Что такое любовь? Вечность И. Царева-45

Любовь Сушко
Безмятежно, как боги, взирая в бездонную полночь,
Обнимаем друг друга у самого звездного края,
И.Царев

Живу, двенадцать лет тобой и Господом храним
В.Высоцкий

 Как приятно возвращаться в тот поэтический мир, который  оставила  на несколько лет, потому что «большое видится на расстоянии». И должно было пройти время, чтобы можно было вернуться, словно в родной  дом,  в мир Игоря Царева и поговорить о наследии поэта  и о вечном т.е.  о личном, о единственной и неповторимой любви в жизни поэта..

А время бежит неумолимо, куда-то исчезают часто бесследно друзья, замолкают  дамы, считавшие, что у них был роман, да еще какой, вам и не снилось. Просто со временем  истощается их фантазия,  и  переключаются они наконец-то совсем на других поэтов, оставив в покое того, кто  только  улыбается с высоты небес и испытывает неловкость от того, что он  слышит. С поэтами, которые  ведут себя по отношению  ко всем без исключения деликатно и вежливо и просто не способны послать подальше таких фантазерок, такое случается, увы.

 Впрочем, такое случается с любыми поэтами. Ведь  если он был резок и груб, мадам или девица может сказать, что  такая вот страсть была, а от ненависти до любви один шаг. Ведь всегда можно найти оправдание тем или иным действиям, было бы только желание и стремление явиться на шоу с признанием, хоть мгновение погреться у огня.

Вспоминается классический пример, как спорили до хрипоты Л.А.Дельмас  и Л.Д.Менделеева  из-за того, кому посвящено стихотворение  «Перед судом», потому что  стояли  в посвящении  Л.Д.     Все  можно было толковать, по крайней мере, двояко и Любовь Дмитриевна, и Любовь Дельмас.

. Думаю,  творец всевозможных мифов А..Блок  две эти буквы  оставил не случайно, он хотел, чтобы они о том спорили, собственно как и литературоведы,  позднее выискивая в тексте  аргументы за ту или иную версию. Но особенно приятно ему было это в первом случае, потому что  о том  свидетельствует запись в  дневнике «Сегодня на меня не посмотрела ни одна женщина». Вот ведь в чем драма, если не трагедия для Поэта.

И привожу все это именно для того, чтобы подчеркнуть, что в случае с Игорем Царевым все было как раз наоборот. Он не дал нам не единого повода для подобных споров, и свидетельство тому  все его стихотворения, обращенные к единственной женщине.

Но в данном случае я выбрала два  наиболее ярких  текста, это стихотворения с мифической основой «Голем» и « Проезжая мимо  салемкой ведьмы», оттуда вернемся в реальность «Полуночного чая с лимоном». Вот эти три текста  вместе взятые, создают  ту самую картину великолепного мифа об единственной и неповторимой, который хотелось бы создать, вероятно, любому поэту.  Но увы, не получается, не складывается, мы успеваем сотворить все в жизни так, что это становится уже невозможным.

И когда рассказываю  обо  всем  этом накануне хорошему поэту, отличному просто , пережившему И.Ц на  десяток лет,   он с грустью замечает:
-У меня так не получится, я не встретил ту единственную, но любил, страдал , убегал, возвращался. Я всех своих женщин любил.

И ведь кажется, что именно так живя, мы и творим поэзию, страсти, желание  всех женщин  видеть в одной, а не наоборот, об этом думать не хочется, в этом не хочется  признаваться, потому что  не получается так, и уже не получится, поздно, раньше надо было думать. И что же  получается, что истину знал только один. С  самого начала только ему   повезло встретить Санта –Ирину .  Так все сложилось почти четыре десятка лет тому назад, так длилось потом. И продолжается сегодня, после его ухода, что еще важнее.

Можно конечно помечать  нашим дамам о том, как было бы,  окажись на месте Ирины я. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но могу сказать, что было бы хуже, значительно хуже, а может быть,  просто не было бы  поэта Игоря Царева совсем. Поясню почему. К моему великому счастью я Ирину знаю не только по стихотворениям Мастера.  Здесь есть еще несколько составляющих, доказательств,   что у вас бы ничего не вышло -   она не только муза и невероятная женщина, чего уже немало для Поэта , но этого  не достаточно.  Она соавтор и хранитель, она адвокат, который не проиграет ни одного суда, я сейчас в переносном смысле, конечно, она боец, и она  ПИСАТЕЛЬ – на последнее обращаю особое внимание. Работать в соавторстве – это тот момент, который скрепил бы любые отношения. Это не вторая половинка, как принято говорить о счастливых парах. Это  два  мира, соединенные узами любви и брака.

