Судейство в фигурном катании

Наталия Май
               

Сейчас развернулась нешуточная война среди болельщиков фигуристов, особенно в женском одиночном катании. Как и у многих, у меня это – тоже любимый из всех видов фигурного катания. Я помню всех своих любимиц – в детстве это была Катарина Витт, во взрослом возрасте - Кристи Ямагучи, Мишель Кван. И после многолетнего перерыва, когда я временно охладела к спорту, Алина Загитова возродила мой к нему интерес.

Еще когда Мишель Кван не дали Олимпийское золото, многие возмущались первенством Тары Липински, по мнению болельщиков менее женственной и эмоциональной, которая могла выигрывать только технически. А фигурное катание – это и спорт, и искусство. Но это возмущение не носило такой характер, как сейчас, когда второе место на Олимпиаде у Евгении Медведевой привело к тому, что главные претензии болельщики предъявляют почему-то не судьям, которые так решили, а тренеру и ее сопернице. Виноваты во всем Этери Тутберидзе и Алина Загитова, и именно их надо поливать грязью.

Я бы поняла, если бы оголтелые фанаты накинулись на судей (было такое выражение в советские времена «судью на мыло»). Будучи непрофессионалами, они считают, имеют право это делать. Но в споре с судьями была бы хоть какая-то ЛОГИКА. В обвинении же Этери Тутберидзе и Алины Загитовой логики нет никакой – ни та, ни другая не раздавали баллы и места. Это СУДЬИ решили!

Я, естественно, тоже непрофессионал, а просто болельщик и сужу чисто эмоционально – болею за тех, кто меня «цепляет», до появления Алины не было среди наших фигуристок тех, за кого мне хотелось бы болеть, получалось так, что моими фаворитками были иностранки. И вот впервые совпало так, что мне больше всех понравилась девушка из нашей страны. (Не потому, что раньше не было достойных, в моем случае, как и во многих, это - в чистом виде вкусовщина. Я не могу болеть просто за страну. Мне надо, чтобы спортсменка вызывала эмоциональный отклик.)

Только американцы знают, как вели себя болельщики Мишель Кван после Олимпийского «серебра» и она сама, мы знаем одно: она выступала еще много лет, очень стабильно, и занимала самые высокие места (правда, Олимпийской чемпионкой так и не стала). И никто по ее поводу не ликовал – ура, не упала!  Ее стабильность после Олимпиады была чем-то само собой разумеющимся, у нас же из каждого чиха Евгении Медведевой в последнее время стали делать событие космического масштаба: ну надо же, не упала, прыгнула, ура, ура, ура!

Очень много рассуждают о том, что надо продлить юниорский возраст среди женщин, а то, мол, в 15 лет это еще дети, у них нет красивой пластики, грации, настоящей женственности и осознанности… Я думаю, что от возраста это не всегда зависит. К примеру, у Алены Косторной, Софьи Самодуровой и Алины Загитовой женственность была и в этом возрасте, возможно, и раньше. Это вообще присуще их конституции, психофизике. Я смотрела ранние записи Алины Загитовой – нигде она мне не казалась не женственной. Я совершенно не согласна, что это было по сравнению с Медведевой «девочкино катание».

Другое дело – у нее иное амплуа. Она себя позиционировала как человек-праздник. Нет знака равенства между женственностью и  обязательным трагизмом, равно как и неравенства между женственностью и веселостью (комедийностью). В «Свадьбе Фигаро» есть две героини – одна очень серьезная унылая (графиня), другая веселая бойкая с юмором неунывающая (Сюзанна). Алина ближе к такому типажу, как Сюзанна. Она излучает такой позитив, заряжает таким радостным настроением, что не случайно ее фанаты повторяют на все лады слово «солнышко» - именно с ним она и ассоциируется. Из нее получилась бы потрясающая героиня комедии – это видно в эмоционально приподнятых, праздничных по характеру, эпизодах ее олимпийской программы, ее танца на музыку песни Билли Айлиш «Плохой парень» (это выложено в интернете).

