Петербург

Анна Хатова
1 часть
Алые паруса

До Питера – 738 километров. На чарах – 4:20. Я не спала ночью, чтобы успеть на первую электричку. Сначала из Подмосковья в Москву: о, эти андерграундные гетто-переходы с граффити; о, эти ступеньки и лесенки для зайцев, чтобы забраться на платформу... Переплетения путей в конце платформ на вокзалах... Пройти с электрички до самого конца, спрыгнуть, перебраться на пути дальнего следования и спокойно, миновав турникеты, выйти в город. Утреннее метро. Надо выехать за МКАД по Ленинградскому направлению, а там уже – трасса. Вокзал - купить дешёвый билет до ближайшей станции, чтобы зайти на платформу. Ехать два часа. Задремать и проснуться от слов: «Билеты, показываем ваши билеты», вскочить и бежать со стадом зайцев вагон или два - утренняя зарядка. Выйти в Клину, следовать за зайцами к обходу (следуй за белым кроликом!), выйти в трассу и предвкушать Петербург.


В Клину поймала прямую фуру до Питера. Катим по М11. Впервые еду по этой трассе. Но ничего интересного: только дорога и лес. И так триста километров. Будто бы из реальности выпадаешь. А с водителем общий язык нашли, и общаться легко. Заводим рандомно и легко разные темы. Устанем говорить - молчим. Слушаем Юмор FM. Водитель накормил меня вкуснейшей шавермой. Или шаурмой? Не знаю, мы были тогда ровно посередине между Москвой и Питером. Водитель и сам рад, что подвозит меня, говорит, что один точно бы уснул, а так - общаемся, весело. Вот таким и должен быть автостоп: позитивным и ненапряжённым.

Всё складывается очень удачно: на одной машине, да ещё по более быстрой трассе без пробок. К вечеру начинает плющить от недосыпа. Подъезжаем к Питеру, и моё сердце бешено колотится от волнения, ведь я так давно не была в любимом городе!

Шушары - на автобусе до метро. Купчино - на подземке до Садовой. В центре уже море народа. Чувствую пульсацию города и предвкушение Алых. Хорошо, что я не приехала раньше, хорошо, что именно в день праздника. Чувствуется, что город встречает.

И не только город. Я приехала к другу, с которым кутили в Самаре четыре года назад. С тех пор и не виделись. Прихожу на место встречи - вижу компанию маргинального вида. Хоть и бежала от маргинального Петербурга, но соскучилась по таким людям. Поначалу напрягает маргинальный образ, но Питер - такой город, где ты можешь выглядеть так, как хочешь. Можешь быть тем, кем захочешь. И все друг друга принимают.

С каждой минутой и с каждым шагом сбрасываю напряжение - и вот его уже нет вовсе. Десять вечера - светло как днём. Широкий Невский, ставший уже пешеходным, изумительная архитектура, музыка отовсюду, позитивные люди кругом. Можешь говорить, с кем захочешь: ответят, любую тему поддержат. Да хоть бы и парой слов перекинуться - уже настроение поднимает. Тут все сейчас свои. Опускается запоздалая тьма, зажигаются городские огни, разукрашивая город в более праздничные краски. Водоворот толпы набирает обороты, ритм ночного танца становится быстрее, и мы за ним успеваем. На трёх прошлых Парусах я была одна, и всё вышеописанное меня раздражало, но сейчас я будто бы в сказку попала. Спасибо, друг, что встретил меня. Кто-то говорит, что Алые паруса - сборище алкоголиков, и ничего нет интересного. Неправда. Всё зависит от изначального состояния и от компании.

Час до салюта. Летаем по Невскому. С недосыпа всё ещё плющит; но второе, третье, да хоть четвёртое дыхание всё открывается и открывается. Полчаса. Общаемся с новыми людьми у Казанского. Откуда только энергия берётся? Пятнадцать минут. Бежим по Грибаналу на Марсово, лавируя в толпе. Пять минут...