Только Игорь Царев, размышлявший о жизни поэта после ухода, мог уходить спокойно, понимая, что не будет пущена на растоп его тетрадь стихов, все, что он сделал и написал. Но думаю, что он даже не ожидал такого творения Ирины как «Ангел из Чертанова», того поэтического сборника «Любя и веря вопреки» - это просто собрание сочинений со всеми вариантами текстов. Хватит ли у кого-то талантов на такой труд, на такой памятник любимому мужу?
И опять же я некоторые главы читала еще  до книги и до публикации, ни одна рукопись никогда не могла потрясти так, как  эта. Ведь можно жить, переживать, чувствовать, но многим ли дано  написать потом о том,  что было пережито. Припоминается только дочь князя  Ярослава  Галицкого, которая скорее всего и написала «Слово о полку Игореве», по крайней мере,  это одна из более  вероятных версий  его появления на свет. Совпадают даже имена главных героев.   Вот  второе в истории  Слово  Ирины  о  Игоре Цареве. Не верю в случайности совпадения. Кстати, о «Слове», остался  бы в нашей памяти князь Игорь, если бы не было этого «Слова», которое сегодня знает каждый школьник? Если бы не была Плача Ярославны?

Всем остальным и до и после повезло меньше. Хотя Елена Сергеевна нам оставила Дневники, но  в этот ряд те записи бы ставить не хотелось. Вот и получается, что когда поэт хочет «Всех женщин враз поцеловать» и убеждает нас в том,  что для вдохновения  ему нужны многие, то  он играет черными фигурами и проигрывает с самого начала, ну не вывезет его этот тезис к вершинам  Парнаса, не вывозил прежде, не вывезет и теперь.
Но пора обратиться к голосу Мастера по этому поводу, чтобы снять  все вопросы о том,  кто еще  был в его   жизни.

 Стихотворение «Голем», не знаю случайно или специально,  я его почти не касалась, как-то оставляла в стороне. Хочу только напомнить, что Ирина вместе с Игорем в соавторстве  писали и статьи,  и книгу о  мифических существах «Энциклопедия чудес». Она появилась в конце прошлого века и прекрасно издана.  Такая работа и должна  была их сблизить еще больше. Можно только мечтать о подобном творчестве с любимым человеком, а у них это было.
Так Голем, конечно, оттуда. Это не случайный образ, появившийся и в стихотворении.

Голем
Игорь Царев

Что такое любовь?
Это жизнь, это наша весна,
Та, что бродит в Москве
Как вино по рассохшейся бочке,
Это наши мечты,
И счастливые ночи без сна,
Это мой талисман
На серебряной тонкой цепочке.

Я другим не служил,
Не любил до разорванных жил,
И к чужим небесам
Не тянулся тоской колоколен -
Без тебя никогда б
Не писал, не дышал и не жил
Твой неистовый раб,
Неуклюжий, но преданный Голем.

Разорвав колдовством
Немоту моих глиняных губ,
Ты сумела согреть
Камень сердца губами своими.
И чернила дымятся,
Как свежая кровь на снегу,
Когда я, истекая
Стихами, пишу твое имя.

Прежде, чем посмотреть на сам  удивительный этот текст, хочется привести  обширное,  очень подробное пояснение в рецензии самого И.Ц, потому что возник спор по этому поводу. И хорошо, что возник, он позволяет не быть голословной. И  опереться на мнение Мастера в первую очередь
Этимологически это скорее всего развитие корня “gal”, т.е. “груда, куча, груда развалин”. Любопытно сразу же отметить одну деталь. Из этого же корня (который сам по себе, видимо, восходит к очень древнему культовому сочетанию звуков, свойственному не только семитским, но и индо-арийским, тюркским и другим языкам), произошло и другое фундаментальное для иудейской мистики слово — “gilgul”, т.е. “круговращение душ”, “метаморфозы душ”. Возможно, что “круговращение душ” мыслилось как перемена “грубых форм”, как оживление поочередно различных “куч”,”груд” низшей материи, их временную индивидуализацию.

Таким образом, концепция “Голема” — это в первую очередь концепция “грубой формы”, оживляемой чем-то сущностно внешним по отношению к ней самой, чем-то приходящим со стороны и уходящим снова. И в этом смысле “големичность” Адама — это синоним его “земной природы”, его происхождения “из праха”, его подчеркнутой и сугубой тварности."

Конец цитаты. Привел ее для того, чтобы вы поняли, роман читать не так уж обязательно. Легенд о Големе на самом деле немало. Вкратце они сводятся к одному - это искусственный человек созданный из глины, либо из земли, либо в пробирке...

