И черт с тобой, и черт со мной. Эллионора Леончик

Любовь Сушко
И черт с тобой, и черт со мной. Эллионора Леончик


...И черт с тобой, и черт со мной  Мир Эллионоры

Когда на экране монитора появилась дама, похожая на мою любимую тетушку Анну, сначала я просто разглядывала и гадала,  а вдруг это она, ну  скрыла от нас свое увлечение стихотворчеством, и появилась, чем черт не шутит, и тогда на странице  поэта нашла  эти строки, совпавшие  со словами,  которые я сама произносила. Такое случается,  когда два человека, и один из них на экране, а другой в жизни произносит почти ту же самую строчку – совпадение. Я же ее нашла и открыла для себя, как и саму Эллионору.
***
...и черт с тобой, и черт со мной, и черт...
Уходят все - без разницы, куда.
Когда не кровь - слова, года, вода -
не важно, кто кого перетечет...

И если бы даже Эллионора ничего больше не написала, только эти четыре строки,  и тогда было понятно, что это  большой самобытный поэт, но она читала, читала снова.
Я лично была  зачарована, застыла, обратилась в слух, потому что это надо было слышать. Потому что звукопись ее стиха сама по себе удивительная, а ведь там еще столько разных смыслов и подтекстов.

Такие эмоции трудно скрыть,  и я ей о том написала, тем более записей передачи тогда еще в открытом доступе не было. А хотелось не читать стихотворения с листа, а именно слышать ее. И еще одно чудо. По почте мне пришла запись стихотворений, которые звучали на «Вечерних стихах» накануне, желания сбываются. Вот с тех пор эта запись со мной, и на флэшке, и в компе. конечно.

 В обзоре программы в  2012  я,  помнится,  писала:

Эллионора Леончик – это подарок судьбы для всех для нас, бесспорно. Просто  увидеть и послушать Поэта такого уровня таланта, невероятного обаяния и энергетики дорогого стоит каждому, и порадоваться, что она с нами рядом.

  То, что она профессионал, не вызывает сомнения даже у тех, кто и Пушкина разнесет, глазом не моргнув, но даже не это самое главное –  она из тех дам, кого будут любить до последнего вздоха, и сама она будет кружить головы всем, с кем столкнется от юнца до старика всегда. Все, что бы  ни делала,  делает она блестяще, это тоже сразу видно.

 Я лично выбрала для анализа  стихотворение, которое заставит содрогнуться святош, их  само слово черт приводит в экстаз. Но хочу в сто пятый раз напомнить, что не надо славянского черта, духа, приставленного к человеку, и чаще других духов переходящего черту и становящегося видимым, путать с христианским бесом.  Это скорее античные  сатиры, к которым те же греки прекрасно относятся и не впадают в дикий ужас при одном упоминании о них.

Это черт Гоголя, с которым не так трудно сладить и в столицу  на нем прокатиться, он и забавен, и вовсе не зол, как Мефистофель.  А если человек сильный, веселый и обаятельный, ему не составит труда  договориться с чертом, подчинить его себе и сделать помощником, что Эллионоре удаётся без всяких видимых усилий, как когда-то Вакуле, Балде да и другим отважным героям наших мифов и преданий.

и черт с тобой
Эллионора Леончик
***
...и черт с тобой, и черт со мной, и черт...
Уходят все - без разницы, куда.
Когда не кровь - слова, года, вода -
не важно, кто кого перетечет...

Вернуться - значит, слиться. А зачем? -
там нет любви, остатки кож и рож,
и ни в кого никто давно не вхож...
и наплевать планете, что за червь

собой удобрит плодородный слой -
по одному, вдвоем ли в тот же день...
А потому - уйди и не задень
ни голосом, ни пальцем, ни полой

последней позолоты на руке
от идола касанья... и кольца...
Пусть будет. И не просто пыль -- пыльца:
я та - из уходящих налегке

и не поджавши хвост, а лишь трубой...
Но ты сыграй на клавише "делит"
ноктюрн про ночь, где нечего делить, -
и снизойди, как бог, до "черт с тобой!".
http://stihi.ru/2013/06/01/311

Милая дама с невероятным чувством юмора, не может не быть поэтом, заставляющим себя слушать, всех, ну если они не глухи и не слепы, конечно.

  И удивительная деталь, по реву в чате, по  циничным репликам сразу ясно насколько она талантливая. Любители милый девушек, которым даже ничего читать не надо, стой, закатив глаза, и молчи перед микрофоном - и достаточно, они просто взрывались от ярости…И это показатель класса, который могут оценить молодые и самоуверенные парни, но только не наши Курортные, а если они  оценить и смогут, то это еще хуже- задохнутся от зависти.

Но здесь выход только один, поэтам, которые попали в передачу, не надо читать чат, да еще во время эфира, легко шутить маэстро Помидорову, потому что это его работа, а у поэтов на этот момент другая функция, они должны нам показать себя. Гости же настроены исключительно на то, чтобы сбить с толку, заставить злиться и заикаться. Тролли, они и в Африке тролли. Хотя как бы мы не были готовы к их атакам  теоретически, практика порой подводит, по себе знаю.

