Казалось, и забыть бы можно, но не даёт душа

Эйрин
                Здравствуй, дорогой мой человек!
                Солдат великой войны, мой прадедушка!
  Пишет тебе письмо твоя правнучка, Евгения. Знаешь, сегодня особенный день – 9 Мая, и я пишу тебе, пропавшему без вести солдату Великой Отечественной войны,  не простое письмо, а письмо в прошлое:  письмо в 1941 год.
  Хочется рассказать тебе о нашей сегодняшней жизни, как  расцвела страна, и как нам без тебя плохо, особенно мне. По складу своего характера я скрытная и  не очень общительная, мне трудно находить друзей.  Иногда, кажется, что лучше всех на свете меня бы понимал ты, мой прадед.
  По рассказам прабабушки  знаю, что ты был из многодетной семьи. Я в семье одна, очень завидую тем, у кого есть сёстры и братья. А вас было пятеро братьев и одна сестра, как это здорово!
  К большому моему сожалению, о твоих братьях можно сказать – всех забрала война, двое погибли на войне, а двоих она догнала через годы. Не объять  умом горе Ваших родителей, которые не увидели счастья своих пятерых сыновей. Но точно знаю, что мои прапрадедушка Леонтий Степанович и прапрабабушка Елена Фёдоровна могут гордиться Вами, своими детьми – Вы не опозорили данное Вам при рождении имя, не опозорили звание «русский человек», защитили Родину от врага – большое Вам спасибо за Ваш подвиг!
   Вашим родителям  в утешение   война оставила доченьку Оленьку, которая жила с ними рядом. Дочь Ольги, Надежда, работает врачом и спасает людей от смерти. Ей дали имя Надежда, потому что вот уже  77 лет семья  с  надеждой, которая не умирает,  ждёт твоего возвращения с  войны.
Прости меня, прадедушка, только   иногда думаю: «Вдруг ты жив, просто встретил большую, настоящую любовь и не смог сказать об этом своей жене…», -  и сразу отбрасываю эти мысли. Можно не любить жену, но уйти от матери,  отца, сестры, двухлетнего сына – это невозможно! Ты погиб,  и  война скрыла место твоей смерти. Не пришло ещё время навестить нам твою могилу: положить на неё букет полевых цветов  и горсть родной земли; но оно обязательно наступит.
    Больно и очень тяжело думать о том, сколько мы потеряли, не зная друг друга. Я могла вырасти совсем другим человеком, зная о жизни то, что знал ты  -  солдат Великой Отечественной войны. Слушая твои рассказы, наблюдая за тобой, посещая с тобой встречи фронтовых друзей –  становилась бы чище и мудрее, научилась бы находить друзей, дружить с людьми.
    Знаешь,  очень хочется говорить и говорить о нас с тобой. Представляешь, если бы в день моего рождения ты был рядом. Я такая крошечная, а ты большой и смелый. Я бы тебе улыбнулась – ты бы рассмеялся. Потом рассказывал бы мне сказки и пел бы колыбельную:
Спят усталые игрушки,
И слоны, и погремушки
Тоже спят.
И малышка спать ложится,
Это так…
   Вместо этого  декабрь 1943 года  принёс  в семью огромное горе – сообщили, что ты пропал без вести.
    Мы не знаем: страдал ли ты в немецких концлагерях,  сражался ли в партизанском отряде…  Где же  ты, мой  прадедушка?
    «Думаю, что ты должен знать, что твой сын, твои внуки и правнуки воспитывались в отдалении от твоих родителей и сестры. Дело было так: пришло извещение, что ты пропал без вести, и сказали в НКВД твоей жене и  крошке сыну: «Вдруг он на стороне немцев против СССР воюет, а мы Вас кормить и поить будем?»  Не поверили, что ты не можешь идти в бой против своих четверых братьев. Прабабушке не дали паёк ни на неё, ни на  твоего маленького сына. Она работала, твой малыш рос у тёщи, его на улице однажды избила озверевшая толпа беженцев, просто потому, что нужно было вылить на кого-то свою боль и горечь войны.… 
Потихоньку  отдалились от  родных людей, о которых просто знали, что они  где-то есть.
    В 1975 году тебя признали погибшем и на  памятнике, посвящённом героям Великой Отечественной войны, написали твоё имя: «Овчинников Сергей Леонтьевич». Я часто прихожу к  памятнику: положу руку на строку с твоим именем и, кажется, что от неё веет теплом, что ты слышишь меня и учишь жить в сложном современном мире. 
    Моя мама родилась  в 1965 году, ей  не рассказали историю  семьи. Сама она не спрашивала, так как прабабушка вышла замуж и, казалось, что всё хорошо. Пока однажды она не услышала ссору между своим отцом и бабушкой, он её обвинял:
Казалось, и забыть бы можно…
Землянка, осень, гильзы свет.
Молитвенно и осторожно
Он распечатывал конверт.
        Читал, и становился строже,
И мёрз, хоть печка – докрасна.
Тогда он промолчал. А позже
        Сказал нам:
- Всё. Ушла жена.