Я внес только одну коррективу - у меня Голем оживает не от волшебного заклинания, а от любви.
Игорь Царев 20.04.2004 00:01

Конечно, каждый наш текст о себе в первую очередь. И этот не исключение. Но даже на фоне  объяснений в любви  к Ирине прямым текстом, здесь есть и более важные и значимые смыслы. Что бы не показалось каждой из нас  в какой –то момент общения с мастером, а как живой человек , он не мог исключить такую возможность – влюбленности, желания стать ближе, чем остальные, но поэт говорит  четко и ясно обо всем этом:

Я другим не служил,
Не любил до разорванных жил,
И к чужим небесам
Не тянулся тоской колоколен –

С этим придется смириться, высказывание про оправдания измен  типа « Как же я узнаю, что в мире нет прекраснее тебя», тут не пройдут, как бы не хотелось обратного.

И более того,  дальше еще более ясный  тезис, который разрушает до основания все  наши надежды,  тут они должны просто умереть и не воскреснуть

Без тебя никогда б
Не писал, не дышал и не жил
Твой неистовый раб,
Неуклюжий, но преданный Голем.

Так говорил о М.Влади  В.С.Высоцкий «Двенадцать лет тобой и Господом храним» - в данном случае получилось в три раза больше, чем 12 – и это здорово.

И чем больше времени проходит с момента знакомства с И.Ц и с его Ириной, тем  отчетливее это видно и понятно. Опять же, когда говорят, что поэт не похож на свои стихи, там он ангел, а в жизни демон, как это и было с любимым всеми Незнакомками  А.Блоком, то это тоже не про него.

Вот и в рецензии он уточняет
Я внес только одну коррективу - у меня Голем оживает не от волшебного заклинания, а от любви.

Действительно очень существенная корректива, все расставляющая по своим местам. Говорил  уже Данте о том, что именно любовь  движет солнце и светила. Но это было скорее похоже на  теорию о любви. В случае с Игорем и Ириной – это практика, это  жизнь, такому доказательству невозможно не поверить.

Так что же она сотворила на самом деле, оживив поэта, на что в старом мифе о Пигмалионе  была способна только богиня любви Афродита, и в данном случае Игорь не так и далек от  древнего  мифа. Возлюбленная поэта и должна быть богиней, кем же еще ей прикажете быть?

И чернила дымятся,
Как свежая кровь на снегу,
Когда я, истекая
Стихами, пишу твое имя.

Если вы встречали более пронзительное и прекрасное стихотворение о любви, то предъявите миру, я лично  считаю, что именно это лучшее.

Но в доказательство того, что никакие  чары поэту не страшны есть и другое стихотворение о  ведьме, настоящей ведьме. Ведь прекрасно известно, что она может приворожить, увести  насильно, овладеть и не любящим  человеком..
Это Цирцея могла удерживать Одиссея сколько ее душе было угодно,  ну или пока сами боги не возмутились и не потребовали вернуть его домой.  Это Елену Сергеевну М.Булгаков считал ведьмой, и потом многие и К.Симонов  рассказывал о ее сверх способностях. Когда она появилась через несколько минут в редакции, хотя добраться должна была с другого конца города.

С нашей  салемской ведьмой такого не случится, потому что поэт, как следует из заголовка «проезжает мимо». А ведь это все не так просто, она не настолько слаба, как могло показаться.

Проезжая мимо салемской ведьмы
Игорь Царев

Дрожит устало
Вечерний воздух,
Домой скорее
Добраться мне бы.
Но отразились
В асфальте звезды.
И мой троллейбус
Плывет по небу.

Тычинке в пару
Найдется пестик -
Закон природы
Универсален.
У юной ведьмы
На шее крестик,
Стоит у бара
И курит «Салем».

В надбровных дугах
Звон колокольцев –
Идет охота
За беглым взглядом,
Играют пальцы,
Мерцают кольца,
Горчит улыбка
Лукавым ядом.

Но есть лекарства
И от лукавства -
Швейцар поодаль
Стоит набычась –
Он не подарит
Тебе полцарства,
Он сам охотник,
А не добыча.

А я и вовсе
Иная птица,
Меня троллейбус
Проносит мимо.
Усталый вечер
Мазнул по лицам
Неуловимо
Осенним гримом.

Кому направо,
Кому налево,
Моя ж дорога
Восходит к трону –
В воздушном замке
Ждет королева,
И чистит мелом
Мою корону.