Причем в ней есть и тонкость, и нежность, и лиризм – все это проявляется в ее нынешних номерах – короткой программе на трагическую песню в испанском стиле (что очень гармонирует с внешностью и пластикой Алины). В показательном танце, поставленном Даниилом Глейхенгаузом, в котором выражена идея рождения человека, его развития, затем угасания, смерти и возрождения в новом качестве (в руке Алины, лежащей в позе эмбриона, появляется цветок). В произвольной программе «Клеопатра» видно, что Алина обрела уверенность (после периода возрастной перестройки организма) и теперь «ладит» со своим уже совсем взрослым телом. (Щербаковой и Трусовой, возможно, придется, пройти через такой период неуверенности после юниорских успехов, но потом они, как и Алина, могут обрести устойчивость и внутренний покой. Косторная кажется более стабильной.)

Самое главное достижение фигуристок Э. Тутберидзе для меня лично – это не четверные прыжки (я как непрофессионал не могу оценить технические сложности), а то, как изобретательно и интересно программы раскрывают личности фигуристок. Я смотрю фигурное катание ради этого, как и многие. Только ради прыжков – это обычным зрителям вряд ли так уж интересно. И в программах ушедшей к другому тренеру Е. Медведевой сейчас, на мой взгляд, не хватает не столько четверных прыжков, сколько выразительности и интересности самих программ, они теперь вообще не вызывают эмоций.

За ней следят комментаторы и радостно сообщают, что она, мол, не упала, и прыгнула. А то, что ее программа эмоционально ее не раскрыла, не важно. Возможно, они так не считают, как и самые преданные болельщики фигуристки. «Потеряла» она не столько технически, сколько в артистизме и тонкости. И теперь все «носятся» с ее чистыми или не чистыми прыжками  (ладно бы еще были четверные – так они самые обычные). И считают, что раз она не упала – так для всей страны это праздник.

Возможно, после поражений из-за менее сложной по сравнению с соперницами техники она решила сосредоточиться на идеальной технической чистоте проката. Но это в ее случае произошло за счет потери эмоциональности – а это неотъемлемая составляющая фигурного катания, особенно женского.

Я понимаю, почему Алина Загитова, получив все желаемые призы, теперь говорит, что катается ради своего удовольствия. Многие люди не понимают, что жесткое давление, когда со всех сторон напирают и дают понять, что человек не имеет права ни на какое место, кроме первого, дает обратный эффект – нервирует, мешает сосредоточиться. Тем, кто когда-либо выступал (на сцене, на льду), известно, что лучший совет, который можно дать: забыть об аудитории и об оценках, делать все с удовольствием – тогда получится гораздо лучше. А если нервировать человека и паниковать по поводу снижения каждого балла, а второе место считать трагедией, можно только навредить человеку, который выступает, доведя его до нервного срыва. Шумиха и давление не способствуют улучшению результата.

Почему-то журналисты, пишущие о спорте, не понимают этого и называют позицию Алины отсутствием спортивного духа или «здоровой спортивной злости». У каждого своя психологическая защита. У нее – такая.

Она очень адекватно восприняла появление молодых спортсменок, которые делают более сложные элементы, понимая, что пришла в любительский спорт не на века (никто сюда навечно не приходит), и будет смена поколений. Почему-то Е. Медведева эту элементарную вещь понять не в состоянии. Век спортсмена достаточно короток. И это нормально. Другое дело – что появление конкурентки совпало с Олимпиадой, поэтому ей было сложнее смириться. Но это – опять же стечение обстоятельств, никто специально Олимпиаду на этот год не назначал. Так вышло.

Но ее болельщики считают, что есть какой-то чуть ли не мировой заговор против Медведевой, лишь бы отнять у нее медали. Честно говоря, когда читаешь в Сети нечто подобное, остается только покрутить пальцем у виска…