Предать любовь, забыть солдата -
Тот грех вовеки не прощён
Не верь, что пуля виновата.
Он был неверностью сражён.
   Маме стало страшно. Она  плакала, пряча слёзы. Мне было жалко всех. Неужели это правда? И ты, не видя смысла жизни, нашёл пулю, которая тебя не искала? «Нет, нет, нет», - оправдывала я, 10-летняя девочка, всех вокруг. Взрослые не видели моих слёз и сомнений, и только через четыре года  осмелилась спросить прабабушку о тебе и она, глядя на меня уставшими глазами, в которых вдруг, как сталь блеснула решимость,  начала свой горький рассказ: «Сергея я не любила, меня замуж отдала мать, чтоб спасти от голода. Мы с ней бедствовали, есть было нечего, а тут жених из семьи с достатком. Мать обрадовалась, хоть меня спасёт от смерти и отдала замуж.  Согласия у меня никто не спрашивал.
Жить нам было тяжело, так как мы с мужем не понимали друг друга, у нас были разные взгляды на жизнь.  Я быстро училась скрывать все  свои мысли и чувства. Война нас объединила,  мысли стали общими. Ждали со страхом повестку на фронт, с радостью – рождения ребёнка.
    Получилось, как получилось. Имей терпение, моя хорошая, и  с годами всё поймёшь. Хотя сын меня так и не понял. Характер моего  сына такой же, как и у его  отца: умеет вредничать, быть скрытным, твёрдо рассуждать, быть решительным.
Знай, моя хорошая, у тебя есть родственники со стороны Сергея».
    Потом, по годам рождения её последующих детей, я поняла, что она долго ждала мужа, хотя получила извещение с фронта; работала и бедствовала, но ждала мужа.
Когда поверила, что его больше нет на этой земле – пустила в сердце любовь.    
Под небом ожиданья венчана,
С терпением обручена,
Самой судьбой земная женщина
Хранить очаг обречена.
(В. Перфилова)
   Научилась прабабушка жить  по-новому.  И нет у людей права её в чём-либо осуждать.
    В твою семью, прадедушка, моя мама шла 32 года, но с собой она привела  меня. Мы пришли в дом твоей сестры. Старая женщина склонила голову, горько заплакала и тихо сказала: «Вот, мои дорогие, наша кровь и привела Вас домой»… Потом мы все вместе смотрели фотографии.
Прадедушка, милый, где ты? Мне очень хочется найти тебя. Наш с тобой фотоальбом был бы великолепен, если бы мы могли его создать.
    Знаешь. Твоя племянница Надежда мне показала статью из газеты «Комсомольская правда» о забытом кладбище русских военнопленных в Хельмингхаузене в Германии и там похоронен человек, у которого твоё имя и фамилия, а отчества нет и дата смерти декабрь 1941 года.  Кто он?  Может  быть наш родственник?
Сама я вышла на сайт общества «Мемориал» нашла запись о тебе, но она меня обескуражила ещё больше. Ты родился в Мордовской АССР в 1916 году, но эта самая АССР только образовалась в декабре 1934 года? Как такое может быть? Где тебя искать, человек мой дорогой?
    Мне хочется побывать на твоей малой родине, возможно ли это -  не знаю.  Не могу найти на карте Бакмичевский район Чкаловской (Оренбургской) области. Из-за  голода в 1921- 1922 годах крестьяне из  Оренбургской области переселялись на малозаселённые земли  Башкирии. И твоя семья переехала …
Все исторические перипетии ты бы мог  мне объяснить и помочь понять, если был бы рядом.  Жизнь так сложна.
    Сегодня я не чернилами, а своим сердцем написала  письмо в ноябрь 1941 года. В тот год, когда началась война. В тот месяц, когда солдат Великой Отечественной войны стал отцом и продолжателем рода. Ты за свои 27 лет прожил яркую  жизнь. Был хорошим сыном, главой семьи, отцом, солдатом, русским человеком. Я тобой очень горжусь!
     Знаешь, прадедушка, сейчас  ищу погибших на фронте родственников через архивы рассекреченных документов военных лет. Уже нашла твоих братьев: Иван погиб в  16 июля 1943 года под Курском,  Андрей пропал без вести  в декабре 1941 года под Ленинградом. Брат прабабушки Михаил погиб под Ельней в 1943 году, её дядя - под Старой Руссой в 1942 году. Вот так  та проклятая война прошла по нашей семье … Не нужно больше войн, небо должно быть мирным!
     Мне больше бы хотелось всё знать о прошлом, об истории своего рода и  со временем – узнаю.  Рассказ об этих событиях из жизни моей семьи  будет передаваться  из поколения в поколение; потомки должны знать о жизни своих предков, учиться у них хорошему.
     Жизнь цветёт на нашей Земле, продолжается: колосятся хлеба, рождаются внуки и правнуки.…  И за это большое спасибо именно солдатам той страшной войны, таким как ты, мой  любимый прадедушка.

                С любовью и уважением твоя правнучка Евгения.

Фото из Интернета.