В память о прошлом...

Игорь Платунов
 В канун семидесяти пятилетия Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной воине, на всех мероприятиях посвященному этому светлому дню неизменно является Волгоградский монумент «Родина – Мать зовет» известный нам с детских лет. Да Мамаев Курган города – героя Волгограда безусловно является символом мужества и стойкости в кровопролитной войне с фашизмом. Из учебного курса истории нам известно то, что официальной датой окончания Сталинградской битвы считается 2 февраля 1943 года, но уже за неделю до этого стало понятно, что город на Волге удалось не просто отстоять, но и нанести здесь сокрушительное поражение немецким захватчикам. А статуя «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде, где сейчас отмечают окончание Сталинградской битвы, стала символом Победы в Великой Отечественной войне. Творение скульптора Евгения Вучетича является самым крупным монументом, посвященным событиям Второй мировой войны. Официальной датой окончания Сталинградской битвы считается 2 февраля 1943 года, но уже за неделю до этого стало понятно, что город на Волге удалось не просто отстоять, но и нанести здесь сокрушительное поражение немецким захватчикам. Исход войны был предрешен именно здесь, не умаляя героизма советских солдат в битве под Москвой, на Курской дуге, в боях под Киевом, при штурме Берлина, да и во всех оборонительных и наступательных операциях Красной армии, одержавшей победу над неприятелем. Но именно в Сталинграде, который в течение 200 дней сдерживал натиск фашистских войск, изменился ход всей Великой Отечественной войны, и стало понятно, что победа будет за нами. В связи с этим мне хочется отметить, тот факт, что Волгоград, прежде носивший названия Царицын и Сталинград, – это город истории. В том числе истории Победы, с которой 75 лет назад началось освобождение нашей страны от фашистских захватчиков. Именно со Сталинградской битвы произошел коренной перелом в войне, после чего наша армия уже никогда не отступала. Цена победы была высока – только на Мамаевом кургане, где шли ожесточенные бои, похоронено более 34 тысяч солдат и офицеров, погибших при защите города. Для сравнения: за десять лет войны в Афганистане из состава ограниченного контингента советских войск погибло 15 тысяч человек. Безусловно Сталинград стал символом мужества и отваги. Здесь решалась судьба Родины. И неслучайно именно здесь, на берегу великой русской реки Волги, появился памятник защитникам Отечества, известный во всем мире под названием «Родина-мать зовет!». Его видно практически из любой части города, его знают и во всей России – величественный монумент женщины с поднятым мечом, зовущей сыновей на бой с захватчиками, стал олицетворением свободы и независимости нашей страны. Пошедших еще со слов князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет!». К слову, Указ о федеральном статусе празднования 75-летия победы под Сталинградом был подписан президентом России Владимиром Путиным еще год назад – в феврале 2017 года. «В Волгограде есть много памятных мест, посвященных Сталинградской битве, – рассказывает директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Помимо известного Дома Павлова, музея пленения фельдмаршала Паульса, буквально в ближайшие дни, приуроченные к 75-й годовщине завершения битвы, откроем в Центральном парке памятный знак "Командный пункт 13-й стрелковой дивизии А. И. Родимцева". Долгое время это историческое место оставалось заброшенным, сегодня памятник военной истории приведен в порядок. В 1942 году на берегу Волги, на последнем рубеже, располагался блиндаж штаба командующего 13-й гвардейской дивизией генерала Александра Родимцева. Теперь это место украшает огромная георгиевская лента, а также панно, "сотканное" из сотен фотографий фронтовиков. На стены воинского мемориального кладбища на Мамаевом кургане нанесено более 20 тысяч имен солдат и офицеров, погибших в период Сталинградской битвы. Фамилии героев были установлены поисковым отделом музея-заповедника "Сталинградская битва". Обширная база имен погибших долгие годы создавалась кропотливым трудом сотрудников музея, и теперь память павших увековечена в камне». «Но основным символом города, да и всей нашей страны, остается монумент "Родина-мать зовет!" на Мамаевом кургане, – продолжает Алексей Васин. – Сооружение этого монумента было начато еще в мае 1959 года, а закончено 15 октября 1967 года. Скульптура "Родина-мать зовет!" на момент создания стала самым высоким изваянием в мире. Это многометровая фигура женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Это современная богиня победы Ника, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление». Технические характеристики монумента действительно поражают. Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона – 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота памятника – 85 метров, он стоит на бетонной конструкции глубиной 16 метров. Высота женской фигуры составляет 52 метра, и там есть выход к руке, держащей меч. Туда пускают не всех, разве что реставраторов, но директор музея-заповедника «Сталинградская битва» сделал исключение и позволил подняться (внутри монумент, несмотря на кажущуюся монолитность, полый) на эту высоту. Скульптура действительно раскачивается на ветру – удержать ее помогают несколько сотен тросов, расположенных внутри. Особенно шатает меч, который в длину составляет 33 метра и весит 14 тонн. Сейчас лезвие изготовлено из фторированной стали и оснащено специальными жалюзи в верхней своей части, что позволяет снизить нагрузку воздушных потоков. Впрочем, снизу они не видны. Изначально скульптура, творение Евгения Вучетича, который уже успел создать «Солдата-освободителя» в берлинском Трептов-парке, была значительно ниже, 36 метров. И в руках у нее должно было быть знамя, а не меч. Решили догнать и обогнать Америку – сделать выше, чем статуя Свободы. Для работ привлекли несколько армейских батальонов, которые насыпали холм и установили бетонную «подушку». Ныне «Родина-мать» в Волгограде занимает 11-е место в Книге рекордов Гиннесса по высоте. Однако в этой связи мне хотелось бы напомнить читателю о судьбе еще одного монумента который как нельзя отражает дух Русского а в последствии и Советского воина двадцатого столетия… Из архивных фондов на сегодняшний день нам известно то, что Еще в 1946 году Военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проектирование монумента воинам Красной армии, который предполагалось установить в бывшей столице Третьего рейха. Стоит отметить и то, что творческий коллектив, создававший памятник-ансамбль в центре Европы, умело использовал возможности многоплановой объемно-пространственной композиции и удачно применил синтез трех искусств - скульптуры, архитектуры и живописи, чтобы увековечить бессмертный подвиг советских солдат. Величие идеи, вдохновившей художников, и мастерство скульптора Евгения Вучетича, архитектора Анатолия Горленко обеспечили им триумф: за идейно-художественное совершенство произведения им была присуждена Сталинская премия 1 -й степени. В этой связи возникает вопрос: почему местом сооружения памятника стал Трептов-парк? Ответ очевиден для знатоков истории Великой отечественной войны. Ведь там были похоронены погибшие при штурме Берлина советские солдаты и офицеры, а после войны этот живописнейший район был излюбленным местом отдыха жителей города. Сооружение ансамбля, занимающего территорию около 200 тысяч квадратных метров, началось в июне 1947 года. Строители под руководством главного инженера Михаила Чернина и производителя работ Николая Копорцева с огромным энтузиазмом трудились на столь знаковом объекте. Для сооружения памятника потребовалось около 40 тысяч квадратных метров гранита, и здесь пригодились плиты, доставленные фашистами из оккупированной Голландии. Гитлер предполагал использовать их для монумента в честь победы над Россией. На территории ансамбля были высажены десятки тысяч кустов и деревьев, уложено около 10 километров бордюрного камня. Площадь каменной орнаментальной мозаики составила три тысячи квадратных метров, площадь рельефов на саркофагах - 384 квадратных метра. Из бронзы была отлита 13-метровая скульптура воина-освободителя, а из гранитного монолитного блока выполнена скульптура «Мать Родина». Также из бронзы отлили скульптуры коленопреклоненных воинов. Для оформления стен мавзолея потребовалось около 50 квадратных метров художественной смальтовой мозаики. Стоит отметить и то, что немалые трудности представляло выполнение в больших масштабах и в чрезвычайно сжатые сроки скульптур и орнаментов из камня. Особо скажем о создании монументальной 13-метровой статуи воина-освободителя. После выполнения Вучетичем модели статуи в масштабе 1/5 натуральной величины было произведено увеличение ее до размеров натуры. Затем со скульптуры сняли гипсовые формы и уже по ним на ленинградском заводе «Монумент-скульптура» отлили статую в бронзе. Любопытно, что лучшие немецкие фирмы, даже при кооперировании усилий нескольких заводов, брались отлить такую статую за срок не менее чем 6 месяцев. Ленинградцы выполнили эту работу за семь недель. Большое впечатление производит и главный вход ансамбля в Трептов - парке. На трех террасах, выложенных из светло-серого гранита, возвышаются обращенные друг к другу два монументальных приспущенных знамени, выполненных из красного полированного гранита. У подножия каждого знамени расположены бронзовые скульптуры коленопреклоненных воинов - боевых товарищей тех, кто покоится в братских могилах. Они как бы отдают последние воинские почести своим друзьям-одно-полчанам. Эти знамена вместе с террасами представляют единый монументальный комплекс главного входа. На полированных поверхностях красного гранита знамен ясно читаются вырубленные на главном фасаде надписи на русском и немецком