Светлая улыбка

Наталья Коноваленко
     Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое обычная человеческая улыбка? Именно человеческая, поскольку лично мне приходилось видеть улыбающуюся собаку, котёнка, рыбу и даже верблюда. Отчего возникает, как долго способна озарять наше лицо улыбка? Как воздействует на окружающих?

           Сегодня в маршрутке мне неожиданно улыбнулся ребенок лет пяти. Его мама, очень полная молодая женщина, расплачивалась с водителем за проезд, заслонив собой весь проход, а он, её малыш, с детской нетерпеливостью  как-то исхитрился протиснуться между нею и сидениями и неожиданно возник прямо  передо мной, сидящей спиной к водителю.
            Я с любопытством посмотрела на мальчугана, и тут он мне улыбнулся - бесхитростно, искренне, радостно. Его весёлые карие глазёнки засияли лучистыми искорками, и худенькое личико осветилось такой чистотой и добротой, что я весь день вспоминала это сияние  и тот миг, когда наши  взгляды встретились. Всё продолжалось лишь мгновение, поскольку маршрутка  резко остановилась, и мальчик вышел вслед за матерью.
              Проехав немного, я вдруг поймала себя на мысли, что всё ещё ответно улыбаюсь. Выйдя на остановке, я перешла улицу и, чтобы продолжить путь, пересела в полупустой автобус.
     На следующей остановке в него вошла старушка.
     Была она именно такой, как принято говорить о невысоких худощавых людях, - сухонькой. На седой голове соломенная шляпка, фигура облачена в светлую блузку и длинную юбку. Два пакета в обеих руках.
       По возрасту ей было, скорей всего, далеко за семьдесят, но выглядела старушка  хорошо, ухоженно,  и, пока автобус стоял,  к месту, которое ей уступили  в середине салона, прошла относительно бодро.
          За её спиной, в наушниках, весь изрисованный татуировками, не отрываясь от экрана, сидел высокий крепкий парень, лет, может быть,  двадцати, с небольшим.
Не отвлекаясь ни на что, он смотрел в свой телефон.
          Через пару остановок они оба засобирались к выходу. Первым  легко поднялся и быстро направился к средней двери салона парень, а старушка идти не могла: в напряжении стояла на дрожащих ногах со своими пакетами и  ждала остановки автобуса. И когда транспорт остановился, она, видимо, столько сил истратила на устойчивость, что всё ещё не могла сдвинуться с места.

         Парень оглянулся случайно и сразу заметил замешательство старушки.
- Давайте руку, - предложил он, протягивая к ней крепкую ладонь, но руки пожилой женщины были заняты пакетами - и она продолжала стоять.
          Тут в дверь возле водителя хлынул поток будущих пассажиров. Остерегаясь толпы, старушка пришла в себя и засеменила к выходу.
        Убедившись в её самостоятельности, парень ловко соскочил на асфальт, но неожиданно опять оглянулся.
         Старушка уже подошла к краю двери и теперь нерешительно топталась на месте, боясь без опоры ступить вниз. Поставить свою ношу, чтобы рукой взяться за поручни,  она не могла, пакеты были так же неустойчивы, как их хозяйка, а автобус вот-вот должен был захлопнуть двери и тронуться.
         Смятение отразилось на бледном морщинистом лице, и тут парень повернулся к ней всем корпусом и, словно споря с нею, произнёс, утверждая своё решение:
- Лучше я вас так сниму!
         Он ободряюще улыбнулся и легко подхватил старушку подмышки. Как ребёнка, на вытянутых руках, плавно переместил её на тротуар, после чего  практически без паузы продолжил свой маршрут.
- Спасибо, милый! - запоздало поблагодарила оторопевшая старушка, глядя ему вслед.
        В автобусе все заулыбались, и долго ещё на лицах людей не таяли эти светлые улыбки прикосновения к чуткости и доброте.
       Это было сродни грибному дождю, после которого воздух какое-то время благоухает свежестью озона.
       Это напоминало некое высшее очищение от досады, тревоги, напряжения.      
       Всех пассажиров словно объединило неуловимо прекрасное движение души, подаренное чуткостью  молодого человека. О таких людях, видимо, и говорили в старину: «добрый молодец».

        Вечером я возвращалась домой поздно. Лифт не работал.  Я погрузилась в воспоминания прошедшего рабочего дня и медленно поднималась вверх, внимательно глядя под ноги, поскольку освещение было неравномерным. Вверху на лестничной площадке скрипнула чья-то дверь. Я подняла голову и чуть не ахнула в изумлении: передо мной стоял ангел!
     Это был чудесный малыш лет четырёх, с золотистыми локонами над головой, подсвеченными сзади яркой электрической лампой. Он держал в руках большую игрушку -  мохнатого мишку цвета какао с молоком. Но самое главное, ребёнок смотрел на меня с такой улыбкой, как будто бы мы были знакомы сто лет, долго не виделись, и вот, наконец, встретились.
- Привет! - сказала я, неудержимо широко улыбаясь в ответ, останавливаясь и разглядывая его.
- Пливет! - ответил он, звонко засмеялся и двумя ручонками протянул мне игрушку.
   Я не успела ответить на этот жест доверия, потому что дверь приоткрылась - и выглянула девушка, по всей видимости, его юная мама, поскольку лица обоих были удивительно похожи. 
   Она тоже улыбнулась, приветствуя меня, любуясь своим ребёнком, подхватила малыша на руки  и унесла в квартиру.
   Я вошла домой, удивляясь необычным встречам, в совершенно чудесном настроении.
   Позже, перед сном, я вновь вспомнила этих очаровательных детей и старушку и  долго ещё ощущала волшебное касание неуловимо прекрасного состояния души, которое на языке людей называется светлой улыбкой.
                На фото - автор, Наталья Коноваленко