Джокер, 2019

Галина Жеглова
Каждый получит то, что заслужил…

«Я редко высказываю личное мнение о произведениях искусства — вроде как это неправильно, с моей точки зрения. При обращении в Минкультуры у этого фильма не было бы ни одного шанса на поддержку. Не понравился мне», — фрагмент интервью Владимира Мединского для «Авторадио».

Всем, кто утверждает, что фильм бредовый/непонятный/мутный/душный/затянутый, перед просмотром рекомендую обратить внимание на жанр. «Джокер» изначально был заявлен как психологиечский триллер, социальная драма с толикой криминальной направленности. Поэтому ожидать боевичных спецэффектов, зрелищных погонь, драк и прочей традиционной атрибутики супергеройского фильма просто глупо. Не позорились бы со своими комментариями…

Режиссёр Тодд Филлипс анонсировал принципиально нового Джокера, фактически оторванного от канонов вселенной DC, отделив своего подопечного от предыдущих версий этого персонажа, исполненных ранее Сесаром Ромеро, Джеком Николсоном, Хитом Леджером и Джаредом, прости Господи, Лето.

До того, как показать готемскую улыбку, Джокер Тодда Филлипса носил вполне себе обыденное имя и жил жизнью, даже от наблюдения за которой становится тошно.
В некоторых моментах фильм похож на зеркало, отражающее во всей неприглядности ряд аспектов нашего с вами бытия. Возможно, поэтому так разнервничался господин Мединский, а Дмитрий Киселёв даже полемизировал по поводу «Джокера» на федеральном телеканале «Россия-1».

О сюжете.

Главный герой Артур Флек - непривлекательный мужичок, живущий со старенькой больной мамой в трущобах Готема, где всё уже запредельно раскалилось от ненависти бедных к богатым и презрения богатых к бедным – не хватает только искры. Собственно, эта самая искра, работает клоуном-аниматором, мечтает о карьере комика и искренне верит, что его предназначение – нести радость и счастье людям. При этом Артур страдает психическим заболеванием, проявляющимся в виде неконтролируемого и безудержного смеха. Приступы, как правило, настигают его в самые неподходящие моменты, и благовоспитанные граждане Готема с удовольствием приходят на выручку больному человеку со всей теплотой и пониманием, на которое только способны.

Артур на собственной шкуре испытывает прелести жизни в социуме: от публичных унижений и насмешек до угрозы жизни со стороны тех, у кого в бумажнике шуршит громче, а репутация выглядит более выбеленной. Сильным мира сего даже дела нет до такой букашки, как он – у них свои дела. Выборы на носу. Совершив страшный поступок, Артур продолжает сталкиваться не только с суровыми реалиями Готема, но и с собственными демонами и призраками прошлого в попытках узнать, кто же он такой на самом деле. Параллельно город накрывает волна протестов: лишённые работы и средств к существованию люди надевают маски и скандируют: «Мы не клоуны!», - пытаясь обратить внимание на свои проблемы. Но кандидаты на пост мэра лучше обрядят своих жен в меха и пойдут смотреть кинишко в люксовом кинотеатре... 

Что-то мне это всё напоминает…

Плюсы.

Хоакина Феникса я и прежде считала талантливым актёром, способным воплотить даже очень сложный образ. Но после просмотра «Джокера» я мысленно возвела его на новый уровень в своём представлении о том, как надо работать в кино. Он сам говорил в последующих интервью, что изначально не хотел наделять Артура определённой мотивацией, и вместе с режиссёром на площадке продумывал, что может двигать героем в той или иной сцене. А всё ради того, чтобы ни зритель, ни даже психиатр не смог поставить ему конечный диагноз и повесить конкретный ярлык. В итоге Артура невозможно назвать ни жертвой, ни тираном, ни кровожадным убийцей. Помимо экстремального похудения, работа над данной ролью включала многочасовые изучения записей смеха психически больных людей, которые Фениксу дал Филлипс. Кроме того, Хоакин прочитал множество книг о серийных убийцах и прочих девиантах, а по итогу даже попросил режиссёра уделить ему время и устроить специальное прослушивание для поиска наилучшего варианта смеха Джокера. Согласитесь, человек приложил немалые усилия, чтобы выдать качественный результат. Как тебе такое, Саша Петров?
Сценарий создали Тодд Филлипс и Скотт Сильвер.

