Новый Год в Ялте

Лев Ефремов
               
     В декабре  2018года в Крыму погода преподнесла жителям приятный сюрприз. Конец декабря, скоро встреча Нового 2019 года, а снега еще не было и температура воздуха держится ночью около +5, а днем доходит до +15 градусов.
     В Керчи молодые ребята в майках или в рубашках с коротким рукавом катаются на скейтбордах около Керченской Стелы с Грифоном на площади Ленина. На площади нарядили высоченную елку. Эта елка искусственная, но рядом две натуральные елки, их тоже очень нарядно украсили. Все красочно рассвечено электрическими гирляндами. Установлена большая эстрада для выступления артистов и множество разных аттракционов. Много очень красивых домиков, в которых продают новогодние сувениры. Из временных Кафе на открытом воздухе разливаются аппетитные запахи шашлыков и другого чего-то очень вкусного, и, конечно, запахи кофе, чая.
     Через сотню метров от площади Ленина, через дорогу,  любимая керчанами, набережная Керченского пролива.  С набережной видно, как днем и ночью по проливу идут морские суда. Там люди работают, и возникает вопрос: «А как же они встретят Новый Год, да и, вообще, бывают ли у них праздники?».
     Да, у моряков несколько другая жизнь, не такая, как у береговых людей. Не простая, но она захватывает. Пришел на флот молодой парень с мыслью: «Заработаю немного денег и …на береговую работу». Но проработав некоторое время на морском судне, этот парень втягивается в эту непростую морскую жизнь и, все, он работает в море, пока здоровье позволяет.
    Вот отработал капитан всю свою сознательную жизнь в море,  выщел на пенсию и купил домик в Керчи. Около домика небольшой сад. Сидит на крыльце дома кот Василий и с интересом смотрит на падающие с деревьев листья. Листок кружится перед падением, падает и его ветром проносит по двору. Кот каждый листок провожает заинтересованным взглядом. Природа кошачья сказывается, да, и просто интересно. На крыльцо выходит из дома хозяин и садится рядом с котом. Ему, глядя на падающие желтые листья, становится грустно. Еще одно лето прошло. Осень, скоро дожди, заморозки. Еще один год прошел. Сколько их впереди осталось?        
    Сидят на крыльце кот и его хозяин. Кот за листьями наблюдает, а хозяин
вспоминает прошлую работу в море. В каждом рейсе какие  - то свои особые случаи. Вообще, морская жизнь богата разными событиями и смешными, и не очень. Почему то вспомнил капитан, как встречал Новый Год в Ялте, когда его судно стояло в этом порту. Производились грузовые операции, выгрузили генгруз, привезенный из Италии, и начали погрузку металлолома на Турцию.Конец декабря, окончание года и руководству порта необходимо доложить вышестоящему начальству о перевыполнении годового плана по переработке грузов портом. Экипаж судна по просьбе порта принимал активное участие в грузовых работах, и руководство   Ялтинского порта за отличную работу поощрило экипаж судна денежной премией. Но величина премии небольшая. Как ее делить на весь экипаж? Каждому  выйдет небольшая сумма, к тому же у каждого члена экипажа разный вклад в эту работу. Кто-то может почувствовать себя обделенным, люди в экипаже разные. Моряки это люди особой профессии, которые  месяцами оторваны от нормальной жизни, от семьи, и работа у них  часто связана с экстремальными условиями - это и шторма, и работа, не зависящая от времени суток, и постоянное нервное напряжение. Все это, естественно, оказывает  на моряков определенное воздействие. Но моряки к этим условиям приспосабливались, и со времен еще парусного флота, появились различные морские традиции. В то время эти  традиции заменяли и Устав Службы, и Правила Техники Безопасности. Не совсем, конечно, заменяли, но с ними было легче понимать особенности морской службы. Со временем традиции стали подменяться более понятными и близкими к реальной жизни привычками. Хранителями этих традиций на судах были, конечно, самые активные и опытные члены экипажа.
     По традиции собрали общесудовое собрание посвященное окончанию работы и предстоящему празднованию Нового Года. Капитан проинформировал экипаж о проделанной работе, сообщил, какие дальнейшие планы работы судна. Отметил особо отличившихся в этой работе членов экипажа. В конце собрания встал вопрос – как распределить полученную от порта премию. И поступило предложение от механиков, которые на судне были самыми старшими по возрасту и опыту работы на флоте:
   - Не надо делить деньги на всех, а надо по традиции на эти деньги устроить встречу Нового Года. На судне этот праздник отмечать неинтересно, да и работники портконтроля еще придут на борт с какой-нибудь проверкой. Хорошо бы встретить Новый Год в городе.
    Капитан посоветовался с председателем судового комитета профсоюза, и решили устроить на эту премию банкет - в городе, в ресторане.
