Частная жизнь

Владимир Каев
12.08.2018 – 19.11.2019

Второй год пошёл, как учредил раздел "Биографический материал". Теперь его титул "Частная жизнь". Реальные истории с именами и обстоятельствами, откорректированные таким образом, чтобы максимально дистанцироваться от прототипов. Где-то дистанция с оригиналами сокращается недопустимо, но, учитывая ограниченность моей читательской аудитории, иду на риск. Не хочется слишком выпадать из времени и пространства, какие-то подробности должны присутствовать один к одному.

Была запись в дневнике, мотивирующая появление раздела. Да читают ли дневник годовой давности? Посмотрел… удивился: в этом году было 22 читателя. В дневнике ссылка на введение к разделу. Ни одного читателя введения; не переходят из дневника по ссылке, стало быть, раздел интереса не представляет. Смотрю первый рассказ, историю дамы… впрочем, сейчас не об этом. Список читателей пуст.

Сказать по-правде, мне это безразлично. Даже хорошо, что не читаются сии опусы. Для меня они что-то значат, для стороннего лица вряд ли интересны. Следовало бы поработать над формой, помня наказ Саши Соколова, – неважно, о чём пишешь, важно как.

Не стану оттачивать мастерство, лучше почитаю Соколова, когда время найду. Ищу время, нахожу осколки прошлого. То, что пишу – тоже осколки. Мозаика текстов, картина моей частной жизни, в которой сама жизнь едва просматривается. Максимально дистанцируюсь от самого себя, не всегда в этом преуспевая.

Так что же с "Частной жизнью". Для начала редактирую сделанное некогда "Введение". Затем то же самое делаю с дневниковой запись. Объединяю результат, получаю новое введение в тему.

                Текучий материал

Располагая материалом, следует его использовать: кроить, шить, примерять, распарывать и переделывать. Заброшенное в дело не идёт, постепенно приходит в негодность, теряется в шкафах, кладовках, хранилищах, объёмы которых беспредельны. Достанешь поношенное полотно текста, развернёшь, помнёшь, смотришь на свет, сочетая и прикидывая – и возвращаешь на место, небрежно скомкав или аккуратно уложив, а думаешь о другом.

Проку нет, а выбросить жалко. Знаю, что не будет изделия, причин тому столько, что перечислять – только время зря тратить. Нахожу свободную полку, складываю кипу строк. Пусть полежат, раз места сколько угодно. Может, заглянет кто в гости, приметит краем глаза невыразительную ткань, спросит, – откуда такое добро? – Ах, это!…

Фрагменты событий, пятна переживаний, осколки речи, линии поведения и фигуры умолчания. Течение жизни, от излучины до излучины, мели и омуты, устье, океан… Из течения шью, слова ложатся песком на дне, камушками, колышутся водоросли.

Течение времени…

                Мир и характер

Когда появляется человек? В роддоме? Это вряд ли – не все становятся людьми в процессе родовспоможения. В палатах, ваннах, на обочинах дороги в мир, не человек появляется, а его телесная основа, в которой генетические корни, спирали ДНК, тянут из глубины времени то, без чего человеком в реальности не стать.

Не только наследственность источник человеческого, решающее значение имеет способность к обучению, заложенная исходно. Способности способностями, но без наличия обучающих человека не получится, а получится маугли, причём далеко не в сказочной версии, такого рода случаи известны, ничего фантастического. Рядом должны быть те, кто не только кормит, но и смеётся, плачет, что-то говорит, движется, одевается и спит, ест и листает книгу. Ребёнок воспринимает и воспроизводит то, что даёт ему окружение. Если и есть в человеке Образ Божий, то он приходит через других людей, и никак иначе.

Насколько личный мир человека подобен внешнему? – По-разному бывает. Творческая сила, заложенная в человеке, такова, что у него могут язвы появиться на ладонях, если он ярко видит себя на кресте; таких называют стигматиками. Мне интереснее те, кто зачарован тайнами мира, кто становится учёным, или вырастает музыкантом, художником, танцором, кто, обладая природным оптимизмом и добротой, ходит на работу, а по выходным копается в грядках на даче и жарит шашлыки; у человека редко бывает единственная роль, разве что на государевой службе, или в местах заключения, или в сумасшедшем доме, но и там не всё так просто.

Характер – это судьба. Так говорят, разумея, что поведение формирует картину жизни в её протяжённости; происходящее в человеке демонстрирует характер, характерную для этого человека реакцию на происходящее и намерения, если они в поведении отражаются. Судьба представлена хроникой жизни и смыслами, которыми расцвечивается происходящее, причём цвета оказываются разными у разных наблюдателей со стороны, тоже наделённых характерами и намерениями. Да и что они видят, эти наблюдатели! – Вот причина, по которой меня интересуют известные писатели: о них много написано и они написали достаточно, чтобы можно было рассмотреть предмет с разных сторон. А частного человека, книги не пишущего и публике не интересного, можно рассматривать, к примеру, через призму астрологии, тогда читаешь его жизнь и пишешь о нём, многого не угадывая и не умея сохранить должным образом простые факты.

Сам себя определив в школу письма, пишу сочинения по сохранившимся фрагментам личных историй, с которыми когда-то пришлось иметь дело. Из чего-то можно делать художественное произведение, сочиняя то, чего не было и выворачивая наизнанку, из другого лучше ничего не делать, просто воспроизвести сохранившееся в заметках и памяти, снабдив комментариями и размышлениями, не увлекаясь. Вот это последнее, воспроизводящее без вымысла, и размещаю в разделе "Частная жизнь" – http://www.proza.ru/avtor/miage&book=16#16