75. Одиночество как Обусловленное поведение

Александр Пасынков
75. ОБУСЛОВЛЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. К ЗАКЛЮЧЕНИЮ.

                В любом наряде буду я по праву
                Тоску существованья сознавать.
                Я слишком стар, чтоб знать одни забавы,
                И слишком юн, чтоб вовсе не желать.
                Что даст мне свет, чего я сам не знаю?
                "Смиряй себя!" - Вот мудрость прописная,
                Извечный, нескончаемый припев,
                Которым с детства прожужжали уши,
                Нравоучительною этой сушью
                Нам всем до тошноты осточертев.
                Я утром просыпаюсь с содроганьем
                И чуть не плачу, зная наперед,
                Что день пройдет, глухой к моим желаньям,
                И в исполненье их не приведет.
                Намек на чувство, если он заметен,
                Недопустим и дерзок чересчур:
                Злословье все покроет грязью сплетен
                И тысячью своих карикатур.
                И ночь меня в покое не оставит.
                Едва я на постели растянусь,
                Меня кошмар ночным удушьем сдавит,
                И я в поту от ужаса проснусь.
                Бог, обитающий в груди моей,
                Влияет только на мое сознанье.
                На внешний мир, на общий ход вещей
                Не простирается его влиянье.
                Мне тяжко от неполноты такой,
                Я жизнь отверг и смерти жду с тоской.
                Фауст. Гете



В процессе обыденного, повседневного самосознания мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети.
Сандлер

Люди живут страхом одиночества. В ужасе быть отвергнутыми,  изолированными от социума,  они тратят всю свою энергию на процесс конформного отображения в своей социальной жизни и сознании существующих ценностных и моральных общественных паттернов. Бегство от социального одиночества становится доминантой поведения, интегрирующим механизмом клеточной социализации. При этом культурное и космическое одиночество личности становятся экзистенциальными фрустрирующим факторами сознания.
«Черта человеческого материала, на которую я хотел обратить здесь внимание, — способность людей к самоорганизации снизу и изнутри объединения и степень покорности организующей силе сверху и извне»,- верно замечает А.Зиновьев.


 «Эжен Марэ описывает поведение колонии термитов, которых он наблюдал в момент тревоги за матку. Кусочек глины отлепился от крыши ячейки матки и упал на нее. «Матка реагировала на шок только ритмическими движениями головы, вытягивая и втягивая ее. Рабочие муравьи внутри муравейника немедленно прекратили работу и стали бесцельно бродить небольшими группами... Даже в дальних углах муравейника прекратилась всякая работа. Повсюду собирались большие муравьи-воины и работяги, все страшно возбужденные. Проявилось стремление собираться в группы. Не оставалось никаких сомнений, что испытанное маткой потрясение за несколько минут достигло самых дальних закоулков муравьиного жилища». Повреждение обычного канала коммуникации изменило поведение членов колонии. Известно, что этот канал имеет химическую природу, когда связь и чувство принадлежности к группе поддерживаются социальным гормоном, который выделяется маткой и доносится до каждого члена колонии изо рта в рот. Если рабочие муравьи забредают в чужую колонию, на них нападают и убивают, но если первой погибает матка, ее муравьи прекращают работу и движутся к соседнему муравейнику, где их охотно принимают. Без химического подкрепления, исходящего от матки, они теряют индивидуальность и становятся анонимными подданными, готовыми присягнуть новой матке и принять новый химический контроль.

Точно так же поддерживается организованность улья. Матка выделяет вещество, которое распределяется демократически, чтобы каждая пчела сосредоточилась на определенной цепочке инстинктивных влечений, ведущих к достижению нужных результатов. Это маточное вещество действует объединяюще, в точности как транквилизаторы, ослабляющие симптомы умственных расстройств и тревогу, тем самым позволяя пациенту направить свои действия к конструктивной цели. Сотни лет экстракт корня сенеги (растения Rauwolfia serpentina) использовался в Индии для лечения целого ряда заболеваний, включая эпилепсию и тревожность. В 1953 г. это вещество появилось на Западе в виде лекарства резерпина, действующего как успокаивающее средство, препятствующее гипоталамусу вырабатывать чрезмерное количество возбуждающих веществ. Теперь мы знаем, что химическая структура вещества, производимого маткой, сходна с веществом, контролирующим деятельность гипоталамуса. В организме колонии муравьев или пчел именно матка занимает место мозга, и одна из ее задач – выполнять функции гипоталамуса. Она как бы является отдельной особью, хотя и не может существовать самостоятельно. Удаление ее из колонии равносильно хирургической операции, когда разрезают кожу, чтобы добраться до внутренних органов. Групповая принадлежность является прямым аналогом положения, существующего в нормальном человеческом теле, где гипоталамус контролирует эмоции без внешней помощи. Между внутренними и внешними факторами, управляющими поведением, почти нет функционального различия. Нам пока достаточно иметь в виду, что поведение как выражение индивидуальности и личностного начала находится в большой зависимости от социальных, физических и химических условий, в которые попадает тело».
Лайелл УОТСОН. ОШИБКА РОМЕО


«Что такое цель жизни и смысл жизни? Всего лишь одно  из средств   распределения   людей   по   уровням,   ролям,   ячейкам,  органам общественного  организма  и одно из средств распределения жизненных благ.  В людей вселяют эти штучки в процессе   воспитания и образования,  и они благодаря этим штучкам сами делают все то, что необходимо для целостности общества и его существования как целого.
Александр Зиновьев. Иди на Голгофу


Выдающийся русский мыслитель Александр Зиновьев предложил модель клеточного устройства социума. Он утверждает: «Социальный организм, в отличие от биологического, одновременно структурируется во многих измерениях, — он многомерен. При этом его «органы» и «ткани» не имеют таких четких форм, как в биологическом организме. Границы между ними подвижны и неопределенны. Причем они проникают друг в друга по самым различным каналам.

