Тридцать седьмая параллель

Марина Даренская
Елена Александровна и Виктор Федорович Федоровы вместе уже 64 года. Город у нас маленький, считай, мы все соседи. А сюжеты в судьбах – куда там книжным выдумкам! ХХ век: войны, революции, перестройка... Живая история страны в деталях. Родились оба наших героя в Ленинграде в 1925 году.

Виктор. Туман над Ладогой

 Самые трудные месяцы блокады пережил Виктор. Мальчику в то время исполнилось 16 лет. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в кольце. Еще в августе в магазинах можно было купить хлеб, сахар, но к январю в городе наступил голод. По пять дней не выдавали теперь и хлеб. Мама Виктора заболела, а у парня опухали лицо и ноги. И отец настоял на немедленной эвакуации Вити.

11 марта 1942 года Виктор уезжал из дома на полуторке по льду Ладоги. Мороз был страшный, но хоть в чем-то повезло: стоял туман, немецкие самолеты не летали. Так и проскочили до деревни Кобоны. Дальше – в товарняках. Юноша долго двигался в сторону Урала и добрался до станции Воскресенской в Рязанской области.

На первое время его приютили у себя дома две сердобольные сестры, потом он попал в общежитие, где жили заготовщики дров. Дрова нужны были для паровозов, которые тянули составы на фронт.

Вскоре случилось несчастье – Виктор заболел сыпным тифом. Таких больных тогда размещали в больнице на станции Сасово. Валенки срезали с распухших стоп, одежду сожгли. Неделю он провел в беспамятстве между жизнью и смертью, но каким-то чудом болезнь отпустила. В мае 1942 года парня выписали, вручив справку, что Виктор нуждается в усиленном питании. Выдали ватные брюки, солдатскую заношенную рубашку на завязках и американские ботинки, которые пришлось обувать на босу ногу – ни носков, ни портянок для Виктора в больнице не нашлось.

Дорогу к станции узнать оказалось непросто. Прохожие сторонились худого, черного, коротко остриженного пацана: может, он заразный? Виктор решил вернуться в Вознесенскую – там жили знакомые. Парень надеялся, что повезет и он найдет какой-нибудь приют. Добирался до деревни в вагоне с углем.

– Нам всегда встречались хорошие люди! – вспоминает Виктор Федорович.

Его поселил у себя в доме лесничий. Виктор хорошо чертил схемы, наносил на карту участки деревьев,холмы, речушки, а семья лесника тем временем старалась откормить парня. У хозяина с супругой было крепкое хозяйство: огород, утки, куры.Позже председатель поселения пригласила юношу в сельсовет – ей требовался грамотный помощник.

Елена. «Вернёшься в сентябре...»

Когда Ленинград начали бомбить, Елена отправилась в эвакуацию. «Раз ты такая трусишка, поезжай, вернешься в сентябре», – шутливо прощались с девушкой ее родные. Они жили тогда в Сиверском, на даче.

 Оказалось, что время возвращения отодвинулось навсегда. Дома, близких – ничего не осталось, только береза у забора уцелела после бомбежки... Девушка оказалась в Алма-Ате, у родственницы, которая приютила кроме нее ещё шесть человек. Все жили в одной комнате. Шел 1942 год.

  Тогда Елена и выбрала для себя профессию учителя, хотя в детстве не отличалась хорошей учебой...

 ...Когда она была маленькой, её тридцатилетняя мать умерла от чахотки. У женщины была открытая форма туберкулеза. Болея, ни ребенка, ни мужа она к себе не подпускала. Кидала в маленькую дочь тапками, когда девочка пыталась подойти. Впоследствии отец, тоже преподаватель по профессии, трепетно относился и к здоровью,и к питанию дочери, отправлял ее гулять, не давая даже сделать уроки – учеба была на втором месте...

...При свете коптилки, отгородившись от клопов кругом из керосина, девушка поглощала знания, чтобы закончить учебу экстерном. Так она миновала экзамены за девятый класс раньше, чем за восьмой, одна из первых окончила двухгодичные учительские курсы. И вдруг заболела сыпным тифом. Каждую ночь кто-то умирал на соседних койках. Из 11 человек в палате выжило лишь трое. Елена Александровна оказалась крепче остальных. Продолжила учебу. Со второго курса, вновь экстерном, перешла на четвертый. Получила педагогическое образование с отличием. Ее рекомендовали в аспирантуру.

Виктор. Летчикам нужны авиамеханики

Работая в сельсовете, Виктор участвовал в призывной кампании, заполнял карточки для добровольцев. Когда пришел возраст призыва, ему предложили служить на флоте. Парень развел руками: «Не умею плавать». И отправился в авиацию.1 января 1943 года юноша выехал из Рязани в Иркутск по железной дороге.

Целый месяц они, пропуская составы,идущие к фронту, медленно двигались к пункту назначения. Учеба в Иркутской военной школе авиационных механиков длилась год и девять месяцев. После чего его направили на станцию Поспелиха в Алтайском крае, в первоначальную школу обучения летчиков. Там он следил за исправностью самолетов УТ-2. День Победы Виктор встретил в Рубцовске, где располагалось на тот момент Новосибирское училище летчиков. Вскоре школу расформировали.

