Возможность украсть создает вора

Раиса Рабинович
                Возможность украсть создает вора

                Автор:
                Фрэнсис Бэкон


      


Что-то потянуло меня поговорить на тему о воровстве. Вспомнились события примерно тридцатилетней давности. И вот только сейчас я серьёзно задумалась, была ли я права в тот момент, когда случилась эта неприятность.
Я работала в средней школе учителем русского языка и литературы в Украине. Учителей не хватало, поэтому мне приходилось работать как на первой, так и на второй смене. Иногда не хватало времени между уроками, чтобы сбегать на обед домой, поэтому приходилось ходить в школьную столовую. Кстати, там кормили неплохо, повара старались приготовить вкусную и полезную еду, всем очень нравились оладушки и пончики с повидлом, да и первые блюда были хорошие.
Возьму с собой два-три рубля и быстренько бегу покушать в школе. А сумку оставляла в своей подсобке, чтобы не таскать её с собой.
Нам, учителям, давали дополнительную нагрузку – быть классным руководителем. Это значило, что мы отвечали за поведение, успеваемость и посещение учеников одного класса. И ещё в обязанности вменялость, что нужно из классных журналов переносить полученные оценки в детские дневники, так как родители должны были знать подробности обучения и вовремя реагировать. Естественно, это занимало много времени, а надо было учителю ещё подготовиться к урокам во второй смене. Тяжело! Надо бы найти выход из ситуации!
И у меня такой выход нашёлся! Моя ученица по имени Лена предложила помочь мне с оформлением дневников, она не спешила домой. Жила девочка с мамой, которая работала на очень ответственной работе в Областном комитете народного образования. Отца в семье не было, и других детей тоже. Я очень обрадовалась предложению, с удовольствием отдала ненавистную часть работы ученице. В конце недели дневники заполнялись вовремя, мне оставалось только расписываться в них!
Уходя в столовую, я предлагала Елене пойти со мной, а когда она отказывалась, то спрашивала, что ей купить и принести. Девочка всегда отказывалась и говорила, что дома её ждёт обед, мама постаралась для неё, не хочется обижать. Какая хорошая дочка у матери, как приятно, что есть такие детки! И я со спокойной совестью бежала на обед.
Я никогда не знала точное количество денег в моём кошельке. Утром только проверяла, чтобы хватило на обед в столовой и после работы зайти в магазин продуктовый, кое-что подкупить к ужину семьи. Но через несколько дней помощи моей ученицы я заметила, что не хватает каждый раз несколько рублей в кошельке. Я поделилась своей неприятной догадкой со своей сотрудницей, учителем украинского языка Светланой Григорьевной. И она предложила сделать эксперимент: посчитать, сколько денег у меня и записать номера купюр на отдельном листике, взяв его с собой. Мы так и сделали. Вернувшись из столовой, я взяла в руки кошелёк, чтобы положить туда сдачу. Я обнаружила пропажу нескольких рублей. Вдвоём с коллегой мы стали спрашивать у Лены, не брала ли она денег у меня. Девочка со слезами на глазах ответила, что она не воровка, ничего не брала.
Но в кармашке фартушка у неё лежало несколько рублей. Мы показали ей список моих денег и номера купюр, которые совпали с содержимым кармашка ученицы.Тогда девочка призналась, что она всякий раз, когда я выходила, брала у меня немного денег из кошелька потому что она была голодна, а мне не хотела признаваться. Мы почувствовали себя очень неловко, заставили её вернуть деньги и попросили так больше не делать. Я поговорила с мамой девочки, дамой высокопоставленной, и больше не пользовалась услугами своих учеников, сама делала свою работу.Мы с коллегой никому не рассказывали об этом происшествии, пощадив девочку.
И вот недавно я прочитала рассказ в Интернете, как поступил учитель со своим учеником, укравшим часы у одноклассника. Я задумалась: была ли я права, уличив ученицу и обвинив её в краже?

Один ученик украл часы у своего одноклассника. Учитель обыскал всех детей, у одного из них вытащил эти часы, но продолжил обыскивать остальных.Больше никогда учитель не говорил об этом происшествии в классе.Через несколько лет в школе состоялась встреча выпускников.Парень, укравший часы, спросил у учителя, почему тот не объявил вора и не наказал его. А мудрый наставник ответил, что он обыскивал учеников с закрытыми глазами и не знает, кто украл.
Может быть, он был прав?!