Сказка его жизни. Ханс Христиан Андерсон

Ирина Анастасиади
Наш всеми любимый сказочник Ханс Христиан Андерсен родился весенним, погожим днём 2 апреля 1805 году в Однесе, который находится на острове Фюн. Родители Андерсена были бедняками. Отец  Ханс Андерсен был башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер – прачкой. Мать его мечтала, чтобы сын стал удачливым портным. Она  научила его шить, кроить и штопать. Наверное потому, что отец будущего писателя считался невезучим сапожником. Зато он любил мастерить детские игрушки из всего, что подвернется ему под руку. Увлеченно распевал песни. А главное — читал сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и они вдвоём разыгрывали сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».
В Дании говорят о том, что Андерсен имел королевское происхождение, ведь в своей ранней биографии он не раз упоминал о том, что в детстве ему приходилось играть с самим принцем датским Фрицом, который в итоге стал королём Федериком VII. Согласно фантазии Андерсена, их дружба с принцем Фрицом  продолжалась на протяжении всей жизни. А послужили возникновению таких фантазий у маленького Ханса рассказы его отца, утверждавшего, что он является родственником короля.
Что ж, понятно, что будущий писатель  был мечтателен и имел буйное воображение. Без них он никогда бы и не стал, чем стал. Ещё в детстве он любил ставить у себя в доме импровизированные домашние спектакли, разыгрывал сценки. Благодаря спектаклю «Абеллино – страшный бандит», который давала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей. Отец помогал как мог — сколотил ему специальный ящик для представления, помогал шить костюмы. Всё это вызывало смех и издевательство со стороны его сверстников, недалёких и невежественных.
Ханс так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок – том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.
1816 год стал тяжёлым для молодого Андерса. Умер отец. Семья едва сводила концы с концами. И ему пришлось зарабатывать на пропитание. А ведь ему едва исполнилось 11 лет. Устроился он, как мог — подмастерьем у ткача. Потом работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность мальчика на сигаретной фабрике. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой срочно требовался статист для спектакля, и Андерсен получил бессловесную роль кучера. После этого он уверовал, что театр – его призвание. И эту веру он пронёс на протяжении всей жизни.
Когда мальчику исполнилось 14 лет его отправили в столицу Дании Копенгаген. Отпуская его, мать однако надеялась, что он в скором времени вернётся обратно. Интересно, что покидая свой дом, мальчик сказал вдруг: «Я еду туда, чтобы стать знаменитым!». И кто может доказать, что ему не привиделось будущее?! А впрочем, он был и практичен — он хотел найти работу по душе. Конечно же, в театре, который он боготворил.
Средства на поездку он получил по рекомендации человека, в доме которого он не раз устраивал импровизированные спектакли. Первый год жизни в Копенгагене не продвинул мальчика к мечте. Он был так огорчен, что придя как — то к известной певице, стал истово просить помочь ему устроиться на работу в театр. Чтобы избавиться от неуклюжего подростка, дама пообещала содействовать ему. Но обещания не выполнила. А спустя много лет она признается ему, что тогда она приняла его за сумасшедшего.
В те годы Ганс Кристиан был похож на своего героя Гадкого Утёнка – долговязый и неуклюжий подросток с длинным носом и тонкими руками и ногами. Он добился все-таки своего — его приняли в Королевский театр актером. Но давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а с возрастной ломкой голоса он в скором времени был уволен.
Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу в пяти актах. Он написал королю ходатайство, в котором убедительно просил монарха дать деньги на издание его труда. В книгу входили также стихи писателя. Ханс провёл рекламные акции в газете, анонсируя издание, но ожидаемых продаж не последовало. Сдаваться Ханс не хотел. Он надеялся поставить спектакль по своей пьесе. Но и тут его ожидала неудача. Ему отказали, мотивируя отказ полным отсутствием профессионального опыта у автора. Тем не менее, ему дали шанс и предложили учиться.
