Банька сибирская

Дед Владимир 2
        Баня, слово - то, какое заманчиво – ласковое. Сколько оно в себе соединило тонких намёков. Тут блазнится  Маня, Аня  и русская маманя.  Таня, няня и Параня.  Перед тем, как влюбиться в свою красавицу, надо было её создать с нуля в Подмосковье.  Великое благо, что жил я в Сибири долгое время. Была у нас не одна, но,  всегда жаркая  банька,  построенная руками моего отца.  Мылся  в деревенских банях моих друзей, во многих деревеньках вокруг моего села.  Смотрел многие бани дорогих земляков,  в родном  моём  Абатске.  И в каждой баньке была своя изюминка.  Впитал за многие годы самое лучшее  и решил воплотить накопленное,  в своё детище.
         Купил свежий сруб из строганного кругляка.  Размером шесть на шесть метров.  Самое тонкое верхнее бревно из соснового костромского  леса  - двадцать четыре сантиметра   в диаметре.  Бригада выкопала траншеи под фундамент.  Глубиной  в земле пятьдесят сантиметров и в ширину пятьдесят. Над землёй тридцать сантиметров.  Вот и получилась бетонная заливка восемьдесят сантиметров в высоту. Под печь отдельный фундамент.  На  фундамент для стен положили хорошую гидроизоляцию. 
        Брёвна клали на добротный,  длинный  сухой озёрный мох. Соблюдены все тонкости и все  плотницкие нормативы.  Не забыл я и наказ отца. – Доски пола класть на лаги ниже фундамента, сантиметров на восемь  – девять. Коли положил пол на фундамент. Вся банная вода льётся под первое бревно. Гниёт оно быстро, а замена  этого бревна гораздо дороже и сложнее, чем замена досок  пола.  Двойной потолок и хорошая теплоизоляция – ещё один плюс.  Стальная труба  не менее ста пятидесяти миллиметров  выше конька крыши бани. Труба сквозь крышу  обложена красным цельным  кирпичом.  Отверстие в потолке  шестьдесят на шестьдесят сантиметров, заложенное  красным кирпичом.  В крыше меньше, но там ещё кровельный лист  доски обрешётки  отделяет от кирпича. Я,  не буду вдаваться в дальнейшие подробности.  Подача воды, лавки полок и так далее.  Каждый делает под себя. Главное, чтобы всё вентилировалось и просыхало.  Расскажу о горячем сердце бани – печке. 
         Труба для прокачки нефти -  80 сантиметров в диаметре. С толщиной стальной стенки 1 сантиметр (10 мм).   Отрезал «болгаркой» кусочек  от трубы под топку длинной 60 сантиметров.  Разделил внутри - сорок см. – под топку и двадцать см., для  поддувала.  Заварил  низ и верх толстой стальной пластиной. Это самая главная часть печи – топка. 
             Дальше идёт паровая  каменка.  Ещё отрезал кусочек трубы  тридцать сантиметров. Подогнал круглую толстую пластину и заварил днище. Врезал дверку для выброса пара.
             Последняя деталь – это котёл для горячей воды. Прекрасно подошёл нержавеющий бак от походной солдатской кухни для первого блюда.  Литров на 220, а то и чуть больше.  Восемьдесят два сантиметра в диаметре и сорок один сантиметр высота.  В баке уже был сливной патрубок.  Оснастил запорной сантехникой и вперёд.
         Представить эту печку просто. Поставьте друг на друга три кастрюли.  Я покупал печку какого – то завода. У неё труба вытяжная от топки проходила сквозь котёл для горячей воды. Вода постоянно кипела. В бане висел мокрый пар, дышалось тяжело.
          В случае с моей печкой, котёл для горячей воды нагревается от окружающей температуры в самом помещении. Вода доходит до 70 – 80 градусов. Этого вполне достаточно для мытья.  Парилка у меня относительно большая. Четыре на четыре метра.  Высота до потолка два двадцать. Иначе сваришься от печки.  Нагревается за два  часа летом, зимой за три часа.  Воздух в бане сухой, как в сауне.  Половинку ковша плеснул на камушки. Пар вылетает и понижает температуру в парилке.  Паришься в настоящей русской парной баньке. 
        Много я чего перепробовал из камней и вместо камней. Остановился на чугунных тормозных колодках от  тепловоза. Добавил к ним специальных пористых камней для парилки. Приобрёл их в магазине.  Доволен своей печкой.   Счастлив от  её горячей работы   по сей день.  Мощь  теплового излучения, от её могучих стальных  боков даёт настоящую благодать  каждой старенькой косточке  моего скелета.  В этом пространстве я тру вехоткой и,  мою своё грешное тело. Дверь в предбанок  и комнату отдыха приходится открывать.   