Тут перед нами прямо  Кармен, не меньше появляется, а мы –то знаем, что стало с беднягой Хозе в конце концов,  не так просто от нее убежать любому, и поэт это подчеркивает неоднократно, и про законы тяготения к таким ведьмам тоже, впору вспомнить знаменитое «Я душу дьяволу продам за ночь с тобой»
Но нет, ведьме на этот раз  крупно не повезло, Остается только посочувствовать той самой ведьме,  потому что

Моя ж дорога
Восходит к трону –
В воздушном замке
Ждет королева,
И чистит мелом
Мою корону.

Уже более ясного и точного ответа и придумать трудно. И так же как  про отношения к творчеству ушедших поэтов, когда каждое слово важно, думаю И.Ц. размышлял и об отношении читательниц  к личной жизни, к слухам и сплетням, и  высказывал по этому поводу свою четкую позицию, тут нет двух вариантов и быть не может.

Уникальность творчества  И.Ц  состоит и в том. кроме всего прочего, что чуть ли не впервые поэт  доказал нам, что он  может быть очень счастливым. И в этом предстоит нам всем убедиться, прикоснувшись к его великолепным стихотворениям, обращенным к Санта-Ирине,  единственной Мадонне, ангелу, к пани Ирине…Но читайте стихотворения и сами убедитесь в этом. Мастер может быть счастлив, влюблен и любим, « молясь ЕДИНСТВЕННОЙ своей,  мадонне» , кого не подкупит такое мироощущение. Оно близко и дорого каждому.

Пусть

Рентгеном звезд просвеченный насквозь,
Душой из края в край как на ладони,
Наивно полагаясь на авось,
Молясь своей единственной мадонне,
Не вижу смысла что-нибудь менять:
Пятак судьбы, коня у переправы,
Тревоги непутевого меня -
На крепкий сон непоправимо правых...
Пока в крови гудят колокола,
И небо осыпается стихами,
Пока запотевают зеркала
От моего неверного дыханья,
Кургузым армяком на ямщике
Через заставы, тернии и даты,
Нелепою слезинкой по щеке
Пусть жизнь упрямо катится куда-то.

http://www.poezia.ru/article.php?sid=31623


И при этом ни он, ни сама Ирина не стараются как-то это скрывать.  Здесь нет табу, наверное, потому что в стихотворениях все есть, все отражается, все написано. Открывайте и читайте сами, и любуйтесь, и завидуйте молча.
О том, что книжку К.Симонова « С тобой и без тебя» нужно издать в двух экземплярах для него и для нее, как вождь завещал, тоже речи не идет, более того, это  издание  стихов о любви  должно быть у всех и у каждого. Если с нами такого не случилось, так посмотрите, как это бывает, как это может быть. Только любовь дарит бессмертие, и если она была  и есть,  так почему только  для двоих  должно быть издано?

Вот и более известное и давно любимое « Полуночный час с лимоном» прибавит теплоты и радости не только этой паре влюбленных навсегда, но и  всем нам, часто одиноким и несчастным. И может быть нам такие строки нужны даже больше, чем им самим?

Полуночный чай с лимоном
Игорь Царев

У надменной Вселенной изысканно холодны руки...
Не согреть их ни яростным звездам, ни углям Аида.
Миллиардами лет в этом мире копилась обида,
Заполняя дырявый кувшин на божественном круге.

Так на что мы надеемся, сидя на кухне за чаем,
Обнимая друг друга, и глядя в бездонную полночь,
Где кричит, заблудившись, бездомная «скорая помощь»,
И молчит телефон, на звонки больше не отвечая?..

Черным крепом задернуто небо и тьмою кисейной.
Но так хочется верить наивным пророчествам Ванги,
Что однажды с рассветом на землю опустится ангел
И оттают молочные реки и берег кисельный.

Мы не вечны, но тем и бесценны любимые руки,
И та странная ночь, и тот чай с ароматом лимона,
И то время, когда со стены мы снимаем «Кремону»
И поем про дырявый кувшин на божественном круге.

Безмятежно, как боги, взирая в бездонную полночь,
Обнимаем друг друга у самого звездного края,
Где незримые силы седыми мирами играют,
И беспомощно плачет бездомная «скорая помощь»…


И остается вспомнить  еще один знаменитый монолог, который все время возникает в памяти, когда  пишу  эту невероятную историю любви
Я,  на свою  беду, бессмертен.   Мне  предстоит пережить  тебя и
затосковать  навеки.  А пока - ты со мной, и я с тобой.  С ума можно сойти от счастья.  Ты со  мной.   Я с  тобой. 
 Слава храбрецам,  которые осмеливаются  любить, зная, что  всему этому придет  конец.  Слава  безумцам, которые живут,  как  будто  они  бессмертны,  - смерть  иной  раз  отступает  от  них.

(Е. Шварц  Обыкновенное чудо)