К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й.Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й.Коллина Ханс получает королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где зачисляется во второй класс латинской гимназии. Теперь ему не нужно было думать о том, как заработать на пропитание. Но наука в школе давалась Андерсену нелегко. Он был значительно старше всех остальных учеников, и  испытывал известный дискомфорт по этому поводу. Также он подвергался нещадной критике со стороны ректора, что приводило его в уныние. Он часто видел этого человека в своих кошмарных снах. После он скажет о годах, проведённых в стенах школы: «то была самая мрачная пора в моей жизни».
В 1828 он поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии. Вскоре вышла его первая романтическая проза Андерсена – «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер». В ней автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвалэиу  книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды.
В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме – со знаменитым скульптором Торвальдсеном, там же начал писать свой первый роман «Импровизатор». Физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку «Пятеро из одного стручка»,сказал: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы».
После Рима Андерсен отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязал дружбу с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с Оноре де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.
Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато по много раз правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки. Но теперь ему способствовал успех. Писатель ещё раз делает попытку  найти себя на театральных подмостках в 1840 году, но вторая попытка, как и первая, не оправдывают себя.
Зато на писательском поприще он имеет определённый успех. Выходит сборник под названием «Книга с картинками без картинок». Постепенно он становится знаменитым писателем не только в своей стране, но и во многих странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили просто с триумфом.
Он и впоследствии пишет пьесы и романы. Вам покажется странным, но он ненавидит свои сказки, принесшие ему великую славу. Тем не менее он продолжает писать сказки. Последняя сказка, написанная им, появилась под Рождество 1872 года. Однако в том же году он упал и сильно покалечился. Ему так и не удалось оправиться от полученных при падении травм. Скончался знаменитый сказочник летом 1875 года 4 августа. Похоронен он на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене…
Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить людям надежду и лечить душу. Настоящим олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей его Русалочка, ставшая впоследствии символом  Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка «Новое платье короля», высмеивающая холуйско-рабскую психологию, порождающую культ ничтожных. Или магическая ирония «Калош счастья» и тонкий юмор «Свинопаса» и «Принцессы на горошине». В его сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония – с мистикой. Таковы сказки «Тень», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво».
Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только свою Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из «Снежной королевы» и Эльза из «Диких лебедей», жертвенность и бескорыстный героизм которых затмевают деяния даже могучих героев Греции. Ибо вершат подвиги неприметные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь. И вот это как раз привлекает миллионы детских сердец. Андерсен наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное – душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив добрые чувства к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику.
Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с действительным. В его сказках органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, зато дано постичь лишь душой.


Литература
; Грёнбек Б. Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность, Москва, Прогресс, 1979 [1]
; Кудрявцева Л. С., Звонарёва Л. Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века. М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография»,2012.- 352 с.:ил. ISBN 978-5-7853-1505-1
; «По небесной радуге за пределы мира» (к 200-летнему юбилею Х. К. Андерсена). Коллективная монография. Отв. ред. Н. А. Вишневская, А. В. Коровин, Е. Ю. Сапрыкина. М., Наука, 2008. — 170 с.
; Архив журналов — № 12 (24)’04 — 200 лет Х. К. Андерсену, Сказочник на всю жизнь
; Andersen J. Hans Christian Andersen: A New Life. — New York, Woodstock, and London: Overlook Duckworth, 2005. — ISBN 978-1-58567-737-5.
; Bredsdorff E. Hans Christian Andersen: the story of his life and work 1805-75. — Phaidon, 1975. — ISBN 0-7148-1636-1.
; Rossel Sven Hakon. Hans Christian Andersen: Danish Writer and Citizen of the World. — Rodopi, 1996. — ISBN 9-051-83944-8.
; Stirling Monica. The Wild Swan: The Life and Times of Hans Christian Andersen. — New York: Harcourt, Brace & World, Inc, 1965.
; Terry Walter. The King’s Ballet Master. — New York: Dodd, Mead & Company, 1979. — ISBN 0-396-07722-6.
; Wullschl;ger Jackie. Hans Christian Andersen: The Life of a Storyteller. — Chicago: University of Chicago Press, 2002. — ISBN 0-226-91747-9.
; Zipes Jack. Hans Christian Andersen: The Misunderstood Storyteller. — New York and London: Routledge, 2005. — ISBN 0-415-97433-X.