Такое было время, продолжение

Вера Полуляк
Начало http://www.proza.ru/2019/11/09/1322

2.

- Это надо же – не верит Алёшка, что Будённого видел! – усмехнулся дед. Впрочем, мне и самому уже не верится, что всё это было в моей жизни.

Мне повезло дважды, как минимум - жил в центре Москвы, а родителям удалось уцелеть в тревожные годы. Помню, как один за другим куда-то исчезали наши соседи. В общем, соседи были нормальными. Конечно, поругивались между собой иногда, как и положено в коммунальной квартире. Но в основном жили мирно. Особой дружбы не водили, но и не ссорились. Каждый жил своей жизнью. На место исчезнувших заселялись новые. И я, в силу малого возраста, ничего не понимал и даже рад был, если с новыми жильцами въезжали дети, будет с кем поиграть. Лишь об одном соседе я горевал. Он был лётчиком, мы с ним сдружились, он пару раз брал меня с собой на аэродром. Как же гордился я этой дружбой! А потом лётчика арестовали. Мне в ту пору уже лет 12 было, приставал к родителям с расспросами, но велено было помалкивать и о своей дружбе с ним никому не говорить.

Такое было время.

Удивительно, но через три года лётчик вернулся, но я его не узнавал – совершенно другой человек, весь больной, через несколько дней умер. Помню, что тогда это всё меня сильно потрясло. С того времени я пристрастился к чтению книг, посерьёзнел, повзрослел.  Закрывался у себя в комнате и читал …. А вскоре от болезней умер отец. Жизнь переменилась.

Дед отложил в сторону ручку и подошёл к окну. Трудно было писать о прошлом родителей, тяжёлым оно у них выдалось. Они сами мало что рассказывали, не любили вспоминать. Но решил, что надо рассказать внуку, хотя бы то, что знает сам, а знал он совсем немного:

- Родители мои встретились в Москве. Разными дорогами они пришли в столицу. Познакомил их брат матери, он вместе с моим отцом был в плену у белополяков. Удалось бежать, вместе добрались до Москвы, где уже несколько лет жила моя будущая мать. Отцу больше некуда было идти, вся семья погибла, шла гражданская война. Мать перебралась в Москву сразу после революции вместе с сестрой. Обе они были членами партии, идейными. Но сначала состояли в Бунде, позднее из-за этого едва не попали под репрессии. Был и ещё один брат у них, революционер. Уж не знаю, в какой он партии состоял, но был арестован и сослан в Сибирь ещё до 1917 года. Мать по большому секрету говорила мне, что он бежал из ссылки, что живёт теперь за границей. Откуда у неё такие сведения – не знаю, никаких писем от него мы, конечно, не получали. Во всех анкетах писали всегда, что родственников за границей нет. Мать просила меня, когда уже понимала, что жить ей осталось недолго, узнать о судьбе брата. Я эту просьбу так и не выполнил. Быть может, сможешь ты, внучок, когда вырастешь, быть может, у тебя появится такая возможность. …

Тетрадь со своими записями дед держал в ящике стола и верил, что когда-нибудь всё это прочтёт внук…

...В баню Алёша с дедом отправились в первых числах июня, как только закончился учебный год. Решили идти в Сандуны. Впрочем, решал за обоих дедуля, а Алёше было всё равно, в баню он шёл в первый раз в жизни. С собой, как положено, взяли смену белья и полотенце и отправились в путь. По дороге дед рассказал про Сандуны то, что сам знал, что построена баня были на бриллианты, подаренные влюблённой паре императрицей. Два актера придворного театра – Сила Сандунов и Елизавета Уранова, попросили у государыни разрешения на свадьбу. Елизавета, Лизонька, как её называли при дворе, была талантливой оперной певицей, хороша собой. От поклонников не было отбоя. Некоторые из них отличались особой настойчивостью. Но только Сила Сандунов был мил юной деве. Елизавета попросила заступничества у императрицы. Та благословила парочку и в качестве свадебного подарка вручила мешочек с бриллиантами. На вырученные от продажи бриллиантов деньги молодожёны купили участок земли в Москве в районе реки Неглинки, здесь в 1808 году были построены бани, которые вскоре стали весьма популярны и приносили немалый доход. А названы они так были по фамилии владельцев.

… Рассказ деда запомнится внуку, а сами бани впечатлили обилием лепнины, сводчатыми потолками, мраморными лестницами, колоннами, бассейном.  Но запомнится ему этот банный день ещё и другим. Тем, что по-настоящему потрясло. Дело в том, что после помывки шрамы от ранений на теле деда стали багровыми.