    Заказали праздничный ужин в ресторане. Грузовые работы в новогоднюю ночь в порту не производились, но кого - то надо оставить на судне, на вахте, обеспечить безопасную стоянку судна у причала.  Вызвались стоять эту вахту второй помощник капитана и второй механик. Объяснили, что ради экипажа они отказываются от банкета.
     Капитан удивился:
     - Как же так? Вы внесли самый большой вклад в эту работу. Второй помощник, отвечающий за груз и грузовые работы, работал, не считаясь с личным временем, второй механик на стоянках не вылезал из машинного отделения и, благодаря его работе, не было сбоев в работе механизмов.
      А, те отвечают:
     - Ну, устали, неохота никуда идти. Пусть ребята отдохнут, повеселятся, а мы уж, как- нибудь в следующий раз.
      А  сами уже договорились о встрече с местными подружками, с которыми успели познакомиться за время стоянок в Ялте.  Закупили все необходимое для банкета,  замариновали мясо для шашлыков. В кладовке, находящейся в судовой фальштрубе, заготовили дрова для мангала.
     Вечер прошел хорошо и весело у обеих групп. На судне на корме, оставшиеся нести вахту, на мангале приготовили шашлыки. Принесли магнитофон, врубили музыку, устроили танцы,  девушки хохочут – ребята гуляют. У трапа был выставлен матрос, который не захотел идти вместе со всеми  в ресторан. Это был студент-заочник, ему с приходом в родной порт, надо было сдавать контрольные работы, зачеты и прочее, т.е. ему было не до гулянки. Стоит он у трапа и учебники перечитывает. В перерывах между учебой, подойдет на корму, возьмет шашлык и опять к трапу.
     Вторая группа в ресторане провели время еще веселее. И группа большая, и в ресторане много отдыхающих. Все нарядные, красивые, особенно девушки. Потанцевали, отдохнули и пора домой на судно. На судно члены экипажа уже возвращались не так организованно, как пришли в ресторан. Кто-то пошел провожать новых знакомых подружек, кто-то еще захотел продолжить праздник.            
     Выходит из ресторана старпом и видит -  перед рестораном стоит большая глиняная амфора. Она служила  украшением или визитной карточкой этого ресторана. Вспомнил старпом свою курсантскую, лихую юность и просит швейцара:
    - Слышь, продай мне эту вазу.
    - Да, без проблем. 50 баксов и забирай.
      Отдает старпом швейцару 50 долларов и забирает эту амфору с собой на судно. На вид амфора старая, но, вероятно, это работа местных мастеров. Приносит ее на судно и ставит в кают-кампании. 
      На следующий день, утром за завтраком видит капитан эту амфору и начинает допытываться, откуда она здесь взялась. Старпом признался, что и сам не рад, и не знает, зачем ее взял. Но, что сейчас с ней делать? Назад не вернуть, выход судна из порта оформлен, необходимо отходить от причала. Выручают друзья -  второй штурман и второй механик. Они встретили Новый Год хорошо и настроение у обоих отличное:
    - Суда нашего Пароходства в этом районе работают не часто, а район хороший, работать здесь одно удовольствие. Давайте в знак благодарности, что послали наше судно сюда работать, подарим эту амфору заместителю директора нашей БТО по флоту (база обслуживания флота, к которой приписано судно).
     - Но, она же почти ворованная. Как объясним, откуда ее взяли.
     - А, особо объяснять не надо. Можно отшутиться. Ведь никто не спрашивает, сколько стоит подарок, когда вы что-то дарите родным или друзьям.
       На том и порешили. Капитан, конечно, человек опытный, но уж больно доходчиво и эмоционально объяснили ему его помощники, и уговорили.
     - Ладно, бог с вами, но вручать амфору замдиректора будете вы сами без меня.
       Весной на судне заканчивался срок действия судовых документов. Для их продления необходимо было выполнить ремонтные работы и предъявить судно инспекции Регистра. Ремонт решено было производить в родном порту. Пришли в порт, встали к причалу БТО. На судно прибыло начальство вместе с заместителем директора по флоту. В кают-кампании организовали торжественную встречу экипажа с руководством. Замдиректора от лица компании поздравил экипаж с благополучным окончанием ответственной и очень важной для компании работы. Зачитал приказы об объявлении благодарности некоторым членам экипажа, о премировании экипажа. В ответ капитан поблагодарил директора о заботе, и второй механик от имени экипажа вручил директору вышеупомянутую амфору. Радость  замдиректора – не описать.
      Установил он амфору в своем кабинете на пьедестале на самом видном месте. Всем представителям компаний, работающим с этим БТО, с гордостью
ее демонстрировал и рассказывал об истории ее появления в этом кабинете:
    - Старинная амфора, наши моряки мне ее подарили после выполнения очень ответственной работы. Вот такие прекрасные люди у нас работают.
      Долго стояла эта амфора в кабинете замдиректора. Потом пропала. Куда – неизвестно.
      Да, всякая ерунда вспоминается осенью, когда глядишь на падающие с деревьев желтые листья, и рядом сидит родной кот Василий.