Лермонтов. Out of body

Елена Викторовна Скворцова
Ужасно хочется верить в то, что «мы, отдав концы, не умираем насовсем». Иначе – зачем вообще всё? И будет отмщение всем нашим обидчикам... А нам непременно воздастся за наши мучения, терпение, за несправедливость земной жизни. «Мне отмщение, и аз воздам». (Послание ап. Павла к Римлянам, гл. 12 ст. 19)

 Ещё больше хочется верить в то, что наши дорогие, бесконечно любимые, покинув нас Здесь, продолжают помнить и любить нас  Там. Только позвонить не могут…

Вот и пытаемся мы: простые смертные, мыслители, философы, медики, учёные, психологи, физики, богословы, святые отцы –  во что бы то ни стало заглянуть туда, куда нельзя заглядывать. Предупреждал же классик: «Не надо никаких доказательств…»  Но охота пуще неволи. Вот и ищем, ищем, ищем доказательства того, что в доказательствах не нуждается.

Книжки доктора Моуди, другие многочисленные описания опыта клинической смерти, эксперименты по взвешиванию(!)души – 21 грамм она ,оказывается, весит – привели к тому, что «out of body» стало практически научным термином…

А ведь почти двести лет назад шестнадцатилетний мальчик  Лермонтов пишет стихотворение, в котором это явление  описывается с подробностями очевидца, со скрупулёзностью дотошного наблюдателя. И без всяких экспериментов и взвешиваний.

Известно, что воображение художника в каких-то глобальных открытиях часто опережает науку. Образ сильнее факта. Тем более если речь идёт о таком художнике-провидце, как Михаил Юрьевич Лермонтов.

Он, потомок  шотландского поэта и чернокнижника Томаса Эрсильдауна Лермонта, жившего в одиннадцатом веке, вне всяких сомнений, обладал «всеведеньем пророка», данным ему «вечным судией». И прекрасно это понимал. Но никому не говорил. Подтверждение этому  - в его стихах.

Скажем, «голубое сияние Земли», наблюдаемое из Космоса, первым «увидел» именно он.  А где-то за месяц до  гибели он буквально фотографически рисует картину своей смерти в стихотворении «Сон»:
В полдневный жар в долине Дагестана
С СВИНЦОМ В ГРУДИ лежал недвижим я;
Глубокая ещё ДЫМИЛАСЬ РАНА,
По капле КРОВЬ ТОЧИЛАСЯ моя.

ЛЕЖАЛ ОДИН  я на песке долины;
УСТУПЫ СКАЛ  теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня – но спал я мёртвым сном…


Теперь сравните - один из секундантов,  князь Александр Илларионович Васильчиков, так описывает момент после выстрела Мартынова: «… Лермонтов упал, как будто его скосило на месте…  Мы подбежали. В правом боку ДЫМИЛАСЬ  РАНА, в левом – СОЧИЛАСЬ КРОВЬ, пуля пробила сердце и лёгкие». Известно также, что Лермонтов после дуэли несколько часов пролежал один, пока не нашли  извозчика, согласившегося перевезти тело: из-за страшной грозы ни доктора , ни извозчики не соглашались ехать к месту дуэли – на гору Машук. Вот с  погодой Лермонтов ошибся.

Что уж говорить о «Предсказании» пятнадцатилетнего поэта, что

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
 И пища многих будет смерть и кровь…

До Октябрьского переворота оставалось 87 лет. Причём  позже в рукописи появилась авторская приписка – «Это мечта» - в значении «видение»(!)

Изначально  описываемое поэтом воспринимается как образ, метафора… Потом вдруг приходит понимание, что это не совсем так – и образ становится фактом. Но это уже не тот голый факт, которыми оперирует наука. Это факт, «пропущенный» через образ , факт преображённый, многократно усиленный. Это – как прикоснуться к оголённому проводу. Под напряжением.

***
Поначалу стихотворение Лермонтова «Смерть» (Ласкаемый цветущими мечтами…) воспринималось мною как развёрнутая жутковато-чарующая метафора. Но с появлением понятия «out of body» оно предстало в ином свете. Образ стал фактом.

