Феминитивы для гения

Алессандро Де Филиппо
Из книги "Литераторы шутят и не шутят"


В последние десять лет пишущий эти строки (далее в тексте – Пэс) увлёкся чтением дневников, воспоминаний, записок и прочей мемуарной литературы.

 Интересный жанр.
 Наряду с этим занятием много чего перечитал в Сети, где широко представлены доступные для самодеятельных авторов порталы «Стихи.ру» и «Проза.ру», с более чем миллионным контингентом поэтов (831 тысяча) и прозаиков (300 тысяч). Существуют и другие литературные сайты, менее доступные для свободных художников, а только для избранных администрацией сайтов, для своих и где-то уже засветившихся поэтов и поэтесс, прозаиков и прозаичниц.

И вот что заметил Пэс: в наш меркантильный век высоких идей и низких тенденций претендентов на талантливость и гениальность развелось …ну как-то многовато. Не меньше, чем в «Серебряном веке» русской литературы, что протрубил о себе сто лет тому назад. Но признания, в виде изданных книг, добиваются очень немногие, буквально единицы. Читателей маловато. Спроса нет на поэзию и прозу. В наш меркантильный век...

С талантами проще – их легко находят восторженные коллеги у собратьев по перу. При наличии взаимных симпатий. Ты талант и я талант, ты хорош и я хороша, ты гений и я…

С гениальностью труднее – здесь требуется известность, благожелательный издатель,  серия изданных книг, выход на зарубежного читателя, положительные отзывы критиков и корифеев от литературы. И может быть так, что проявятся современные таланты и гении. И как прикажете именовать тогда талантов и гениев женского рода, когда их нынче в литературе и в искусстве подавляющее большинство? Вопрос, конечно, интересный…

Вопрос не в том, что делать нам с многочисленными гениями вообще, а в том, как называть гениев женского рода? Вот об этом и пойдёт речь дальше.

***
 
Есть слова в русском литературном языке, к которым трудно или невозможно подобрать феминитивы, то есть «слова женского рода, альтернативные или парные словам мужского рода, обозначающим профессию или род занятий».

Талант и гений – слова мужского рода. Можно сказать: Александр Пушкин – талантливый поэт. Блок – гениальный поэт. Дарвин был гением. Иван Бортник (актёр) – абсолютный гений. Заметим сразу: все эти примеры гениев – это не авторские восторги, а цитаты из разных литературных источников. Пэс вообще уважает скромность у собратьев по перу и не склонен возводить каких бы то ни было литераторов в гении.

Можно даже объяснить, почему Блок был гением, как это сделал писатель Михаил Зощенко: «Блок, как в фокусе соединил в себе все чувства своего времени…Он облагородил своим гением всё, о чём думал, о чём писал…».

Ладно, пусть будут гении на земле...Но нельзя говорить и писать: Анна Ахматова – талантиха и генииха. Так её никто не называл. Ибо «талантиха» – это жена таланта (сравните купец – купчиха). А генииха – это, сами понимаете, жена гения.

 Поклонники поэтессы предпочитали называть её гением, то есть словом мужского рода. Здесь она ничуть не возражала. Но как она не любила присвоенный ей в 1910-1920 годы титул «родоначальницы женской поэзии»! Как ненавидела она свою девичью малороссийскую фамилию Горенко! Как её раздражали коллеги, уважительно называвшие её Анной Андреевной! Как она нервничала, когда её называли «поэтессой»! Себя она считала поэтом Анной Ахматовой, равным Блоку, Мандельштаму, Пастернаку…Один поэт из четырёх великих.

На закате жизни многое раздражало «Чудо гения» в её современниках и современницах, особенно в тех литературоведах и критиках, что исследовали её творчество и вникали в её биографию, в которой было много страниц жизни, нежелательных к опубликованию.

 Простые вещи бывают недоступны пониманию великих: если взобралась на пьедестал, то будь готова ко всему, ибо вашу жизнь, уважаемая Анна Андреевна, будут разглядывать под микроскопом. И найдут уйму чёрных пятен на вашей чистой биографии. И никакими титулами здесь не прикроешься.

Находчивая Лидия Чуковская, дружившая с Ахматовой в период с 1938 по 1942 годы, и позже – с 1952 по 1966 годы, присвоила ей титул: «Чудо гения, ума и красоты» , что опять-таки относится к словам среднего рода, но отнюдь не женского. Слава богу, обожавшая Ахматову Чуковская так её в глаза не величала, а только записала сей титул в своём дневнике, а книгу «об Анне Ахматовой» она издала только после смерти поэтессы.

***
 
Чтобы окончательно убедиться в отсутствии феминитивов для слов «талант» и «гений», Пэс обратился к Интернету. В поисковую строку внёс вопрос: «Как будет «гений» женского рода?» Яндекс выдал около сотни разных вариантов гения женского рода, в большистве своём шуточных, и около сорока объяснений насчёт суффиксов и правил словообразования о том, почему сло;ва «гений» женского рода не существует. Тут уж постарались филологи и учителя русского языка и литературы.

Нет феминитива к слову «гений». И «талант» тоже применим и для мужчин, и для женщин. Если он у них есть. И пусть Ахматова остаётся поэтом, талантом и гением, если ей так уж захотелось. Три в одной. Нет – три в одном.

Жаль. А ведь есть, на мой взгляд, подходящие феминитивы для гения, и Пэс намерен их здесь выложить. Шуточные и циничные слова отбросим сразу.

Итак, читаем выборку: гения, гениюшечка, гениталия, гениальная женщина, умная женщина, генийша, генка, супергений, гейша, умница, умничка, геня, генуйя, генилюха, евгения, гениалька, генияшка, генейша, генунья, гениица…

Со своей стороны предлагаю два феминитива: гений – гениянка; гениус – гениусыня. Второй вариант от латинского слова Genius, что значит «гений». Для сравнения возьмём слова с суффиксами - ин- и  - ын-, и подобными.

Например: раб – рабыня; барин – барыня; сударь – сударыня; герцог – герцогиня; гениус – гениусыня; крестьянин – крестьянка; гениус - гениусянка.

Наверное, гениальным женщинам изложенные выше феминитивы не понравятся. Одно слово «герцогиня» и совсем другое «гениусыня». Суффиксы похожие, а фонетика у гения женского рода неблагозвучная.

С гениями трудно, но более-менее понятно: им нужна свобода творчества, признание и любовь. С гениянками сложнее: им свободы, признания и любви надо неизмеримо больше… И ещё чего-то такого они хотят, а чего именно – они и сами не знают. С ними даже гениальный Фрейд не разобрался – так и не понял, что им надо…

В наш меркантильный век гении появляются неожиданно, и совсем не там, где мы их ожидаем. Например, гений – это человек, способный убедить жену, что норковая шуба её полнит. Конкретная экономика. А вы говорите: искусство, литература, наука…

19.11.2019