Социальный организм состоит из клеточек. Он состоит из отдельных людей лишь постольку, поскольку из них образуются клеточки или поскольку они функционируют как клеточки. Лишь переплетение клеточек придает множеству людей, живущих в данном пространстве, характер органического целого. Поэтому научный анализ общества должен исходить из исследования его клеточек.

Общей теории социальных клеточек (скажем, социальной цитологии) не существует.

Клеточкой является такое объединение людей, которое имеет определенную специализацию как целое и в рамках этой специализации действует именно как целое. Клеточка имеет управляющий орган. Это может быть отдельный человек или группа людей, а в больших клеточках это может быть сложная организации.

Клеточки разделяются на две группы по такому признаку. К первой группе относятся клеточки, которые обеспечивают все общество пищей, одеждой, жильем, средствами коммуникации и прочими средствами удовлетворения потребностей людей. Назовем их продуктивными или деловыми. Ко второй группе относятся клеточки, которые обеспечивают целостность и охрану общественного организма, общественный порядок, выработку и соблюдение правил поведения людей и их объединений относительно друг друга. Назовем их коммунальными. Различие их не является абсолютным. Клеточки одной группы иногда и частично выполняют какие-то функции клеточек другой группы. Существуют смешанные клеточки. И те и другие подлежат действию законов как делового, так и коммунального аспектов, но в разной степени и в разной форме. Тем не менее различие имеет место и играет существенную роль в определении характера общественного организма.

Люди в клеточках выполняют различные роли и занимают различные позиции. Иерархия этих позиций является неустранимой основой социального и материального неравенства людей в обществе. Между членами клеточек устанавливаются различного рода социальные отношения, являющиеся основой социального структурирования и социальной организации населения. С этой точки зрения клеточная структура общества образует его социальный строй».



«У большинства людей, наблюдавших когда либо за стаей птиц или рыб, создавалось впечатление, что в стае есть лидер и все остальные животные следуют за лидером. Но это только кажется – потому что сами люди, как и большинство млекопитающих, – стадные животные и в их группах всегда есть лидеры.
Однако у птиц и рыб лидеров нет. Их группы организованы по другому принципу. Внимательное изучение поведения птичьих стай и косяков рыб – с подробным, покадровым видеоанализом – убедительно доказало, что постоянного лидера в таких группах нет. Птицы и рыбы реагируют на несколько простых сигналов, которыми обмениваются между собой, – и в результате их поведение становится скоординированным. Но стаями и косяками никто не управляет. И не руководит. И не направляет их.
Более того, птицы генетически не запрограммированы на стайное поведение. Не существует специальных генов, которые обусловливают такое поведение. Нет гена, который говорит: «Если произойдет то то и то то, начинайте собираться в стаю». Напротив, стайное поведение проистекает из других, более простых правил поведения, свойственных птицам и рыбам. Таких правил, как, например, это: «Держись поблизости от других птиц, но не сталкивайся с ними». Соблюдая эти правила, вся группа птиц собирается в стаю организованно и упорядочение.
Поскольку стайное поведение обусловлено другими, более простыми правилами низкого уровня, оно называется «обусловленным поведением». Техническое определение обусловленного поведения таково: это поведение, которое свойственно группе индивидуумов, но не запрограммировано ни в одном из индивидуумов в группе. Обусловленное поведение возможно в любой популяции, в том числе и в популяции компьютерных агентов. Или в популяции роботов: Или в рое наночастиц.
Крайтон. Рой.


«А пока поговорим об одиночестве.
А л: А что о нем говорить?! Тут все ясно, все изучено и переизучено.
Т а: Не все. Чтобы преодолеть одиночество, люди изобретают бесчисленные и самые разнообразные объединения. Уличная толпа. Массовые зрелища. Фестивали, шествия, демонстрации, митинги. Преступные банды и организации. Религиозные секты. Массовые движения. Общественные организации и мероприятия. Клубы, союзы, партии... Сколько всего такого возникает, какое-то время занимает людей, распадается и так без конца.
А л: И все безрезультатно!
Т а: Неверно! Не могут преодолеть одиночество раз и навсегда – это так. Такого средства нет и не будет никогда. Одиночество есть вечный спутник нашей цивилизации. Более того, если оно исчезнет, наша цивилизация погибнет. Без конца возникающие и распадающиеся объединения людей и есть изобретенное нашей цивилизацией эффективное средство примирения с одиночеством как с неизбежным «злом».
Александр Александрович Зиновьев
Глобальный человейник  RoyalLib.ru

Социальное поведение современного человека обусловлено, утверждает А.Зиновьев. Он пишет: «Прогресс сделал человека потенциально и в большой степени фактически излишним в самом процессе трудовой деятельности, а непомерно раздутая свобода оказалась просто предоставленностью людей самим себе.
Достаточно миллионам потенциально излишних людей предоставить полную свободу и при этом предоставить их самим себе, как они сами без всяких затрат и усилий со стороны властителей сделают все то, что должны были бы делать, по мысли предсказателей прошлого, с помощью выдумываемых ими ужасных средств. Пусть думают, чувствуют, говорят и делают, что хотят! Нужно лишь установить границы, за которые предоставленные самим себе массы не должны выходить, – устроить своего рода социальные резервации. Границы эти надо сделать такими, чтобы массы их вообще не считали границами и даже не замечали их, а заметив, сочли бы их за признаки свободы и их собственного волеизъявления. Властителям достаточно держать в своих руках лишь немногие рычаги управления поведением людей и их масс, которые (рычаги) вообще не замечаются или считаются воображаемыми «невидимыми руками». Предоставленность людей самим себе есть мощное средство манипулирования и управления ими лишь в условиях нашего западного общества, а не вообще. Она предполагает определенный образ жизни, определенные условия труда, определенную культуру, идеологическую обработку, средства развлечения, формы общения и т.д. Человек здесь, с одной стороны, погружен в среду западного общества со всеми его влияниями и соблазнами, с его системой ценностей, с его социальной структурой, политической и гражданской жизнью, а с другой стороны, человек в этой среде предоставлен самому себе в том смысле, что сам должен как-то выкарабкиваться из житейской трясины на поверхность, на какую-то спасительную кочку.
Предоставленный самому себе человек должен приложить усилия, поглощающие все его силы, чтобы преодолеть это нестерпимое состояние и стать существом, предоставленным по его доброй воле в распоряжение кого-то другого, обменять свою личную свободу, считаемую величайшей ценностью человеческого бытия, на что угодно, лишь бы это создало ощущение или хотя бы иллюзию внимания к нему как реально существующему индивиду. Предоставленный самому себе человек лишь иллюзорно свободен. На самом деле он есть потенциальный раб, стремящийся стать рабом фактическим и страдающий, если ему это не удается».
Александр Александрович Зиновьев
Глобальный человейник  RoyalLib.ru



