Уроки преподобного Варсонофия Оптинского

Иерей Виктор Крючков
14 апреля - знаменательная для меня дата, день моей священнической хиротонии, когда Богу содействующу, Святейший Патриарх Кирилл рукоположил меня во пресвитера. Его Святейшество был первым, кто поздравил и напутствовал меня на этот ответственный путь и благословил строить отныне жизнь, ставя в центр своего служения Господа Бога.  В церковном календаре этот день отмечен памятью преподобного старца Варсонофия Оптинского, попечению которого, как подсказало мне сердце, и было вручено мое пастырство. На своём пути мне повезло встретить много чудных батюшек, которые делились со мной своим богатым опытом. Но, прежде всего, мне захотелось получить совет из уст самого старца. Сегодня с уверенностью могу вам сказать, что очень много полезного можно почерпнуть из духовного наследия оптинских подвижников. Но, дорогие мои друзья, на два момента особо хотел бы обратить ваше внимание.
Первый из них касается жизни будущего подвижника ещё в миру. Полковник Павел Иванович Плиханков (так звали старца до принятия монашества) жил с матерью в собственном доме, где у него была своя уютная комнатка, больше напоминавшая келию. Так вот, никогда в этой комнате, вспоминают очевидцы, не появлялась выпивка, не слыша­лось неприятных речей...
Сразу мне вспомнился стих мудрого пророка: «С преподобным преподобен будеши... и со строптивым развратишися» (Пс.17,26-27).
Урок, который преподал старец в своём житии, касается, в первую очередь того, с кем ты! Стремись к благочестию и бегай зла, в какие бы одежды оно не рядилось!
А во-вторых, преподобный Варсонофий всегда напоминал своим духовным чадам о неизбежности скорбей в нашей жизни. Он говорил о том, что скорби неизбежны, хотя мы хотели бы их миновать. Поэтому и представляем мы ошибочно нашу жизнь в виде белой полосы, на которой черные точки - скорби, от которых мы хотим поскорее отделаться, а на самом-то деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки - утешения. Батюшка всегда учил, что когда вы находитесь в хорошем, благодушном настроении - ждите бури, что всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение. Зная это, мы можем извлечь ещё один урок - ни при каких условиях не надо унывать! Пусть унывают те, которые не веруют в Бога, - для тех, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют. Мы же с вами теперь знаем, что в жизни хотя и бывает много горечи - неудачи, болезни, бедность и так далее, но если человек верует в Бога, то Господь и горькую жизнь может усладить, так как скорбями христианин получает право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное!
Помните всегда, друзья, пророческие слова из Писания: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин.16,33), ибо радость о Господе не сможет преодолеть никакая скорбь!
Какой же сделаем вывод? Их два! Первый - ищи всегда дружбы только с тем, кто благочестив. И второй - всегда будут тебя преследовать скорби, но не унывай - Господь победил мир и ты с Ним победишь!
Фото: соцсети
#priest_victor_kryuchkov

14 апреля 2018 г.