Ёжик

Эмма Могилко
Не так давно мы каждый вечер бодро выходили с палками для ходьбы и совершали наш обычный маршрут вокруг маленького университетского городка. Люди смотрели на нас с удивлением или с улыбкой, кто как. Были и такие, что почти с уважением, но их было мало. Палки и спорт пока плохо сочетались в Израиле. Палки ассоцировались со старостью и немощью. Если сказать честно, то и на самом деле мы не молоды. Мне как-то незаметно исполнилось семьдесят, а потом, еще более незаметно, семьдесят один. Муж на четырнадцать лет старше меня. Я на это беспрерывно текущее время внимания обращала мало и всегда, когда нужно было сказать сколько мне лет заново делала несложную арифметическую операцию, вычетая из нынешнего года год моего рождения, решив для простоты запомнить только эту неменяющуюся цифру. Первые палки мы мне купили в Австрии лет десять назад. Я большая любительница гор и постоянно жажду на них взбираться. Во-первых, чем выше, тем красивее и усилия восхождения всегда вознаграждаются захватывающим дух видом. Муж мой любитель городов и цивилизации, поэтому часть отпуска мы проводим в городах, а потом на лоне природы, как правило, гористой. Палки стали большим подспорьем в освоении горных маршрутов, облегчая восхождения и делая их более надежными. Муж от палок отказался, гулял внизу, а, иногда, поднимался мне навстречу. В Израиле мы нашли замечательную группу, которая к моменту нашего знакомства уже существовала лет пятнадцать- двадцать. В ней были в основном русскоговорящие израильтяне. Организовал её Фима ***. К моменту нашего присоединения он операционным путем решал проблему своих суставов и его сменил другой участник группы, Саша Гуревич, замечательный художник. «Отцы-основатели» были иерусалимцами и маршруты, как правило , были в Иерусалиских горах. И были они не простыми, не по протоптанным тропинкам. Как правило, они шли через обвалы камней, колючий кустарник, горы мы «брали в лоб». В этом была своя прелесть, ощущение преодоления и достижения. Все возвращались к машинам приятно усталые после шестичасовых борений, с улыбками, энтузиазмом и предвкушением новых путешествий. Так длилось года два, а потом мои, и до этих событий, надорванные коленки не позволили мне участвовать в этих мероприятиях. Даже «контУры», как называл муж мои мощные наколенники (по аналогии с ножными щитками римских центурионов), не помогли. Вскоре я поняла, что и на ровной местности палки, при правильной «нордической» ходьбе облегчают её, разгружая ноги и перенося нагрузку на верхнюю часть туловища. Постепенно и муж мой приобщился к такой ходьбе.

 В этот вечер мы вышли после значительного перерыва – муж болел, а я ленилась и берегла коленки. Мы сделали несколько кругов, останавливаясь для кормления подопечных котов. И вдруг на широкой пешеходной дорожке, доселе свободной, прямо посредине я увидела какое-то существо. Оно лежало неподвижно, но я была уверенна, что три-пять минут назад его тут не было.  Это был небольшой ёжик. Я притронулась к нему, он вздрогнул, но не свернулся, не сделал попытки убежать. Смуглая симпатичная мордочка с блестящей черной горошиной носа и такими же блестящии глазами. Подошел муж: «Это, наверное дети вынесли его погулять и забыли» «Или  какие-то негодяи выбросили, - сказала я мрачно, освобождая рюкзачок, - не оставлять же его здесь на дороге, он погибнет» Я положила его на мягкую подстилку, положила её на согнутую руку и мы двинулись домой, я с живой ношей и муж с четырьмя палками и мешком с кошачьей едой. Вдруг муж как-то экстатически сказал: «Может нам бог послал этого ёжика» Иногда он умел хорошо драматизировать ситуацию. Мне это что-то напомнило, что-то библейское, типа «Не бог ли послал нам это дитя» С другой стороны, может быть это был результат его долгих бдений у компьютера в поисках подходящей кошки или щенка. Его, по-видимом, завораживала сама перспектива, потому что за несколько лет поисков мы не сдвинулись с места. Правда, на все провозглашения баснословных цен на будущего друга я неизменно отвечала , что друзей не покупают, они сами приходят в дом и лучше взять животное в приюте. И тут вдруг зазвучало, что он сам пришел к нам в дом , да еще и с помощью высших сил. Я притихла. А вдруг?

Как только мы пришли домой муж сел к компьютеру и начал читать всё о ёжиках и их содержании в домашних условиях. По этой теме мы узнали много полезного. Что ёжику нельзя давать сладкого и соленого, его нужно кормить живыми червяками, жучками, насекомыми, качественным мясом, криветками, яйцами, зеленью, его нужно купать, чистить иголки, у них могут быть вши, клещи... и еще и еще... И ни в коем случае пресловутое «молочко», оно расстроит ему желудок. Пока мы решали, что с ним делать, я положила его в коробку с мягким полотенцем, поставила блюдечки с водой и зеленью. При первой возможности ёжик сбежал из коробки. Мы следили за его таинственными перемещениями ползая на животе и заглядывая под шкафы, диваны и кровати.