         Дров,  конечно,  идёт многовато.  Примерно 0,2 куба за один банный день. Однако плюсы печи, побеждают минусы.  Печка топится постоянно, пока работает баня.
         Конечно, сибирская банька, это не только мыло да  вехотка. Банька, это огромная оздоровительная встряска всего организма.  Баня с посещением парной, как минимум - хорошая  тренировка в спортзале.  В самом начале -   процедура мытья себя любимого.  Раньше пользовался мочалкой.  Мочалок теперь нет, или почти нет.  Привыкаю к синтетической вехотке.  Люблю относительно жёсткие, пружинистые. Здорово, когда  вспененного мыла  много.  Красиво оно смотрится, большими гроздьями – хлопьями.   Как белый виноград, только есть нельзя. Мыло использую только  дегтярное.  Больше десяти лет восхищаюсь полезностью  этого мыла. 
Обкатившись тёплой водичкой из тазика,  вытираю колени и щиколотки.  Открываю баночку с сибирским белым мёдом  со своей пасеки.  Втираю медок  минут пять.  Ублажаю  только суставы.  Минут через 20 после мёда,  лью из душа ледяную воду на щиколотки и колени. Десять секунд на каждое место. После ключевой водички, горячее обливание водой. Так, чтобы иглы кололи внутри. Делаю так два раза подряд. Потом разогрев.  Пока,  греешься на полоке - обязательная плавная растяжка всех мышц и сухожилий. 
         Веничек начинает работу, когда тело готово. Раскрепощено. Два три пол ковшичка на каменку. Забираешься на полок. Пробуешь себя в температуре.  Ага, терпимо. Ещё половинку ковша,  настоянной берёзовой водички из- под веничка. Пар из хайла печки вылетает, как из жерла пушки. Печка большая, но и отдаёт от себя много. Дрова берёзовые, сухие басовито гудят от печной тяги. Шапка на голове, иначе ушам очень жарко. Рукавицы на руки и вперёд. Достал веник из очень горячей воды, смахнул остатки струек и капель на железный бок печи. Сердится родная, ещё жарче стало.  Дышу, прикрывая рот шапкой. Сначала легонько пробежался веничком по себе. Жарко, но терпимо. Ноженьки, суставчики, коленушки мои, ручки любимые. Каждая клеточка на коже отзывается на заигрывание  веничка берёзового. Уж больно он ласковый.
          Ещё пол ковша на камни и пошла потеха. Встаёшь под самый потолок, там жар самый свирепый. Орёшь, кряхтишь и охаешь,  однако,  лупишь  себя минуты три – четыре от души, по русски. Сползаешь  на пол и под холодный душ из скважины. Водичка +2 - +3 градуса. Пол - минуты, может чуть больше.  Красный, распаренный, счастливый. Душа  тожественно поёт:  - «Я сделал это!»
          Глотаю из ковша колодезную воду не очень холодную. В комнату отдыха и пластом на лавку.  Первое дело, после парилки - это водички испить. Отдышался, успокоился. Через минут пятнадцать - двадцать опять парилка.  Всё повторяю, в парилочке, может чуток легче,  отдышиваюсь, одеваюсь  и  домой. Два захода мне вполне хватает. Дома чай и разговоры.  И опять недельку пятками стучишь.  Дел много.  Внуки и внучки тоже скучать не дают.  Баньку любят все мои родные.  А гости приезжают, тут сам Господь велел баньку истопить.
            Веники вяжу сам, минимум  48 штук, по количеству недель в году.  Сушу и храню на чердаке бани. Пробовал много веников разных. Остановился на берёзовых. Видать на вкус и цвет товарищей нет.  Запариваю за два часа до того, как париться.  Вода в алюминиевом тазике тёплая. Нагревается до горячей  довольно быстро.  Веник запаривается прекрасно.
         Заготавливаю  сам травяной  Иван Чай.  Собираю листочки летом. В конце мая, начало и середина июня.  Дома совершаю все процедуры, чтобы получить хороший копорский чай.  Рецептов в интернете много. Квас делаю ранней весной из берёзового сока. Осталась ещё трёх литровая банка.  Ну и  прекрасная  колодезная вода.  Этого набора напитков мне вполне достаточно для полного счастья после парилки.
          Баня, какое это великое торжество духа русского,  радовать себя  сибирской банькой. Пользоваться в своё удовольствие  плодами собственного и совместного труда.  Построенной за одно лето хорошей бригадой строителей, по моему проекту.  С активным участием от фундамента, до последнего кирпичика в трубе,  своими руками. Включая отделку.  Я не знаю, когда и кто придумал баню на Руси. Скорее всего,  это сам народ. Жизненная необходимость сама взросла и сложилась  в русский шедевр бытия.  Но,  то, что этот автор гениальный, это абсолютная истина.
Дед Владимир. 17. 11. 2019.