Первый залп. Крики. Счастливые вопли. И - понеслось. Завороженно наслаждаюсь зрелищем: разведённый Троицкий мост, широкое пространство Марсового, цветные взрывы над зданиями. Не так важно и не так обидно, что и в этот раз я не пробилась к Неве и увидела только мачты корабля. Но есть настроение, есть атмосфера: город свободен, город гуляет. Взрывы салютов резонируют в груди, задавая ритм сердцу, и сердце бьётся в ритме города... Впитывая вихри энергии бешеной толпы, я спокойно смотрю на салют, окутанная аурой счастья, и время будто замедлилось. Я здесь. Я люблю тебя, Питер.


2 часть
Питер ночной

С субботы на воскресенье пошли стритовать* в ночь. Не столько стритовать, сколько гулять по ночному городу, не столько гулять, сколько прогуливаться. Мой Самарский друг, я с гитарой и Рома Утриш с джамбеем. Встречаемся на Василеостровской - веду ребят по своему стандартному маршруту. Выходим к Неве: всё горит, всё сияет. Если уже темно (а на дворе белые ночи!), значит, пора начинать. Успеваем перейти через Дворцовый мост на площадь, далее по Миллионной на Марсово. Скоро развод Троицкого. Сидим у Вечного огня, ждём. Отсюда - самое то наблюдать, как поднимается мост. Далее по набережной до Дворцового. Петропавловка, Биржа, Ростральные колонны. Вдалеке виднеются другие разведённые мосты: справа - Литейный, у Васьки - Биржевой... Широкая Нева, отражающая огни мостов... Мне никогда этот вид не надоест.

Весь народ на мостах - Невский почти пустой. Для кого играть? А надо ли? Пока и так замечательно гуляется. Жаль только, что чары ночного города пропали, будто по щелчку пальцев, когда белые ночи выключили подсветку зданий. Но это ещё не конец, ведь в силу вступает утренняя магия.

Настроились-таки поиграть. Впервые играла с кем-то: Рома отбивал ритм на джамбее. Народ идёт с баров пьяный и без денег, но пару сотен мы сделали.

Познакомились на Грибанале у магазина-24 с интересными людьми - продолжаем с ними. Играем для них прямо у магазина. На улицы уже выползают сонные работяги, на нас - на ночных музыкантов - ноль внимания. Как и мы на них. В это время суток Питер делится на две части. Будь то суббота, будь то понедельник. Под утро в центре всегда есть отголоски ночного кутежа.

Попробовала поиграть на варгане. Давно завораживал этот звук. Кручу, верчу, привыкаю, стараюсь... И тут Рома говорит: «Забирай. Твой» У меня появился варган!!!

Пофоткались с памятником Остапу Бендеру, и тут Остапа понесло. В том смысле, что мне срочно захотелось научиться играть на джамбее. У магазина люди к нам подходили и играли - пол-Петербурга умеет. Мне тоже пора. Переместились в сквер. Пожалуйста: сижу, привыкаю, стараюсь. Ребята показали пару ритмов. Тренирую, развиваю и импровизирую, потом ещё и ещё, чувствую звук, вибрации, держу волну. Первый раз играю и вливаюсь. Ребята говорят, у меня талант.

Встаёт солнце, заливая Невский. Сонные работяги перевешивают - отголоскам ночного города тут теперь не место. На нас уже обращают внимание: смотрят либо странно, либо с любопытством. Что такого? Мы видели ночь. Мы растворялись в огнях и ритмах. У нас было свидание с городом.

Вышли стритовать в ночь, ну, конечно. Раньше так джекпоты срубали, но сейчас стандартная сумма в кармане - несколько монет да соточка. А и ладно, и так хорошо, сегодня мы делали это не ради денег. Утро победило - теперь и мы тоже сонные. Едем на Приморскую отсыпаться у Ромы. Отсыпаться, как же. Настало время философских разговоров на кухне коммуналки. Кто-то продолжает ночь, кто-то идёт валяться, кто-то собирается на работу... Но, когда тьма снова опустилась, спали все. И на Невском стритовали уже другие люди... Так Петербург и живёт. И так ему хорошо.


* Стритовать – выступать на улице (играть, петь и т д).