языках: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Скульптурные воины крепко сжимают в руках оружие. Кажется, они только сейчас вышли из боя и дают клятву высоко держать славу русского оружия, славу знамен, пронесенных ими от стен Москвы, Ленинграда, Сталинграда до Берлина. И вот 8 мая 1949 года в Берлине, в Трептов-парке, состоялось торжественное открытие памятника воинам Советской армии, погибших смертью храбрых при штурме столицы фашистской Германии. Монумент этот стал символом жертв, принесенных народами уже не существующего сегодня государства - Советского Союза - во имя освобождения Европы. Безусловно, памятник советскому солдату со спасенной немецкой девочкой на руках отражает не какой-то конкретный эпизод - в нем скульптор Вучетич воплотил обобщенный образ советского солдата, который дошел до логова фашистов и спас Европу от гитлеровской чумы. А вот человек, который помог ваятелю воплотить задуманное, реален. Это рядовой Одарченко. К стати, первое знакомство Вучетича с солдатом произошло летом 1948 года. Иван Одарченко был участником спортивных соревнований от комендатуры берлинского района Вайсензее. На стадионе этого города он и приглянулся скульптору своим ростом, добрым лицом и мягкой улыбкой. Вскоре рядового Ивана Одарченко откомандировали в распоряжение особого подразделения - группы создателей монумента в Трептов-парке. Это они победили в международном конкурсе на лучший проект архитектурно-скульптурного ансамбля. Впоследствии Иван Степанович вспоминал: «Почти полгода ходил я в ателье скульптора Вучетича. Вместе со мной позировали: сначала Марлена - дочка немецкого ваятеля Феликса Краузе, помощника Евгения Викторовича, потом Светлана - трехлетняя дочь советского коменданта Берлина генерал-майора Александра Георгиевича Котикова». Когда лепка статуи (воина-освободителя) из глины в натуральную величину (11,6 метра) была завершена, Вучетич подарил на прощание рядовому Одарченко деталь рабочей модели: слепок головы воина-освободителя. В коллекции Ивана Степановича эта работа знаменитого ваятеля с авторским росчерком хранилась многие годы. Стоит отметить и то, что в последующем ветеран передал ее для постоянного экспонирования в Тамбовский областной краеведческий музей. 8 мая 1949 года Иван Степанович был в числе приглашенных на открытие мемориала в Трептов-парке. После торжественных мероприятий творческая группа создателей монумента покинула Германию, но не закончилась служба рядового Одарченко. Его перевели в подразделение, которое охраняло Трептов-парк, и несколько раз он - живой солдат - стоял на посту у подножия своего бронзового двойника. В 1960-1970-х годах Иван Степанович несколько раз посещал Трептов-парк вместе со старшим сыном, матерью - Дарьей Дементьевной. И его близкие своими глазами видели, как приезжают к монументу люди со всего света, чтобы почтить память русских солдат. А ВОТ СУДЬБА ПРОТОТИПА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНА… Сам Иван Одарченко родом из далекого казахстанского селения Ново-Александровка. Отец, мать, братья - все хлебопашцы. Старший Одарченко - Степан и сын его Петр ушли на фронт добровольцами еще в 1941 году. Иван заменил их на хлебном поле. Пятнадцатилетний подросток трудился от зари до зари - скидок на возраст в ту пору не полагалось. Осень 1942 года принесла две похоронки. Первая тяжкая весть: «Погиб под Сталинградом рядовой Степан Одарченко», а затем под Смоленском сложил голову Петр. Так Иван встал в строй защитников Отечества в январе 1944 года. Сперва был бронебойщиком 309-го запасного полка, затем - десантником 23-й воздушно-десантной бригады. Воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Венгрии, Австрии и Чехословакии. Вспоминая те годы, Иван Степанович подчеркнул: «Мы били остатки гитлеровской армии уже после того, как отметили Победу, 10, 11 мая... А потом - Берлин, Трептов-парк». Сменил Одарченко военную форму на гражданскую одежду лишь в 1950 году. Приехал к сестре в Тамбов погостить да так и остался в этом городе, женился. Вырастили с Верой Федоровной двоих сыновей. Сам фронтовик трудился на заводе, был токарем-фрезеровщиком. Хорошо работал. Внесен в «Книгу Славы города Тамбова». На открытии памятника комендант города Берлина генерал-майор Александр Котиков сказал: «У дорогих нам могил мы чтим память славных сынов великого советского народа, память во-инов-героев, павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, за жизнь и счастье трудящихся всего мира. Пройдут века, но не изгладятся в памяти народов великие битвы Советской армии... Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, кем и какой ценой была завоевана Победа...»
 В ходе подготовки материала мной использовались открытые архивные данные опубликованные в интернете ; Статья журналиста газеты «Совершенно секретно» Петра Лаврук и подготовленный материал при содействии Военной исторической библиотеки Генштаба ВС РФ.
               
                Игорь Платунов ( Фолбин).