Воротничок и философия

Георгий Жаркой
Тэффи и Шопенгауэр: совпадения есть?
«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу …». Так начинается рассказ Надежды Тэффи – известной писательницы начала ХХ века.
Олечка Розова купила накрахмаленный воротничок. Воротничок-пустячок! «Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила». Затем потребовалась новая юбка. Расходы росли. Заложено серебро – куплены новые башмаки. И так далее. Долги росли, как снежный ком. Это немного похоже на наших завсегдатаев микрокредитных организаций. Долги надо было скрывать – так родилась ложь. Ложь потребовала и других перемен в жизни Олечки. Некогда скромная женщина стала напоминать даму легкого поведения: научилась курить и «громко хохотала, когда слышала какую-нибудь двусмысленность». И закончилось печально: после того, как она изменила мужу, он оставил ее. Пришло одиночество – отрезвление.
Маленький рассказ, в котором образно показан портрет «общества потребления».
В это время в русском обществе был очень популярен философ Артур Шопенгауэр – исследователь воли. Он писал, что длительной радости и покою мешает наша погруженность в волю, побуждающую нас «к бесконечному стремлению к утолению неутомимых потребностей. Желания длятся, требования уходят в бесконечность: исполненное желание уступает место десятку новых; длительного удовлетворения не может дать ни один достигнутый объект воления».
По убеждению философа, только процесс творчества, который предстает как свободное эстетическое созерцание, может отвлечь от диктата воли – повелительницы мира. Другими словами творчество отвлекает человека от утилитарных интересов – рабов нашей воли.