Цена улыбки

Вера Июньская
  Фильм «Джокер» (2019 г. США, Канада) привлёк моё внимание невероятными кассовыми сборами  - более 1 млрд. долларов США.
 
  Были времена, когда с одним моим другом шёл  горячий спор  по поводу писательского мастерства и как его оценивать с точки зрения успешности. Он утверждал, что если читатель «голосует» рублём, –  покупает твою книгу, то это и есть признание. 
 
  Не стану рассматривать  кинематографические достоинства этого триллера, просто поделюсь  впечатлениями, ассоциациями и теми вопросами, которые остались без ответов.

  Зрители прекрасно знают, что Джокер – это злодей, похожий на настоящего клоуна. Комик Артур Флек живет с больной матерью, которая с детства учит его «ходить с улыбкой». Пытаясь нести в мир хорошее и дарить людям радость, Артур сталкивается с человеческой жестокостью и постепенно приходит к выводу, что этот мир получит от него не добрую улыбку, а ухмылку злодея Джокера.

  Разрядить пистолет в пассажиров метро, в ведущего телешоу, положить подушку на лицо матери, выдержав несколько минут её сопротивления, потом спокойно докурить сигарету и отправиться жить  и нести зло дальше… А логичнее было бы  нырнуть с подоконника головой вниз с высокого этажа после таких деяний… это, при условии, что ещё не произошёл до конца полный распад мозгового вещества,  уж не говорю о необратимом крахе личности.

  Невольно вспоминается резонансное дело питерского «наполеона», которого ещё только собираются подвергать психолого-психиатрической судебной экспертизе… Гуманность закона не позволяет немедленной реакции – вынесения приговора… Адвокаты будут искать все возможные аргументы и прорехи в уголовном кодексе, чтобы смягчить обвинительное заключение;  правозащитники удовлетворять просьбы –  приносить очки и книги; следователи – вызывать на допросы, выяснять причины убийства… а он будет продолжать дышать, есть, спать, читать, жить…

  Зло и агрессия не единоличны… они заразительны, вовлекая в свою орбиту недовольных, беснующихся, бессильных… Забастовщики громят витрины, жгут автомобили, бьют стёкла, крошат всё, что попадается под руку.
  Джокер, наблюдая за разъярённой толпой смеётся во весь разукрашенный до ужаса то ли от красной помады, то ли от крови, рот…
– Что смешного? Весь город в огне… –  удивляется полицейский.   
– Я знаю, а разве это не прекрасно? – отвечает клоун-лицедей.

  Мораль свершённых злодеяний жестока и беспощадна: жизнь продолжается, даже если за тобой тянется  кровавый след…

  Короткая приписка:
Warner Bros. ясно верит, что у них есть потенциальный претендент на «Оскар», и он покажет «Джокера» этой осенью на кинофестивалях в Венеции и Торонто.