В ожидании демобилизации или дальнейших назначений военные разместились в Комсомольске-на-Амуре, на сопках, в палаточных городках. Приезжали офицеры, отбирали людей в военные части. Виктор попал в Елизово, на Камчатку, в корпус полка истребителей. Он обслуживал американские самолеты Kingcobra.

Жили военнослужащие в лесу. Палатки обкладывали снегом, посредине ставили бочки, в которых жгли дрова. Только два года спустя их переселили в огромное одноэтажное деревянное здание, где механики и мотористы спали на двухъярусных нарах. В 1950 году Виктору присвоили офицерское здание техника-лейтенанта. Позже, став старшим техником в управлении корпуса, он отвечал и за безопасность полетов генералов и полковников. Самолеты Ан-2, Ил-28, МиГ-15 и Як-12 находились под неусыпным присмотром Виктора.

Виктор и Елена. Свадебное путешествие...на Камчатку

Снова оказавшись в Ленинграде, Елена устроилась в вечернюю школу, где учила вернувшихся с войны усатых отцов семейств. А в 1947 году уже в обычной средней школе продолжила свою работу...

...Сейчас ее воспитанникам по 80 лет и они по-прежнему пишут ей письма. В альбоме с фотографиями,например, сохранились открытки от ученицы Светланы Карпинской, когда-то сыгравшей главную героиню в фильме "Девушка без адреса"...

...Как-то осенью Елена Александровна сидела на кровати в бигуди, поджав ноги, и проверяла сочинения. Постучалась соседка. Вместе с ней в комнату вошел высокий военный – глаз не оторвать. Тогда все смотрели на военных с восхищением. Он оказался разговорчивый, остроумный, обаятельный. Пригласил в театр. Рассказал, что приехал в отпуск на два месяца. А 6 ноября 1953 года Елена и Виктор зарегистрировались в ЗАГСе на Васильевском острове, и уже 11-го - отправились на Камчатку.

Елена всегда страстно хотела путешествовать. Однажды в детстве, прочитав книгу Жюля Верна, потребовала у папы расписку, что он обязательно повезет мечтательницу в путешествие по 37-й параллели. И отец выдал любимой дочери такую бумагу с подписью.

Железная дорога вела через Байкал,через всю Сибирь. Пейзажи поражали своей красотой. На одном перегоне запомнился подсвеченный на скале огромный барельеф Сталина…

В пересыльном пункте на Черной речке, во Владивостоке, 11 дней ожидали пароход. Тихий океан встретил светло-зелеными громадами волн, которые и на воду не похожи были – скорее на диковинные застывшие глыбы. У девушки это вызвало неимоверный восторг, и она то и дело прохаживалась от кормы к носу, любуясь мощью и простором. А на следующий день до пассажиров, в том  числе и до Елены, добралась морская болезнь. Только супруг да его товарищ по службе оказались крепче остальных, и прекрасно себя чувствовали.

На Камчатке семья поселилась в землянке. Ящики из-под орудий, набитые землей, служили стенами. Внутри были наклеены обои, снаружи дёрн. Начиная с поздней осени, вода в доме замерзала к утру. Там и родился сын, который совсем маленьким подхватил крупозное воспаление легких. Выжил чудом, наверное, потому, что Елена не отпускала его с рук ни на минуту.

Счастливые люди

Потом жили год на Сахалине, в Хомутово, позже переехали в Мукачево, которое показалось им раем. Поселились в коммунальной квартире с четырнадцатью соседями. Правда, пришлось побороться с клопами и тараканами.

– Виктор любил петь и танцевать.  Бывало, придет домой, и мы кружимся вместе, а сын за ноги хватает, виснет. Берем на руки и сына. Танцуем втроем. Соседка думала, что муж выпивает. "Веселый, и поет всё время", - рассказывает Елена Александровна.

Виктор просился в отставку, подавал рапорт за рапортом, но ему отказывали. «Должности достоин», – отвечали в формулировках. Семья перемещалась по стране. Выполняя интернациональный долг, Виктор Федоров побывал и в Лаосе, и во Вьетнаме, и в Камбодже. В 1968 году в чине майора демобилизовался в Запорожье. Федоровы обменяли квартиру на жилье в Таганроге.

 В городских школах тогда не было мест для учителей. Елене Александровне довелось поработать воспитателем счначала в мужском общежитии на Водопроводной,потом в детской комнате «Орленок». В комнате собирались дети, соревновались, играли, осваивали шахматы и рукоделие.

В 75 лет женщина ушла на пенсию. Последние годы в Приморском парке обслуживала аттракционы.

А Виктор Федорович год занимался документацией на заводе имени Бериева, позже работал в Октябрьском райисполкоме. У Федоровых есть внуки, подросли и правнуки.

– Есть было нечего – мы смеялись. Смеялись часто.  И от голода, и от беды, – улыбаются супруги.

И отчего-то становится понятно, что герои нашей истории – по-настоящему счастливые люди.


2017 год, август