Улетевшие в бессмертие

Олег Каминский
На снимке: Пилот самолета У-2 сержант Александра Полякова.

     В воспоминаниях бывшего немецкого солдата Бернгарда Цыбульского, воевавшего в России, есть упоминание об одном совершенно необычном случае, произошедшем, как записано в дневнике, 11 мая 1943 года в районе Орла. Вот эти несколько строк: «Наша 20-мм зенитная установка сбила ночью один русский самолет У-2, который имел у нас прозвище U.v.D. («Дежурный унтер-офицер»). Экипаж состоял из 15-летней девушки и 19-летнего парня»…

     Удивительное свидетельство – ведь в нем речь идет о какой-то совсем юной девушке-летчице, погибшей на Центральном фронте. Однако она была не из состава известного всем 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, который действовал в то время на южном участке советско-германского фронта. Кто же она?

     Сравнив данные своего архива с документами советского периода, я нашел подтверждение тому, что в ночь с 9 на 10 мая из района Орла не вернулся с боевого задания один самолет 970-го ночного бомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 16-й воздушной армии. Пилотом этого У-2 действительно была девушка – сержант Александра Павловна Полякова.

     Непонятно только, почему немцы посчитали погибшую летчицу 15-летней – на самом деле ей было уже минимум 20 лет. Может быть, ей был даже 21 год, но сказать, сколько именно затруднительно, так как точная дата её рождения неизвестна. Известно лишь, что родилась она в 1922 году в городе Борисоглебск Воронежской области в России. Невысокая, статная, с копной мягких тёмно-каштановых волос и нежным румянцем на щеках, она была веселой, задорной, хорошо играла на гитаре, любила петь. Участвуя в боевых действиях с 22 августа 1942 года на Сталинградском, Донском и Центральном фронтах, произвела 86 боевых вылетов, за что была награждена орденом Красной Звезды (17.01.1943).    

     А штурманом-бомбардиром самолета был старшина Ефим Абрамович Сагайдаков, одногодок Поляковой, уроженец города Кировограда на Украине. Он был невысокого роста, с мягкими движениями и негромким голосом, как правило, мало говорил и больше слушал. Но едва заходила речь о лесе, о воде, вообще о природе, он преображался, и тогда лучшего рассказчика трудно было представить. Начал воевать он ещё с ноября 1941 года. В боях на Калининском и Западном фронтах совершил 123 ночных боевых вылета, а на Донском фронте ещё более 35 вылетов. За боевые успехи был награжден орденом Красной Звезды (30.10.1942) и медалью «За отвагу» (03.11.1942). 

     Немало боевых заданий выполнили вместе Полякова и Сагайдаков, причем бывало всякое. Однажды у их «кукурузника» отказал мотор, и экипажу пришлось произвести вынужденную посадку на передовой. При посадке Шура повредила ногу, и Фима, как галантный рыцарь, нес её на себе около трех километров по раскисшей от дождей, развороченной целине.   

     Вместе летали они во время боев на Центральном фронте, вместе они и погибли при ночном налете на железнодорожную станцию Глазуновка, в 62 км южнее города Орел. Обстоятельства их гибели во многих источниках описывают по-разному, вплоть до утверждений, что лётчица направила горящий самолет на вражеские эшелоны. Другие говорят о том, что экипаж выбросился на парашютах. Однако непосредственных свидетелей гибели экипажа нет, поэтому, как всё было в действительности, можно только гадать.

     К большому сожалению, до сих пор много вопросов вызывает место захоронения Александры Поляковой. По воспоминаниям местных жителей, летчица была первоначально похоронена в лесу недалеко от села Малые Бобрики, а позже, в 1956 году, перезахоронена в братской могиле в деревне Сеньково Глазуновского района. Однако таблички с указанием её фамилии на мемориале братской могилы пока нет. А о месте последнего успокоения Ефима Сагайдакова вообще нет никаких сведений. И чем больше времени проходит, тем меньше вероятность того, что могилы членов отважного экипажа будут когда-нибудь найдены…      
         
     Мы вовсе не тени безмолвные.
     Мы ветер и крик журавлей.
     Погибшие в небе за Родину,
     Становятся небом над ней…