Обрезание

Борис Бендиткис
    Воскресный день летом 1972 года, Москва, с утра сплошной дымчатый туман от поверхности земли на высоту до одного метра от горевших в области торфяников с соответствующим запахом... К этому я уже привык, в это время там проходила моя воинская служба после окончания учёбы в институте. Мой самый старший брат, Иосиф, подполковник медицинской службы, проходивший в это время в Москве курсы повышения квалификации хирурга и обучение второй профессии - анестезиолога, написал начальнику штаба полка, в котором проходила моя служба, просьбу - поручительство. По возможности, попросил брат, под его ответственность, в течение полугода его стажировки отпускать меня на выходные дни в увольнение, для повышения моего общеобразовательного уровня. И сообщил, где он в это время в Москве будет находиться. Начальник штаба не возражал, и полтора десятка раз в парадной форме я был отпущен в увольнение.Так вошли в мою душу и навсегда поселились в ней художники - импрессионисты (а любимым музеем стал Музей изобразительных искусств имени Пушкина, при любой возможности я старался снова и снова попасть в него), оперы, балеты и симфонии П.И.Чайковского, увертюры Россини... Мне самому и вместе с братом удалось посетить немалое количество музеев в самой Москве и в её окрестностях.


    Вот и в это воскресенье , получив увольнительную, заглянул я в музей им. Пушкина. Прошёл огромный холл со скульптурами различных эпох и направился в залы живописи. Непосредственно передо мной оказалась группа молодых женщин в ярких сатиновых платьях с такими-же яркими косынками на плечиках, ведомая немолодой уже женщиной-экскурсоводом. Они явно были здесь впервые, и с удивлением во взорах осматривали всё вокруг. На мой тихий вопрос симпатичная женщина скороговоркой ответила, что они все - из одного из сёл вологодской области, победители соцсоревнования среди птичниц. В качестве награды их привезли в Москву на два дня. В первый день - посещение ВДНХ (всесоюзной выставки достижений народного хозяйства), а во второй день - посещение этого музея. И они спешат, так надо ещё успеть "по магазинам"...И вся их дружная группа -бодрые, спортивного вида, с красивыми фигурами -солдатским глазам -глядеть, не наглядеться! ..


   Итак - мы оказались в зале средневековой живописи. Я по привычке повернул направо, к первой картине. Ею оказалось полотно голландского художника "Обрезание младенца Христа". Что имел в виду создатель картины, мне было хорошо понятно, но было интересно, как он представлял себе присутствующих при этом действии людей. Победительницы соцсоревнования были впереди, слева от меня, им что-то втолковывала экскурсовод. И тут я услышал громкий шёпот:" А что это там солдатик рассматривает?". И рядом со мной оказались трое посетительниц. Прочитав название картины, они не только удивились, они попросту изумились тому, что предстало перед их очами. Их глаза только что не выпали из глазниц, настолько они округлились от удивления... Тут же одна из них стала призывным движением рук звать к себе остальных... С трудом удалось мне выйти из группы окруживших меня любопытных женщин. А у них пошло очень оживлённое обсуждение никогда ещё ими не слыханного действия над младенцем Иисусом. До меня донеслось :"Как же он дальше то жил?", "Так вот почему..." Что было "почему" я уже не расслышал, так все селянки плотно сгрудились вокруг картины и на ухо друг-дружке стали высказывать свои соображения...

   Поняв, что события стали приобретать неожиданный и не совсем для неё желанный оборот, женщина - экскурсовод стала их призывать двигаться дальше. Бесполезно! И тогда она придумала. Громко сказала:" Времени на магазины у вас не останется! И впереди - залы, где много картин про любовь! Про любовь!" Она сообразила правильно. Московские магазины и любовь - что может быть привлекательнее для молодых селянок того времени?. Нехотя, всё время оборачиваясь к картине о младенце Христе, победительницы соцсоревновании ушли в другой зал...
И я ушёл в другой зал - к картинам моих любимых французских импрессионистов.