 «В последние десятилетия наблюдения за обусловленным поведением стали причиной небольшой революции в компьютерной науке. Для программистов это означало, что они могли запрограммировать правила поведения отдельных агентов, но не агентов, действующих единой группой.
Отдельные агенты – будь то программные модули, или процессоры, или, как в данном случае, микророботы – могут быть запрограммированы на совместные действия в обоих случаях и на самостоятельное поведение в других случаях. Им могут быть заданы цели. Их можно запрограммировать так, чтобы они все усилия приложили к достижению поставленной цели или же чтобы всегда были готовы отвлечься и прийти на помощь другим агентам. Однако результаты всех этих взаимодействий запрограммировать невозможно. Они просто проявляются зачастую совершенно неожиданным образом.
В некотором смысле это очень увлекательно. Впервые в истории науки программа выдает результаты, непредсказуемые для программиста. По поведению такие программы больше похожи на живые существа, чем на созданные человеком автоматы. Это восхищало программистов, но и доставляло им массу неприятностей… Поскольку программы вели себя как живые, программисты начали проводить аналогии с поведением реальных живых существ в реальном мире. Собственно, для того, чтобы как то прогнозировать поведение программы и влиять на конечный результат, подобные программы стали создавать на основе моделей поведения настоящих живых существ.
Поэтому программисты взялись изучать внутреннюю жизнь муравейника, или процесс строительства у термитов, или танцы у пчел – чтобы потом на основе этого создавать программы, регулирующие расписание посадки самолетов, или транспортировку багажа, или программы для перевода с одного языка на другой. Такие программы работали великолепно, но они тоже могли давать внезапные сбои – особенно если внешние условия резко менялись. Тогда программы забывали поставленную цель…
 Вирусы- «Реинфорсеры» – это подпрограммы, которые подкрепляют конечную цель программы. Такая поддержка необходима по одной причине: поскольку объединенные в сеть агенты способны обучаться, а результате приобретенного опыта они могут отклониться от заданной цели. Нужно каким то образом сохранить в памяти заданную изначально цель, чтобы она не потерялась. Если честно, программы для агентов распределенных систем очень похожи на детей. Они тоже постоянно что то забывают, что то теряют, что то роняют.
Это так называемое «обусловленное поведение». Оно не запрограммировано, но возникает в результате действия программы».
«Крайтон М. Рой: Роман»: Эксмо; Москва; 2004


«Обусловленное поведение» исследуют с помощью Агентно-ориентированных моделей(АОМ) http://en.wikipedia.org/wiki/ Agent_based_model Agent based model АОМ – это специальный класс вычислимых моделей, основанных на индивидуальном поведении множества агентов, и создаваемых для компьютерных симуляций.
Основная идея, лежащая в основе агент-ориентированных моделей заключается в построении «вычислительного инструмента» (представляющего собой набор агентов с определенным набором свойств), позволяющего проводить симуляции реальных явлений. Конечная цель процесса по созданию АОМ – отследить влияние флуктуаций агентов, действующих на микроуровне, на показатели макроуровня.
Использование АОМ для социальных систем взяло свое начало с работы программиста Крега Рейнолдса http://en.wikipedia.org/wiki/ Craig_Reynolds Craig Reynolds] ), в которой он предпринял попытку моделирования деятельности живых биологических агентов (модель «Artificial life» – Искусственная жизнь).С середины 1990-х годов, АОМ стали использовать для решения множества коммерческих и технологических проблем. Примерами могут послужить задачи:
• оптимизации сети поставщиков и логистика;
• моделирования потребительского поведения (в том числе социальные сети);
• распределенных вычислений;
• менеджмента трудовых ресурсов;
• управления транспортом;
• управления инвестиционными портфелями.

В основе агент-ориентированных моделей лежат три основные идеи: объектная ориентированность; обучаемость агентов (или их эволюция).
Основные свойства агентов АОМ:
''Интеллектуальность''. В то же время, это свойство должно быть умеренным для того, чтобы агенты не могли познать нечто большее, выходящее за рамки правил игры.
''Наличие жизненной цели''. Расположение во времени и пространстве. Имеется ввиду некоторая «среда обитания», которая может быть представлена и в виде решетки (как в игре «Жизнь»), так и в виде гораздо более сложной структуры. Иногда, результат взаимодействия агентов в «среде обитания» - равновесие, иногда – непрекращающийся процесс эволюции, а иногда – бесконечный цикл без определенного решения.
 АОМ могут помочь в изучении влияния индивидуального поведения агентов на эволюцию всей системы.
http://www.artsoc.ru

Простейший пример АОМ - клеточный автомат — набор клеток, образующих некоторую периодическую решетку с заданными правилами перехода, определяющими состояние клетки в следующий момент времени через состояние клеток, находящимися от нее на расстоянии не больше некоторого, в текущий момент времени. Как правило, рассматриваются автоматы, где состояние определяется самой клеткой и ближайшими соседями. В качестве решетки обычно рассматривается кубическая решетка. Один из самых интересных примеров клеточного автомата — игра «Жизнь».

