Джокер фильм трагедия рецензия

Алексей Малышев Сказитель
 
 Джокер


  Мировые СМИ сообщили удивительные новости - фильм "Джокер" собрал в прокате один миллиард долларов!

 И появился повод о нём написать и попытаться понять это явление, новое в мировом кино.

   Тайна сочувствия зрителей садисту инвалиду?

  Фильм без особых заметных спецэффектов, без противопоставления героев, даже без Бэтмэна!

  И начинающегося с обычных житейских сцен клоуна на улице. Пусть в чём-то и трагических событий уличной работы наёмного клоуна, на которого налетели глупые мальчишки подонки и отобрали у него плакат который он постоянно вращал и котором раздражал окружающих.

   Клоун наивно бежит за ними очень долго, забегает в крысиную подворотню. Но это оказывается уличная банда подростков которая специального заманила да ударила этим плакатом, он упал, и все они начали его топтать и бить ногами.

 Но всё кончилось неплохо, он не попал всё-таки в больницу, и это были просто ушибы но оказывается что у него не всё в порядке с психикой.

 Приемы у дешевого социального психотерапевта не приносят особых результатов. На деле этот приём больше напоминает формальную процедуру и не содержит каких-то радикальных ответов на его огромный вопросы. Джокер одинок, он трагически одинок.

 Никак ему общество помочь не может.

На самом деле Хоакин Феникс, талант, игравший императора Комода в Гладиаторе, снявшийся в главной роли Джокера, невероятно рисковал и попал в безнадежное положение.

   Его тяжкая работа должна переломить банальный ход развития скучнейшего сюжета. комикса в духе 60-х, про обычного совершенно человека у которого единственными яркими чертами , являются странности и элементы психических заболеваний.

 Но вот в его жизни происходит чудо он попадает на тэвэ, на передачу ток шоу с участием мэра города. Мрачного города Готэм, название которого взято из комиксов о Бэтмене, но здесь всё начинается обычно и фильм не превращается в какую-либо легенду.

   Мэр вызывает Хоакина, будущего Джокера на разговор за кулисами, у них много общего, у обоих погибли от уличных столкновениях с преступностью родственники.

  Не странно, что сам мэр относится к нему удивительно хорошо. Он очарован и даже говорит, что хочет увидеть в нём  самого себя ,  и мечтал бы иметь такого сына...
    На работе все ровненько.
   И вдруг, услышав о его неприятностях с уличными подростками, знакомый типа "Гомер Симпсон" дарит ему револьвер с патронами в обычном пакете из-под бургера.

   - Ты должен иметь оружие, иначе тебя поимеют -,говорит сосед по шкафчику одежды.  Джокер в ответ смеётся клоунским наигранным профессиональным смехом .
Но всё указывает на то, что за простыми с видом эпизодами стоит тайна на миллиард долларов за мирового клоуна...

   А может быть, мы все в этих огромных городах просто маленький клоуны, более или менее смешные, каждый из своей репризы .

А я встречал людей с психологией Джокера. Весёлые и искрометные на людях, они смертельно мрачны наедине с собой, в своём одиночестве, в своем страшном одиночестве...


Смакуется несправедливое увольнение Джокера с работы...

  Словно восточный ветер в жизни Джокера всё трагическое начинается с неравной драки в метро, которая заканчивается применением с его стороны оружия самозащиты.

  Шмаляет клоун сразу в двух человек, а за третьим гонится и добивает его, что указывает в нём человека волевого и четкого в своих намерениях. И готов псих на большие и страшные поступки.

 После этого он за является к знакомой соседке и целует её губы и всё это превращается в страстное соитие, первое и последнее в короткой жизни психа.

 Эго-психология из психологии жертвы и неудачника медленно начинает превращаться в психологию странного жуткого героя.

  И всё-таки, простите режиссера за отсутствии заметных спецэффектов современного блокбастера. Перед нами артхаус. Прямой перевод гламурного слова - домашнее кино.

 По сути, фильм Джокер это глубокий Андеграунд, это очень удаленный от мейнстрима, андеграундный фильм по-своему изысканный, по-своему продуманный маргинальный артхаус. Тем более странно, что артхаус получил такой неимоверной успех, люди доверили ему свой воскресный отдых и заплатили миллиард долларов... За что же они заплатили эти деньги?

  И я думаю, всё-таки, это именно сочувствие, щемящему чувству одиночества и удивительная иллюзия понимания персонажа на экране. Хотя его отчаянные поступки большинство зрителей, конечно, не только не разделяет, но и осуждает. Тем не менее трагичный черно красный клоун Джокер становится выразителем подсознательного внутреннего человеческого стремления к уважению и признанию среди людей.


   Если Вы готовы 20 минут ждать начало приключений нашего персонажа рекомендую к просмотру интересно операторская работа интересные портреты и самого персонажа и его собеседников всё это вызывает уважение и и заставляет снова и снова задумываться о том какова причина успеха этого персонажа в современном городском пространстве.


  Тайна Джокера остается нераскрытой. Тайна успеха в его мировом одиночестве и его вселенской оскорбленности.

Он пытается стать стендапером но в его стендапе непонятно, чего больше, горя или смеха.

   Я думаю что один из подходов к тайне Джокера это типичная классическая американская улыбка, которую клоун воплощает по-своему, с неким с одесским все побеждающим почти насильственным смехом, истерическим, трагическим, безнадежным смехом у пропасти.

   Джокер становится кличкой, маской, и в этой маске древнейшая культура человечества. Через маску реализуется превращение себя в образ, стилизация безграничного в "человека  карикатуру" и обретение в этой карикатуре своеобразной индивидуальности, судьбы, когда ограниченное делает из человеческого несовершенства карикатуру, сжатую и упрощенную фотографию -плакат, на ту убогую  роль, которую все мы играем в этом мире. Джокер вскоре станет вождем городских хулиганов...

Это чисто американский фильм, и маска Джокера отдает ацтеками, когда он бежит по огромной каменной лестнице, как жрец Кецаль-Коатля на кровавой церемонии...

Еще одна догадка - все это о предчувствии революции, кто был ничем, тот станет всем, и красный цвет костюма Джокера и уличные беспорядки в конце, или начале нового мира, где Джокер - лидер сплоченных боевых маргиналов?