Я не сторонница анализа поэтических произведений: анализ убивает магию. Но Лермонтовская «Смерть» - не совсем стихотворение. Оно даже написано белым стихом, пятистопным ямбом, что, с одной стороны, расширяет его повествовательные возможности, с другой – сохраняет поэтическую приподнятость.  В нём прослеживается  сюжетная линия, в которой чётко выделяются моменты «путешествия» души за пределами телесной оболочки.

*Я тихо спал, и вдруг я пробудился,
Но пробужденье тоже было сон…

Дальше – сон? Транс? Видение?

*Казалось мне, что смерть дыханьем хладным
Уж начинала кровь мою студить;
Не часто сердце билось…
…тело, видя свой конец, старалось
Вновь удержать души нетерпеливой
Порывы, но товарищу былому
С досадою душа внимала, и укоры
Их расставанье сделали печальным…

Это очень болезненный и трагический момент расставания тела с душой, после которого наступает, по выражению Александра Меня, «смертное состояние духа».  «…Человек ещё включён в окружающий мир, но уже не может реагировать… дух его переживает в этот момент очень большое смятение». И -

*…вдруг душой забылся…

Провал, условно говоря, некий рубеж -

*…и чрез мгновенье снова жил я,
Но не видал вокруг себя предметов
Земных и более не помнил я
Ни боли, ни тяжёлых беспокойств…
Всё было мне ТАК ЯСНО И ПОНЯТНО…
Как будто бы ВЕРНУЛСЯ я туда,
Где долго жил, где всё известно мне…

Здесь мы сталкиваемся ещё с одним  вопросом, над которым веками бьётся человечество. Это вопрос о происхождении души: существует ли она до рождения человека, создаётся ли родителями при зачатии или возникает и вселяется свыше в момент рождения…  Лермонтов не претендует на разрешение этой проблемы,  просто «пишет, как он слышит»,  и удивительно совпадает с Платоном, Адамантом Оригеном  и Александром Менем. (Или они совпадают с ним?)

*Вдруг предо мной в пространстве бесконечном
С великим шумом развернулась КНИГА
ПОД НЕИЗВЕСТНОЮ РУКОЙ. И много
Написано в ней было...

Если ноосфера – околоземное информационное пространство, то что такое книга, как не хранилище информации… -« и много написано в ней было».

*Бесплотный дух, иди и возвратись
На землю…

Встреча произошла. Душа получила указание. И отправилась в обратный путь против своего желания возвращаться к ненавистным людям, к страданиям, непониманию и злу:

*…Вдруг предо мной исчезла книга,
И опустело небо голубое…
Лишь тусклые планеты, пробегая,
Едва кидали искру на пути.

                Как? Мне лететь опять на эту землю,
                Чтоб увидать ряды тех зол?..
                И к счастию людей увижу средства,
                И невозможно будет научить их.

Но так и быть, лечу на землю…

Прилетает и видит:

*…Первый
 Предмет – могила с пышным мавзолеем,
Под коим труп мой люди схоронили.

При виде собственного тела, тронутого тленом, душа испытывает страшные муки и проникается состраданием  к «другу» и желанием воскресить его:

*Я должен был смотреть на гибель друга,
Так долго жившего с моей душою…
И я помочь желал, но тщетно, тщетно…
Я припадал на бренные остатки,
Стараясь их дыханием согреть,
Иль оживить моей бессмертной жизнью…
Напрасно…

Вот что пишет на эту тему  Александр Мень: «Воскресение Христово говорит о том, чего мы хотим: чтобы дух снова был возвращён в своё отечество.  Отечество – это плоть. Другая плоть, преображённая плоть; но всё-таки плоть, всё-таки природа, всё-таки материя. Но уже совершенно другая…»  Оставлю читателю свободу самому довести эту мысль до логического завершения.

*Я на творца роптал, страшась молиться…
Хотел сказать…

*… и я проснулся.

Приоткрытая завеса тайны опускается. Нам и так слишком много показали.