Игра «Жизнь» ( en. Conway's Game of Life) — клеточный автомат, придуманный английским математиком  Джоном Конвеемв 1970 году. Описание этой игры было опубликовано в октябрьском выпуске (1970) журнала ''Scientific American'', в рубрике «Математические игры» Мартина Гарднера (''Martin Gardner'').
 Место действия этой игры — «вселенная» — это размеченная на клетки поверхность, безграничная, ограниченная, или замкнутая.
 Каждая клетка на этой поверхности может находиться в двух состояниях: быть живой или быть мёртвой. Клетка имеет восемь соседей. Распределение живых клеток в начале игры называется первым поколением. Каждое следующее поколение рассчитывается на основе предыдущего по таким правилам:
* пустая (мёртвая) клетка рядом с тремя живыми клетками-соседями оживает;
* если у живой клетки есть две или три живые соседки, то эта клетка продолжает жить; в противном случае (если соседей меньше двух или больше трёх) клетка умирает (от «одиночества» или от «перенаселённости»).
Игрок не принимает прямого участия в игре, а лишь расставляет «живые» клетки, которые взаимодействуют согласно правилам уже без его участия.
Эти простые правила приводят к огромному разнообразию форм, которые могут возникнуть в игре.
Простейший алгоритм последовательно просматривает все ячейки решетки и для каждой ячейки подсчитывает соседей, определяя судьбу каждой клетки (не изменится, умрет, родится). Более сложный, но и более быстрый алгоритм составляет списки клеток для просмотра в последующем поколении, клетки, которые не могут измениться, в списки не вносятся.
Вскоре после опубликования правил, было обнаружено несколько интересных шаблонов (вариантов расстановки живых клеток в первом поколении), в частности: ''r''-пентамино и глайдер (''glider'').
Некоторые такие фигуры остаются ''неизменными во всех'' последующих поколениях, состояние других периодически повторяется, в некоторых случаях со смещением всей фигуры. Существует фигура ( en. Diehard) всего из семи живых клеток, потомки которой существуют в течение 130 поколений, а затем исчезают.
Конвей первоначально предположил, что никакая начальная комбинация не может привести к неограниченному размножению и предложил премию в 50 долларов тому, кто докажет или опровергнет эту гипотезу. Приз был получен группой из Массачусетсского технологического института, придумавшей неподвижную повторяющуюся фигуру, которая периодически создавала движущиеся «глайдеры». Таким образом, количество живых клеток могло расти неограниченно. Затем были найдены движущиеся фигуры, оставляющие за собой «мусор» из других фигур.
К настоящему времени более-менее сложилась следующая классификация фигур:
 первая бесконечно растущая фигура
* ''Устойчивые фигуры'': фигуры, которые остаются неизменными
* ''Периодические фигуры'': фигуры, у которых состояние повторяется через некоторое число поколений
* ''Двигающиеся фигуры'': фигуры, у которых состояние повторяется, но с некоторым смещением
* ''Ружья'': фигуры, у которых состояние повторяется, но дополнительно появляется двигающаяся фигура
* ''Паровозы'': двигающиеся фигуры, которые оставляют за собой следы в виде устойчивых или периодических фигур
* ''Пожиратели'': устойчивые фигуры, которые могут пережить столкновения с некоторыми двигающимися фигурами
= Райский сад =
''Райским садом'' называется такое расположение клеток, у которого не может быть предыдущего поколения. Практически для любой игры, состояние клеток в которой определяется несколькими соседями на предыдущем шаге, можно доказать существование садов Эдема, но построить конкретную фигуру гораздо сложнее.

Модель может быть использована в  социологии для изучения процессов доминации, вытеснения, поглощения, сосуществования, слияния и уничтожения популяций, происходящими при взаимодействии больших, средних и малых социальных групп.
* Ч. Уэзерелл, ''Этюды для программистов'', М.: «Мир», 1982, сс. 19-22.
* М. Гарднер, ''Крестики-нолики'', М.: «Мир», 1988, Стр. 287—343.

*http://written.ru/science/life/ Статьи об игре «Жизнь»
http://www.ericweisstein.com/encyclopedias/life/ Энциклопедия игры «Жизнь» Эрика Вайнштейна.
http://ladyada.net/make/conway/index.html Возможность самостоятельно собрать игру
http://www.sinisha.ru/life.html Игра «Жизнь» на javascript

Пример адаптации на уровне клеточного автомата- Муравей Лэнгтона — это двумерная машина Тьюринга с очень простыми правилами, изобретенная Крисом Лэнгтоном.
Рассмотрим бесконечную плоскость, разбитую на клетки, покрашенные некоторым образом в черный и белый цвет. Пусть в одной из клеток находится «муравей», который на каждом шаге может двигаться в одном из четырёх направлений в клетку, соседнюю по стороне. Муравей движется согласно следующим правилам:
* На черном квадрате — повернуть на 90° вправо, изменить цвет квадрата на противоположный, сделать шаг вперед на следующую клетку
* На белом квадрате — повернуть на 90° влево, изменить цвет квадрата на противоположный, сделать шаг вперед на следующую клетку
Эти простые правила вызывают довольно сложное поведение: после некоторого периода довольно случайного движения, муравей, видимо, начинает непременно строить дорогу из 104 шагов, повторяющуюся бесконечно, независимо от изначальной раскраски поля. Это наводит на мысль, что «магистральное» поведение является аттрактором муравья Лэнгтона.

http://www.fortunecity.com/emachines/e11/86/langton.html Колонка Математических Развлечений в Scientific American, использующая муравья Лэнгтона как метафору для Теории Великого Объединения
* http://www.ing-mat.udec.cl/~anahi/langton Java апплет с несколькими полями и редактируемыми рисунками, показывает, как муравей может рассчитывать логические схемы.