Помимо грамотно прописанной структуры, убедительной атмосферы (действие ленты по задумке режиссёра разворачивается в 1980-х, и атмосферных моментов хоть отбавляй), персонажей, показывающих свой характер не бесконечной болтовнёй, а действиями или ёмкими репликами, горькой иронии и других пряников, которыми хорошие сценаристы могут накормить зрителя, в «Джокере» есть особенность, необходимая для хорошей драматургии, как воздух. Но попадается она в наши дни очень редко. 

Это так называемый цепляющий крючок сопереживания. О нём в своих бессмертных трудах говорили Митта, Макки, Кинг, Фрэй и иже с ними. Если читатель/зритель сопереживает герою (а в идеале потом начинает отождествлять себя с ним), это значит, что создатель смог не только грамотно запилить крючок, но и хорошенько подцепить на него публику. И она пойдёт за персонажем туда, куда её поведут, забыв обо всём.

Думаю, многие слышали об этом, а если не слышали, то ещё раз напомню зрительскую реакцию на один эпизод фильма: когда Артур проходит очередную беседу с соцработником, он обречённо просит добавить лекарств и говорит упавшим голосом: «Мне постоянно хреново». В этот момент по залу волной пронеслись комментарии типа: «И мне», «Жиза», «Точняк» и так далее. Это всего лишь одна сцена. И какой отклик. На таких вот крючках построен весь фильм, и если вы оказались пойманы в начале или хотя бы – в середине, то к концу у вас нет никакого шанса. Вы будете сопереживать Артуру/Джокеру, как родному.

Мощный социальный подтекст, актуальный в настоящее время, как никогда. Люди в Готеме теряют работу, деньги, семьи, смысл жизни и понимают, что некому протянуть им руку помощи, потому как обеспеченные граждане заняты своими политическими играми, в которых беднякам места нет. Если ты бедный и гавкаешь в сторону богатых, то ты просто завистливый бездарь, орущий ради привлечения внимания, короче говоря – клоун. Тлеющее народное недовольство разгорелось в испепеляющую ярость, сметающую всё на своём пути, и озлобленные люди, уставшие просить и даже требовать поддержки, решили просто взять, а вернее зубами вырвать то, что посчитают нужным. Звучит страшно, а выглядит зрелищно. Операторская работа – сплошной эстетический восторг.

Музыкальное сопровождение от Хильдур Гуднадоттир (мне очень понравилась её тема для сериала «Чернобыль») волшебно, драматично и выражает душевное состояние Артура в определённом эпизоде преобладанием тех или иных инструментов. Это прекрасно дополняет атмосферу фильма и помогает лучше понять персонажа. Хильдур, как и Феникс, находилась в активном сотрудничестве с режиссёром и много импровизировала, создавая музыку к фильму.

Минусы.

Было тяжело смотреть этот фильм в начале из-за очень натурально снятых сцен насилия, в том числе – психологического. Все эти обзывательства, всхлипы Артура, моменты из его абсолютно ужасной жизни начали так угнетать, что я решила глянуть, сколько времени прошло с начала показа. Всего-то 16 минут. Сидишь и думаешь: «Таки дали то, что обещали: психологический, сука, триллер». Но потом уже пошло легче.

Всё настолько мрачное, безнадёжное, Артур так старается ухватить свой крошечный кусочек счастья – дарить людям радость, но его ждёт такой эпичный фейл, что и за него обидно, и настроение само куда-то подевалось. Сидишь, короче, грустишь. Но психологические триллеры частенько вот так долго разгоняются, что называется, заводятся с толкача.

Можно подумать, создатели смотрят на Готем однобоко: всем богатым плевать на бедных, а бедные только и делают, что пенятся от злости на богатых. Но, по идее, так зачастую и происходит.

