаешь, в 60-х годах люди отдыхали и так.  Мы вышли из комнаты на крышу, которая была  как бы смотровой площадкой. К высокому парапету можно было подойти, облокотиться на него и любоваться  городом.  Мы встали возле него, и я увидел  море…

  Это была тёмно-синяя полоса, от которой я не мог оторвать  взгляда. Море стало моей мечтой на всю жизнь. Я всегда стремился к нему… Мечтал, думал, что придёт время, и я на собственном автомобиле приеду сюда….   
Да, так и случилось…  Моя мечта сбылась… Правда, с тех пор прошло немало  лет…

 Мама  вернулась в номер, взяла сумку, деньги,  и мы пошли на пляж. Шли мы по улице Фрунзе. Она была прямая, как стрела, и вела нас прямо к морю. Справа и слева были маленькие магазинчики и палатки со всякой мелочью и сувенирами, бусами из ракушек, всего было много, и у меня глаза разбегались. Мы зашли в первый магазин, и мама сразу же купила мне спасательный круг! Хотя я уже к тому времени хорошо держался на воде. Правда, я просил у неё маленький надувной матрац, но пришлось довольствоваться только кругом. Круг тоже был классным. Он был точной копией настоящего, морского, только резиновый.

   Вот мы и на пляже. В те годы людей на пляже было гораздо меньше, чем сейчас. Сам пляж был из мельчайших ракушек, напоминающих  песок. Быстро раздевшись, я пошёл к воде. Теплое  море  нежно обняло меня и погрузило в свои объятья…

  Я купался до посинения! У меня от холода тряслись губы, но я с тревогой спрашивал маму: - «А ты меня ещё отпустишь?!!!»  И, получив положительный ответ, успокаивающий меня, я зарывался в горячий песок и грелся.

  Но самые интересные и незабываемые впечатления я получил после того, как мама  всё-таки поддалась моим уговорам и купила мне МАСКУ! Маску для подводного плавания!

  Я впервые тогда увидел другой мир! Таинственный подводный мир! Такое я видел лишь в кино или по телевизору, а теперь я сам мог насладиться неведомым! 
 Причудливые, крупные рыбы плавали вместе со мной. Я узнал потом, что это были кефали. Бычки и морские коровы тоже находились рядом, они  зарывались в песок, а маленькие морские петушки торчали из своих лунок в камнях, и быстро прятались, когда я пытался их схватить. Медузы -  правда, они были небольшие, но тоже привлекали моё внимание. Я не боялся их  трогать руками, иногда выносил  на берег и показывал маме.

  Мне было чем заняться каждый день. Я не расставался с маской и постоянно изучал подводный мир, а вечерами  мы гуляли по городу. Прокат велосипедов - это для меня было просто вершиной!  Дома мы жили в коммуналке, и своего велика  у меня не было…. А сами знаете, что такое, когда у тебя в детстве нет велосипеда. Это почти катастрофа!  Но я молчал и не клянчил  у родителей, зная, что ставить его просто будет некуда. А тут, тёплыми  южными вечерами, я катался по тенистым аллеям парка и был самым счастливым человеком! У меня был почти мой собственный велосипед!

 Каждый день начинался с завтрака.  Мы спускались в столовую  гостиницы, и я ел рисовую кашу с молоком, белый хлеб с маслом и запивал я это дело какао. Всё это мне казалось вкусным, и я не огорчал маму. Обеды я не помню… Наверное они были тоже неплохие. Но я помню сладкую "вату"! Тогда я её впервые увидел и хрустящие вафельные палочки с кремом! Разве забудешь такое?! А ещё я запомнил большие автоматы  на улице. Таких в Москве я не видел. Они были похожи на автоматы с газированной водой, но только больше. В них продавался вишнёвый сок. Нужно было опустить одну монетку в 5 копеек, и стакан с вишнёвым напитком был наполнен.

  В Евпатории тогда был прекрасный парк с каруселями и аттракционами. Я любил кататься на карусели, потому что там были красиво сделанные лошади. Они были разных мастей, да ещё с сёдлами. Было ощущение, что ты скачешь на настоящей лошади. Один раз я уговорил  маму прокатиться на аттракционе "самолёт". Сам потом пожалел…. Небольшая модель самолёта на два человека. Я сел впереди, мама позади, она держала меня руками. Когда включили аттракцион, я не ожидал, что самолёт поднимется так высоко и будет кружиться, да ещё с такой скоростью. Всё вокруг завертелось  так, что я уже не мог понять, где земля, а где небо!  Мама визжала, а я, испугавшись совсем, залез вперёд  в нос самолёта, чтобы не видеть всего этого. Было страшно. Самолёт  этот я тоже запомнил надолго…

  В Евпатории было много санаториев для детей, я впервые увидел столько детей-инвалидов. Я хоть и был крайне мал, но мне бросилось в глаза то, что эти дети   не из  простых семей… Их одежда была  явно не из советских магазинов. Но тогда  меня это совсем не волновало…. Я отдыхал и наслаждался атмосферой южного города и морем. С мамой мы гуляли по городу до темноты. Недалеко от пляжа располагалась танцплощадка. Громко играла музыка, и молодые мужчины и женщины танцевали. Но танцевали они не принятые тогда в СССР танцы... А танцевали они ШЕЙК! Тогда я впервые его увидел. Это было что-то необычное. Мы стояли с мамой возле ограды, и я смотрел во все глаза, запоминая всё, что только мог запомнить. Потом, уже через год, в пионерском лагере я показал свои познания на танцах. Воспитатели сделали мне замечание, а я гордился, что могу танцевать этот неизвестный, да ещё не очень разрешённый танец почти так же, как танцуют его взрослые.

   Всё когда-нибудь заканчивается….Закончился и мамин отпуск….  Мне так не хотелось уезжать из этого чудного города, я даже плакал...
 Прибыв в уже дождливую Москву, мы зашли в нашу коммуналку. Всё было как-то не так... Но это ощущение быстро прошло. У  меня была масса впечатлений,  которыми я с большим  удовольствием  делился со своими друзьями.  И конечно приукрашивал их, как мог. Многие из нашего двора ещё не были на море, и всем было интересно. Начиналась школьная пора… Учиться  конечно же  мне тогда совсем не хотелось, а хотелось лишь  мечтать и ждать. Ждать следующей поездки  и следующей встречи с морем…

 

               
                2019 год.