 «Проработав много лет над программированием мультиагентных систем, начинаешь рассматривать жизнь в категориях этих программ.
В общем мультиагентную среду можно сравнить с шахматной доской, а отдельные агенты – с шахматными фигурами. Агенты взаимодействуют на доске для достижения какой то цели, точно так же, как шахматные фигуры передвигаются, чтобы выиграть партию. Разница только в том, что шахматные фигуры передвигает игрок, а агенты действуют самостоятельно.
Если запрограммировать агенты так, чтобы они обладали памятью, они будут обладать информацией о той среде, в которой находятся. Они будут помнить, в каких местах доски находились и что там происходило. Они смогут вернуться к определенным точкам, с определенными ожиданиями. Программисты считают, что постепенно у агентов вырабатываются убеждения, и они действуют в соответствии со своими убеждениями. Конечно, нельзя сказать, что это в буквальном смысле соответствует действительности, но ведь вполне может быть и так. По крайней мере, именно так это выглядит со стороны.
Но, что любопытно, иногда некоторые агенты вырабатывают ложные убеждения. Либо вследствие конфликта мотиваций, либо по какой то другой причине они начинают действовать неадекватно. Окружающая среда изменяется, а они как будто не замечают этого. Они повторяют прежние, устаревшие действия. Их поведение больше не соответствует реальной ситуации на шахматной доске. Они как будто застревают в прошлом.
В программах, отражающих процесс эволюции, такие агенты уничтожаются. У них не бывает потомства. В других программах их оттесняют к краю и оставляют позади, в то время как основной поток агентов продолжает двигаться вперед. В некоторые программы даже заложен модуль с условным названием «мрачный жнец» – он время от времени отсеивает такие агенты и сбрасывает их с доски.
Но суть заключается в том, что эти агенты застревают в своем собственном прошлом. Иногда им удается собраться, и они возвращаются обратно в общий поток. А иногда нет.

 «Крайтон М. Рой: Роман»: Эксмо; Москва; 2004



Функции социализации обусловлены поддержанием бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде.
Современный философский словарь.
Социальная интеграция — ( la. integratio- восстановление, восполнение; la. integer — целый) включает в себя:
# Принятие индивида другими членами группы.
# Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.
# Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношени
http://dictionary.fio.ru/article.php?id=13302 Словарь.ру 

В процессе социализации формируются Социальные атомы, являющиеся узлами клеточных структур.

Психолог Морено подчеркивал, что Социальные атомы обладают способностью к соединению в различные агрегаты и образованию "психосоциальных сетей" (т.е. широко разветвленных внутренних психосоциальных структур различных сообществ и общества), в силу чего они и выступают в качестве первичных и существенных оснований социума. В современной социологии Социальный атом обычно изображается в виде четырех концентрических кругов, отражающих разные степени родства душ и уровни социо-эмоциональных отношений индивида с другими людьми. Наименьший из них представляет внутреннее ядро. Социальный атом (лиц, с которыми поддерживаются отношения); больший - внутреннее и внешнее ядро отношений, окружающих индивида; следующий - внешнее ядро (лиц, с которыми хотелось бы иметь отношения); наибольший же - объем знакомств (совокупность всех знакомых конкретного человека, в значительной части своей не имеющих личного значения для индивида в тот или иной момент времени, но способных в какой-то ситуации обрести это значение). Разница между людьми, находящимися с индивидом в эмоциональных отношениях и остальными знакомыми его, определялась Морено как "социальный порог" ("порог Социального атома"), преодоление которого изнутри или снаружи предполагает необходимость осуществления определенного усилия. К фундаментальным характеристикам Социального атома Морено относил их изменчивость и способность к взаимодействию, которые, в частности, выражаются в регенерации, социостазе, "психосоциальных сетях" и смерти Социального атома
 Согласно Морено, с течением времени каждый Социальный атом, в силу изменчивости человеческих отношений (в т.ч. и их эмоциональных характеристик) и др. причин (перемещения партнера в пространстве, смерти и т.д.) изменяет свою конфигурацию, но при этом он проявляет свойственную ему от природы вещей способность к регенерации, главным образом, посредством включения в себя взамен утраченного партнера по общению какого-то другого (или других). С годами эта способность уменьшается (а иногда и просто утрачивается), но в зрелый период функционирования Социального атома они почти постоянно находятся в процессе регенерации и взаимно компенсируют свои потери. Данная тенденция Социального атома к взаимной регенерации своих структур и поддержанию равновесия между собой квалифицировалась Морено как социостаз. На индивидуальном уровне, с течением времени величина и спаянность Социального атома уменьшаются из-за утраты способности к регенерации, обусловливаемой, по преимуществу, возрастными факторами. И тогда наступают умирание и смерть Социального атома. Эта социальная смерть выступает как одна из функций социальной реальности, в пределах которой человек оказывается не в состоянии восполнить всевозрастающие утраты общения с эмоционально значимыми для него людьми.
Современный философский словарь. Статья В.И. Овчаренко.

Процессы в клеточных структурах моделируются в теории перколяции или протекания. Теория протекания занимается связностью очень большого  (макроскопического) числа элементов при условии, что связь каждого элемента со своими соседями носит случайный характер, но зада-
задается вполне определённым способом. Она может служить иллюстративным подходом для описания первого приближения функционированию решетки социальных атомов.