Итого.

«Джокер» - это тот редкий фильм, который не отпустит сразу после просмотра. Будет ли зритель разочарован или восторжен – он ещё некоторое время и погоняет в мыслишках увиденные события, и порефлексирует над трансформацией Артура. Иными словами, «Джокер» заставит вас подумать.

Призадумался даже Владимир Ростиславович Мединский, хотя, по его собственным словам, министр культуры не должен высказывать личную оценку культурных событий.

А он вот высказал.

На самом деле я бы уже сейчас советовала неравнодушным записывать за этим человеком все его изречения, потому что у него в последнее время, что ни слово, то прям Цицерон с языка слетел.

«Другие марвеловские комиксы» не вызвали у него такого отторжения, как вышеупомянутый «Джокер». Во как!

«…если вам так нравится "Джокер", почему вам не нравится Олег Соколов?», - вопрошает разгневанный Владимир Ростиславович, уже некоторое время после своего знаменательного интервью. Да. Действительно. Преподаватель, убивший и расчленивший свою студентку и человек, превратившийся из психически больного отщепенца в символа революционного движения, должны вызывать одинаковое восхищение. Так, видимо, полагает министр культуры этой страны.

Вторит ему Дмитрий Киселёв, телеведущий с федерального канала «Россия-1». Видимо, желая не только словом, но и делом опровергнуть слова Максима Галкина о наличии цензуры на телевидении, Дмитрий запилил видос в разделе «Культурная страничка», где культурно охаял фильм, пропагандирующий гидру революции. Погрозил пальчиком создателям, мол, что это вы, граждане-дорогие-хорошие, показываете нам тут? Устали прислушиваться к национальным и ЛГБТ меньшинствам, а теперь решили прислушаться к психам? (Тут он даже Грету Тунберг ввернул, ай, молодец какой!) Вон чего ваш Джокер натворил – на улицах погромы, босота рвёт глотку зажиревшим ублюдкам прямо на глазах их щенят, живущих за высокими заборами родительских резиденций. Нельзя так.

Дмитрий почти незаметно, но действенно перевирает или замалчивает основные моменты сюжета, выставляя фильм манифестом революции и анархии, «заразительной апологией бунта». В конце концов господин Киселёв говорит, что проблема несправедливости никуда не денется, да. Это ужасно, что есть безумно бедные и безумно богатые, обделённые и пресыщенные. Что делать? Решать проблему. Но не через уличные протесты и погромы, «а так, как предлагает Россия: не через раскол и культивирование ненависти одних стран в отношении других, на чём просто зарабатывают нынче. А через объединение усилий в решении глобальных проблем, будь то бедность, сохранение природы, изобретение новых лекарств или борьба с терроризмом. Вот путь». Очень хорошо, Дмитрий. Вы свободно высказываете собственное мнение, не обременяя его цензурой или пропагандой. Спасибо Вам за это.

Когда он сказал про объединение усилий, мне на ум сразу пришла строчка из песни Мэрилина Мэнсона «Use Your Fist And Not Your Mouth». Одна-несчастная строчка перечёркивает всё, что там наговорил Киселёв. А звучит она очень просто: «We can't all get along / It's too hard to hold hands when your hands are fists»(«Мы не можем поладить/ Слишком трудно взяться за руки, если руки сжаты в кулаки»).
И «Джокер» прекрасно это показал. Если человека калечат сначала детские травмы, а потом – система, если человека не замечают, не слышат его призыва о помощи и поддержке, то при таком раскладе любой может стать Джокером. Если ты бедный/странный/незащищённый связями или ответным компроматом – то ты потенциальная жертва, которую пустят в расход и скорее всего не заметят этого.

P.S. При желании с видосом Киселёва можете ознакомиться - ссылка тут.

https://www.youtube.com/watch?v=4jPcogV29Hw


P. P. S. За обзором с развесёлыми картинками по традиции милости прошу в мой уютненький блог.

https://galka-zheglova.livejournal.com/5662.html