- Тебе больно? – испуганно спросил внук.

 - Боль во мне глубоко, не бойся внучок. Вот я дурак старый – напугал тебя. Я с этой болью уже сколько лет живу и ещё поживу.

- Дед, а на войне страшно было?

- Внучок, война – это зло, боль, ужас. Об этом помнить надо и беречь мир, – дед обнял Алёшу, а тот прижался к нему – крепко-крепко! В этот момент дед с особой остротой почувствовал, как дорог ему этот мальчишка, какое счастье, что у него есть такой внук! Всё бы отдал, только бы ему никогда не пришлось испытать того, через что прошёл сам.

  Когда война началась, Алёшиному деду было 16 лет, на каникулы уехал к другу в Подмосковье, в деревню. Там и застала его весть о войне. Об этом он напишет воспоминания в своей тетрадке:

- Все думали, что война - это ненадолго. Месяца два-три - и погонят фашистов. Патриотизм был просто потрясающий! Все мужчины рвались на фронт. Сводки с фронтов были тревожные. Спустя некоторое время дети и женщины начали рыть укрепления, готовясь к обороне. Мы там на каком-то поле копали ямы, которые называли надолбами. В эти ямы вставляли бревна двухметровые с наклоном - против танков. Огромное поле, вышло огромное число людей, поставили всех в два ряда в шахматном порядке, и копали ямы. Яма была в мой рост, наверное.
К сентябрю вернулся в Москву, устроился учеником токаря на станкостроительный завод «Красный Пролетарий». Рабочих послали на строительство оборонительных сооружений на Волоколамском направлении, вместе со всеми отправился туда и я.

Когда фронт был прорван, в середине октября, всё начальство наше куда-то убежало, спасаясь от наступающих вражеских войск.  Мы остались одни, не знали, что и делать. Решил вернуться в Москву. Добирался в кузове грузовой машины до Калужских ворот. Там я вскочил на грузовой трамвай, который возил песок для наполнения мешков и строительства баррикад, доехал до дома. Потом пришел на завод, началось увольнение в связи с эвакуацией завода. 
А 17 октября по городской радиосети обратился к москвичам секретарь ЦК и московского городского комитета ВКП (б) А. С. Щербаков, который сообщил об обстановке на фронте под Москвой и заявил, что за Москву будем драться упорно, ожесточённо, до последней капли крови. Он также сказал, что Сталин остаётся в Москве. Так и я решил не уезжать в эвакуацию.
Спустя несколько дней объявили, что все, кто остался в Москве, могут вернуться на завод, чтобы приносить пользу фронту. Я несколько раз обращался в военкомат, просился на фронт, наконец, направили меня в учебку, стали готовить в автотранспортную роту.
 
- Деда, а расскажи мне, где тебя ранили.

- Да ты же всё знаешь, я тебе рассказывал.

На самом деле, дед не любил вспоминать о войне, внуку рассказывал лишь в общих чертах, без страшных подробностей, старался уберечь его детскую душу от тяжёлых переживаний. А он всё приставал с расспросами. Вот и сейчас, никак не успокоится:

- Расскажи ещё.

И дед сдался:

- Ну, слушай. В 43-м попал я на фронт, и сразу - в самое пекло, под Сталинград. Да что тут рассказывать? Воевал я недолго, получил ранение, все мои шрамы – оттуда.  Да ещё осколочек во мне остался, теперь вот с ним и живу пока, врачи говорят, что его лучше и не трогать.

- Дедуля, а если бы ты погиб, меня бы тогда не было совсем?

- Экие ты вопросы задаёшь! Что надумал! А глазки-то что затуманились? Ты появился на свет, значит, так было предрешено судьбою.  Мир наш устроен непросто, людям его законы не подвластны. Вот скажи, где я с твоей бабушкой познакомился?

- В госпитале.

- Вот! Значит, моё ранение привело к тому, что наши с бабушкой пути сошлись и на свет появился твой отец, а потом и ты.

 Такой ответ Алёшку вполне удовлетворил, да и устал он уже он серьёзных разговоров. Его внимание привлекли красивые колонны старинной бани, а потом он ещё с удовольствием окунулся в бассейн. И вполне довольный и счастливый вернулся домой.
Этот поход в баню с дедом Алёшка будет с улыбкой вспоминать спустя годы…

фото автора

Окончание   http://www.proza.ru/2019/11/17/1001