 Приведем популяный пример:
«Два учёных мужа кромсают экранную сетку. Не так уже часто в современных научных журналах появляются отчёты об экспериментах, объектом которых является, например,
кусок обыкновенной экранной сетки, купленной с несколько необычной целью (Прямое назначение экранной сетки состоит в том, чтобы защищать различную радиоаппаратуру от электри-
электрических помех.) в ближайшем магазине скобяных изделий. И хотя статья американских физиков Ватсона и Лиса, появившаяся в журнале «Физикл Ревью» за 1974 г. была далеко не первой работой в области теории протекания, наш рассказ начнется именно с неё.
Кусок сетки, с которым работали Ватсон и Лис, имел квадратную форму и содержал 137 х 137 = 18769 узлов с расстоянием 4 дюйма = 6,35 мм между соседними узлами. Исследователи при-
припаяли к двум противоположным сторонам квадрата медные элекэлектроды и включили сетку в электрическую цепь , чтобы измерить её сопротивление. Затем они стали блокировать отдель-
отдельные узлы и изучать электрическое сопротивление в зависимости от доли блокированных узлов. Блоблокировка узла состояла лишь в том, что кусачками перерезались все четыре проволоки, которые связывались этим узлом.
Каждый новый узел, подлежащий блокировке, выбирался среди нетронутых ранее узлов случайно. В принципе, для этого можно было бы написать координаты каждого узла на отдельной бу
бумажке, положить все бумажки в шапку, хорошенько перемешать и вынимать по одиночке. Однако при большом количестве узлов такая процедура (как и другие механические способы жеребьевки) крайне неудобна и потому ученые пользовались случайной последовательностью координат узлов, составленной ЭВМ.
Ясно, что по мере увеличения числа блокированных узлов электропроводность сетки уменьшалась. (Электропроводностью называется величина, обратная сопротивлению. Сопротивление изме-
измеряется в омах (Ом), а электропроводность — в обратных омах (Ом~ ).) Более того, если обозначить через х отношение числа неблокированных узлов к полному числу узлов A372), то при некотором значении х, которое мы будем в дальнейшем называть пороговым (критическим) значением или порогом протекания и обозначать через хС1 электропроводность обращалась в нуль. Это происходило, когда перерезался последний путь, связывающий левый и правый электроды. Определение величины хс и являлось одной из задач эксперимента. Было найдено, что хс = 0,59.
Наверное, первый вопрос, который требует объяснения, состоит в том, является ли величина хс случайной и невоспроизводимой от опыта к опыту или вполне определённой? …

Три студента Гарвардского университета (США) выполнили следующий простой опыт. В сосуд положили 5000 маленьких шариков, часть которых была сделана из алюминия, а другая часть —
из пластика. Шарики были заранее тщательно перемешаны. Сосуд хорошенько потрясли, чтобы добиться максимально плотной упаковки шариков. На дне сосуда был электрод из фольги, свер-
сверху положили ещё один электрод и сдавили систему нагрузкой в 15 кг.
Алюминий является хорошим металлом, а пластик — диэлектриком. Цель опыта состояла в том, чтобы найти критическую долю хс шариков из алюминия, при которой возникает ток меж-
между электродами, т. е. возникают пути до касающимся друг друга алюминиевым шарикам. Оказалось, что хс ~ 0,25. порог протекания в задаче твёрдых сфер можно сравнительно легко оценить, считая, что критическая доля объёма, заполненная металлическими шарами, равна примерно 0,16».
А. Л. Эфрос «Физика и геометрия беспорядка»
(Библиотечка «Квант», выпуск 19),
М., Изд. «Наука», Гл. редакция физ.-мат. литературы, 1982 г.

Теория перколяции показывается критические величины  десоциализации в социальных клетках, связанные с механизмами развития социального одиночества.

Посредством усвоения внешней социальной деятельности формируются внутренние структуры человеческой психики, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом,- Интериоризация ( fr. interiorisation — переход извне внутрь, от la. interior — внутренний).  По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.
Интериоризация является одним из механизмов социального контроля.

Однако, реальность как таковая не имеет для человека какого-либо значения, пока не будет так или иначе интерпретирована им. Человек познаёт мир в категориях сходства и отличия событий, устанавливая с их помощью тождество объектов окружающего мира.

 Постоянно идущий, динамический процесс - социально конструируемая реальность, когда  реальность перевоспроизводится людьми посредством  её интерпретации и знаний о ней. Социальный конструктивизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (1966). Целью социального конструктивизма является выявление путей с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Когда люди общаются между собой, они делают это исходя из уверенности в том, что их восприятие реальности схоже; и действуя в согласии с этим убеждением их восприятие этого как истины повседневной жизни только закрепляется. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей, то, в результате, любые человеческие типологии, системы ценностей и социальные образования представляются людям как часть объективной реальности. Таким образом, можно сказать, что реальность конструируется самим обществом.

Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания] / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. — М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. — 323 с.

На этой основе Конструктивный альтернативизм ( en. constructive alternativism) — философская установка, сформулированная Джорджем Келли, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности).''Kenny, Vincent.'' http://www.oikos.org/vincpcp.htm  An Introduction to the Personal Construct Psychology of George A. Kelly] // Irish Journal of Psychotherapy, Vol. 3 No. 1 March 1984.
 
Для объяснения того, как человек создаёт картину мира,  Келли ввёл понятие личностных, или персональных, конструктов.
  Конструкты — «прозрачные трафареты или шаблоны», которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир». Они используются для прогнозирования повторяющихся событий. По Келли, личностный конструкт — это простейший механизм подобного рода деятельности, представляющий собой некое правило оперирования значениями, биполярная шкала, с помощью которой анализируются события. Конструкт (личностный конструкт) — оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. http://www.psi.webzone.ru/st/333500.htm  Личностный конструкт. // Психологический словарь.

Именно с помощью сравнения персональных конструктов, по его мнению, люди интерпретируют реальность. Чтобы формировать целостную картину мира у человека, конструкты функционируют в системе, образуя тем самым систему истолкования. Человек, согласно конструктивному альтернативизму, может воспринимать и интерпретировать реальность только лишь посредством таких систем истолкования, вне которых никакие физические стимулы не могут приобрести какого-либо субъективного значения для него. К очевидным социальным конструктам относятся игра, язык, деньги, титулы, образование, правительства, корпорации и другие институты.
''Келли Дж.''   Теория личности: психология личных конструктов . — СПб.: Речь, 2000
 Кезин А. В. Радикальный конструктивизм: познание в «пещере» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 2004. С. 3—24.