На следующее утро я встала, как всегда, рано, в шестом часу. Причиной моих ранних вставаний был велосипед, на котором я каталась в течение часа утром до массового появления автомобилей. В это утро я задержалась. По всей квартире были разбросаны свидетельства полноценного, здорового образа предыдущей жизни ёжика. Он пощадил большой ковер, но всей остальной территорией пользовался вполне свободно. Я обошла всю квартиру, собирая сухие темные палочки и вытирая маленькие лужицы. Эти занятия заставили меня задуматься о том, что ёжик до нашей встречи совсем не плохо жил, полноценно питался и был, по-видимому, спокоен и уравновешен. Мои же угощения он просто игнорировал. К середине дня  мы были серьезно обеспокоены. Ёжик забивался в самые недоступные места и неподвижно сидел там часами. К еде он не притрагивался. Его не соблазнило ни тонко нарезанное мясо, ни хорошо сваренное яйцо, рекомендованное специалистами этому маленькому хищнику, которые мы подсовывали к каждому его прибежищу. «Он высохнет, у него будет обезвоживание, - панически вослицал муж. «Ты же прочел, что через зелень и мясо он получает влагу. Он начнет кушать или пить воду, в крайнем случае, - оптимистично твердила я. «Его нужно унести в Университет и посадить в траву» «Там кошки, есть и шакалы и полно людей. А сейчас еще и косят везде траву... Да, и потом ты говорил, что нам его кто-то послал. Подождем, он освоится»

На всякий случай я начала искать телефоны ветеринарных клиник и врачей. В нашем городке их не оказалось. Но в соседнем был врач. Я позвонила, ответил женский голос. «Здравствуйте, вы ёжиками занимаетесь?» «Чем?» «Ёжиками» «???» Женщина перешла на русский: «У меня собака» «А ёжиками, ну, маленький зверек с иголками, вы занимаетесь?» Женщина оторопело замолчала, потом нерешительно добавила: «Найдите где-нибудь клинику в Рамат-Гане, или еще где-нибудь» «Спасибо, - и тут я вспомнила, что рядом с номером телефона была какая-то приписка. Я посмотрела в компьютер, там было написано «Номер телефона помещен клиентом» Не понятно, зачем. Наверное, случайно.

Где-то к середине дня ёжик, наверное от отчаяния, съел желток яйца. Мы воодушевились – начал кушать. Но не тут-то было, больше он ничего не ел и прятался. Мы начали не на шутку волноваться, не хотелось быть мучителями или, того хуже, убийцами. «Повезем в лес, - сказал муж. «А если он домашний?» «Пусть живет на природе» « Хорошо, - сдалась я, -завтра посмотрим»

 На следующий день рано утром, обойдя всю квартиру, я не нашла ни ёжика, ни признаков его жизнедеятельности. Я серьезно встревожилась : зверек не ест, ни пьет, не ходит в туалет, сидит где-то спрятавшись. Явные признаки депрессии. Когда я вышла на хозяйственный балкончик, чтобы взять велосипедные кроссовки, там было всё перевернуто – аккуратно сложенные половые тряпки разбросаны, ведра опрокинуты, швабры валялись на полу, коробки разбросаны. Я поняла, что почувствовав свежий воздух, бедняга пытался найти выход и выбраться наружу. Это уже было выше наших сил и мы решили после завтрака отвезти его в парк, наш Национальный парк.
Ёжика мы нашли за стиральной машиной, извлекли его оттуда. Он сжался в колючий комочек и вздрагивал при любом, самом ласковом и осторожном прикосновении. Я его поместила в коробку с мягким полотенцем на дне, взяли воду, отварное яйцо и мы отправились в парк. Ёжик всю дорогу сидел в свернутом виде. Мы решили отойти подальше от мест, где , обычно жарят шашлыки в выходные дни, собираются шумными компаниями. Пока мы шли по дорожке ёжик , почуяв запах природы, а, следовательно, и возможной свободы, раскрылся, вытянул симпатичную головку с черным носиком-шариком, увы, не блестящим, как раньше, с прелестными человеческими ушками и поблескивающими глазками. Мы отошли подальше от дорожки, нашли подходящие кусты и выложили нашу колючую ношу. При первом прикосновении он снова обратился в шарик. Рядом с ним мы поставили воду и  очищенное и порезанное яйцо. Пока мы отвернувшись перемолвились несколькими словами, ёжик бесшумно, как по волшебству, исчез, буквально мгновенно.  Мы были за него рады, значит жив, здоров и бодр. Жаль только, что мы не можем его навещать, мы так и не успели с ним подружиться.