С другой стороны,  формирование социальных конструктов требует устойчивости сформированных структур психики. Понятие ''инвариантного образа мира'' ввёл в современную психологию А. А. Леонтьев. В качестве примера он приводит «профессиональный образ мира», который складывается у людей, обучившихся одной и той же профессии. А сам процесс обучения им понимается как формирование инвариантного образа мира, который служит человеку опорой для социально и когнитивно адекватного восприятия мира и эффективной деятельности в нём.
Инвариантный образ мира — психологическое понятие, абстрактная устойчивая модель, описывающая общие черты и видения мира различными людьми и характерная для этих лиц.
http://lpsh2004.psychosoft.ru/dum.htm


  Никто не спрашивает у индивида согласия, хочет ли он жить в «общепринятой реальности», ведь к ней его приучают путём «обусловливания» — выработки условных рефлексов в процессе воспитания и социализации. Реальность консенсуса (''букв''. en. consensus reality) (''консенсуальная реальность'', ''общепринятая реальность'') — психологический термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее соглашение между людьми (осознанное или неосознанное).
Consensus Reality
Чарльз Тарт в книге «Пробуждение» предложил альтернативный термин — «обусловленная реальность» (''conditioned'' или en. conditional reality), указывая на неточность термина «реальность консенсуса», поскольку никто не спрашивает у индивида согласия, хочет ли он жить в «общепринятой реальности», ведь к ней его приучают путём «обусловливания» — выработки условных рефлексов в процессе воспитания и социализации.
 Минделл А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь. — М.: АСТ, 2004.


«Мы перестали познавать реальность как таковую и рассуждать логически. Мы стали комбинировать комплексы («упаковки») знаний, не анализируя их структуру и отношение к реальности, и сами эти комплексы стали для нас последней реальностью, не подлежащей сомнению. Таким образом, пережив и изжив стадию логического мышления, мы как бы вернулись к первобытному переживанию безотчетных интеллектуальных состояний, но на более высоком уровне, опосредованном интеллектуальным трудом многих поколений прошлого», - пишет А.Зиновьев.
Александр Александрович Зиновьев
Глобальный человейник  RoyalLib.ru


В рамках обусловленной реальности концепция мемов, рассматривает идеи и  конструкты как единицы культурной информации, распространяемые между людьми посредством имитации, научения и др. В книге «Эгоистичный ген» (1976) этолог Ричард Докинз (Richard Dawkins) представил слегка изменённый термин «meme» (по-английски читается «мим», в русский язык термин вошёл как «мем»), описывающий единицу человеческой культурной эволюции, аналогичной гену в генетике. Докинз считает, что в культуре также происходят репликации, хотя и в ином смысле. В книге Докинз утверждает, что мем — единица информации, находящаяся в мозгу и являющаяся мутирующим репликатором в культурной эволюции человечества. Он рассматривает мемы как паттерны, способные влиять на своё окружение и обладающие способностью к размножению — репликации. Данная теория стала объектом споров среди социологов, биологов и учёных других дисциплин.
Мемы, подобно генам, следует рассматривать в качестве репликаторов, то есть как информацию, копируемую вариационно и селективно. Мемы (и, следовательно, человеческие культуры) развиваются по причине того, что выживают лишь некоторые вариации. Мемы копируются путём имитации, обучения и других методов, и борются за выживание в нашей памяти и шанс быть вновь реплицированными.
Подобно генам, мемы — это репликаторы ( en. replicators), то есть объекты, которые копируют сами себя. Для мемов выживание зависит от наличия, по крайней мере, одного носителя, а воспроизводство зависит от наличия того носителя, который пытается распространить сущность мема. Информационное содержание конкретного мема влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован, производя свой оптимон. Мемы могут видоизменяться (комбинироваться или разделяться), чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей), и в результате, подвергаются естественному отбору.

Мемокомплекс (иногда: мемплекс) — группа мемов, в которой развились взаимоподдерживающие и симбиотические отношения. Мемокомплекс — набор взаимоподкрепляющих идей. Мемокомплексы, грубо говоря, можно рассматривать аналогично симпиотическим коллекциям индивидуальных генов, составляющих генетический код биологических организмов. Примером мемплекса может служить какая-либо религия.

Ричард Докинз в эссе «Viruses of the Mind» (1993) использует положения меметики для объяснения феномена религиозной веры и различных сторон организованных религий.
Для людей, которые до такой степени оказались во власти определённого мема (или мемплекса), что вопросы их собственного выживания становятся несущественными, используется неологизм Мемоид (мембот) . В качестве примера можно привести камикадзе, террористов-самоубийц и сектантов, совершающих массовый суицид.
 Важным стимулом в развитии меметики стала публикация в 1992 году книги «Consciousness Explained», написанной Дэниелом Деннетом, профессором Университета Тафтс, в которой концепт мема встраивался в теорию разума. В 1999 году Сьюзен Блэкмор, психолог университета University of the West of England, опубликовала работу «The Meme Machine», в которой более полно проработаны идеи Деннета и сделана попытка их сравнения с различными подходами академических культурно-эволюционных дисциплин, а также изложены новые и неоднозначные теории эволюции языка и человеческого восприятия собственной самости, основанные на меметике.
''Рашкофф Д.'' Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисов. — М.: Ультра.Культура, 2003.
Броди Ричард. Психические вирусы
2002.  ИВЦ Маркетинг . М.   192 с.

В современности формирование Мемоидов использует Вирусный маркетинг. Вирусный маркетинг - это стратегия, при которой товар, услуга или их реклама, так влияют на человека, что он «заражается» идеей распространения определенного контента и сам становится активным ретранслятором.
Быстрые интернет-каналы позволяют пользователям легко обмениваться видеоклипами, фотографиями и музыкальными файлами. Способствует распространению вирусного маркетинга и растущая популярность всевозможных онлайновых сообществ, блог-хостингов и социальных сетей (connect.ua, livejournal.com, myspace.com, facebook.com, vkontakte.ru, moikrug.ru, liveinternet.ru и пр.).
Почти каждый третий, получивший интересное сообщение, пересылает его своему знакомому.

«Сраженные вирусом»
http://virusok.ru/  Блог Вирусный маркетинг


Те, кто являются носителями победивших в вирусной борьбе мемов или конструктов, формируют Сверхвласть как матрицу конструктов обусловленной реальности.
«Сверхвласть образуется из множества активных личностей, занимающих высокое положение на иерархической лестнице общества. По своему положению, по подлежащим их контролю ресурсам, по их статусу, по богатству, по известности и т. д. эти личности являются наиболее влиятельными в обществе. В их число входят ведущие промышленники и банкиры, крупные землевладельцы и династические семьи, хозяева газет и издатели, профсоюзные лидеры, кинопродюсеры, знаменитые актеры, хозяева спортивных команд, священники, адвокаты, университетские профессора, ученые, инженеры, хозяева и менеджеры масс-медиа, высокопоставленные чиновники, политики».

Запад. Феномен западнизма
Александр Зиновьев
http://royallib.ru/author/zinovev_aleksandr.html

Сверхвласть  образуют именно те личности, которые развили максимальное ускорение в бегстве от своего одиночества.

«Мы же, люди иной веры, - мы, которые видим в демократическом движении не только форму упадка политической организации, но и форму упадка, именно, форму измельчания человека, как низведение его на степень посредственности и понижение его ценности, - на что должны мы возложить свои надежды?   - На новых философов - выбора нет; на людей, обладающих достаточно сильным и самобытным умом для того, чтобы положить начало противоположной оценке вещей и переоценить, перевернуть "вечные ценности"; на предтеч новой эры, на людей будущего, закрепляющих в настоящем тот аркан,  который влечёт волю тысячелетий на новые пути. Чтобы учить человека смотреть на будущность человека как на свою волю, как на нечто зависящее от человеческой воли, чтобы подготовить великие отважные коллективные опыты в деле воспитания и дисциплинирования с целью положить этим  конец тому ужасающему господству неразумия и случайности, которое до сих пор называлось историей, - неразумие "большинства" есть только его последняя форма: для этого когда- нибудь понадобится новый род философов и повелителей, перед лицом которых покажется бледным и ничтожным всё, что  существовало на земле под видом скрытных, грозных и благожелательных умов. Образ таких именно вождей чудится нашему взору - смею ли я сказать это во всеуслышание, вы, свободные умы? ...Это тяжёлые, далёкие мысли и грозы, проходящие по  небосклону нашей жизни. Едва ли что-нибудь может причинить больше страданий, чем некогда увидеть, разгадать, прочувствовать, как выдающийся человек выбился из своей колеи и выродился. А кто наделён редкой способностью прозревать общую опасность, заключающуюся в том, что сам  "человек" вырождается, кто, подобно нам, познал ту чудовищную случайность, которая до сих пор определяла будущность человека, - в чём не была замешана не только рука, но даже и "перст Божий"! кто разгадывает то роковое, что таится в тупоумной незлобивости и доверчивости  "современных идей", а ещё более во всей христианско-европейской морали, - тот испытывает такую тоску и тревогу, с которой не сравнится никакая другая. - Ведь он охватывает одним взглядом всё то, что при благоприятном накоплении и росте сил и задач ещё можно было бы взлелеять в  человеке, он знает всем знанием своей совести, как неисчерпаем ещё человек для величайших возможностей и как часто уже тип "человек" стоял перед таинственными решениями и новыми путями; ещё лучше знает он по самым мучительным своим воспоминаниям, о какие ничтожные преграды обыкновенно разбивались в прошлом существа высшего ранга, надламывались, опускались, становились ничтожными!»
Фридрих Ницше


К ЗАКЛЮЧЕНИЮ

Я вел себя как одинокий путник, который, находясь на краю неизвестного континента, старается распознать будущие коммуникационные пути, возможность строительства дорог в пустыне и на бездорожье, то есть уже проектирует главные направления стратегии освоения огромной, аж за горизонт, безлюдной местности. В моем случае это был горизонт понятийный. Мысль, направленная в будущее, - это как взгляд, брошенный вдаль: может заметить затуманенные, непонятные формы, неизвестно, гор или скал, или только низких облаков.
Лем. Сумма технологий

Я обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре данности: неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни
Ялом И.

«А кому нужно твое истинное учение?! Ученым? Их слишком много. Истина одна, а ложь многообразна. За счет истины не проживешь, а за счет лжи кормятся легионы бездарностей, невежд, жуликов. Всякого рода политикам и общественным деятелям нужна не истина, а истинообразная банальная болтовня. А о массах и говорить нечего. Остаются одиночки, для которых истина имеет ценность сама по себе. А в одиночку истинное учение не создашь. Да и не позволят. Мы слишком много знаем. И потому мы не нуждаемся в понимании. У нас слишком много людей занято в сфере познания. И потому мы не нуждаемся в продукте этого процесса – в истине».

Александр Александрович Зиновьев
Глобальный человейник  RoyalLib.ru

И все-таки

Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою
Эпиктет

Одиночеством к людям гонимый,
Прихожу к одиночеству снова-
Ибо, кроме моих размышлений,
Не встречал я друга иного.

Что мне хрупкая оболочка,
Где живу я и умираю?
От себя я так отдалился,
Что вот-вот себя потеряю.

Мне с собою не сладко, ни горько,
Но одно я постиг несомненно:
Человек, воплощение духа-
Как в тюрьме, в своем теле бренном.

Лопе Де Вега


Когда ты один молишься и унывает дух твой, и станет скучать и тяготиться одиночеством, помяни тогда, как и всегда, что на тебя светлейшими, паче солнца, очами взирает Триипостасный Бог, все св. Ангелы, Ангел твой хранитель и святые Божии человеки. Истинно! ибо все они едино в Боге, и где Бог, там и они. Куда солнце, туда и все лучи его обращены.
Св. Иоанн Кронштадтский
МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

Всякий человек  наделен неотъемлемым правом на священный дар одиночества.

Май 2013 года.