И кто теперь вспомнит всех этих троллей? А Эллионора осталась с нами не только в электронном варианте, но и в реальности, в памяти, в желании снова к ней вернуться.

Посмотрите на текст о черте выше, как там все поется и переливается из одного сосуда в другой. И негромкий, но очень выразительный голос помогает этому процессу. Она иронична, она прекрасна, она непредсказуема. Она и творец и творение стихо-творения.

Снова повторю финальные строчки, чтобы быть на одной волне с Поэтом
 
и не поджавши хвост, а лишь трубой...
Но ты сыграй на клавише "делит"
ноктюрн про ночь, где нечего делить, -
и снизойди, как бог, до "черт с тобой!".

Вот сейчас читаю это с интонациями Беллы Ахмадулиной, и понимаю, что это большая глупость, там совсем другое интонирование, проще, ярче, доступнее. Она беседует с нами, а не читает нам стихи, она пытается  донести, а не пропеть, и это две большие разницы. Только в этом случае смысл остается неискаженным.

А вот моя любимая «Грапия», мифология и Элли – это тоже органично и точно, и ярко, порой кажется, что она сама эти мифы и творила, небрежно откинув в сторону всех Гомеров и  всех Одиссеев.

И вот они уже с ее легкой руки шагают на проспекты современного города, и не кажутся чужеродными созданиями

. Гарпия
Эллионора Леончик

Вдохнуть выхлопные дымы
осеннего города
на грани пиров и чумы...
В районе шести
и с теменью встык
прикинуться гарпией сгорбленной,
чтоб выдохнуть в гетто
дымок сигаретный и это:
"Течет по проспекту Стикс..."

Так же легко в наш мир  вписывал Понтия Пилата и героев Библии Игорь Царев. И казалось, что они живут на тех же улицах по соседству где-то гремят рукомойником. И навстречу порхает Маргарита, потерявшая Мастера.
 
Эллионора идет еще глубже в античность, которую и я тоже очень люблю. И адище города становиться  с явными штрихами античности. И то ли древняя  трагедия разыгрывается на городской сцене, то ли  та другая реальность перед глазами. А над всем этим довольно странным зрелищем царит ее голос, не громкий, но очень органичный..

Гробы жестяные (взаймы)
везут задолжавших;
Харон светофором прижался
к столбу ли, к шесту - подустав
посредством шеста
проталкивать пробки:
"Геракла б сюда с монтировкой
и Ноя с дождем - на потом..."
В тон
ему пешеходные иды:
"Аллею бы Семирамиде
над анусом стока сваять,
когда вдругорядь
висячее что-то замутит..."

Втекла неОрнелла неМутти
Харону под грудь...
"Ну, первою будь...
Шопена тебе или Басту?.."

Качается месяц серпасто
и просит подать молоток.
Шок?
Да ладно, не звезд же огарки...

Со зрением что-то у гарпий
по осени после шести:
то Стикс, то шестки и шесты...

окт. 2019

Оттого, что тут появляется и река мертвых, и гарпии и сам Харон, мир становится только страшнее и неуютнее. Но это еще не конец света, это только предвестие его. Ловлю себя на том, что это описание  для Москвы подходит очень точно, хотя Элли пишет вероятно о своем граде, но вот  окунешься  в Метро, выйдешь на Смоленской или Арбате и все то же самое перед глазами.

 Особенно в сумерках. И не удивительно, что написаны они в этом году. Мне кажется еще несколько лет назад мы так не жили и не чувствовали, как теперь.

А вот и тот самый  Конец света, который в предыдущем тексте только  намечался легкими штрихами и вечными образами. Элли обрекает его в форму  Сонета, виртуозно владея и формой тоже

Сонет конца
Эллионора Леончик

-Ты не уйдешь? - Конечно, не уйду!
хочу увидеть в отдаленном "после":
куда и кто по факсу будет послан;
в какую иерихонскую дуду

китаец дунет; что ответит Познер;
кто выгребет грядущего гряду;
и кто в каком насытится году
халявной кровью или плотью постной;

кого сотрут, чью мантру переврут;
насколь брутален будет новый Брут,
когда на юг покажет стрелкой компас;

каким задам достанутся пинки;
и что за зверь придет поесть с руки...
А до тех пор навряд ли успокоюсь.

Она мужественно готова оставаться до конца,  здесь конечно,  отсылка к «Поэме конца» М.Цветаевой, которая у Элли превращается в  «Сонет конца».. – такая вот ирония,  такая печаль,  и желание предсказать, до чего мы уже почти докатились.

Познер и Брут в одном контексте – начало и конец, и поэт между двумя этими персонажами… И не очень понятно, какой из них страшнее, и как нам жить в их мире. Но верю, что она не уйдет...

  Специально  взяла тексты  этого года, с которыми почти не знакома, хотелось посмотреть на тот путь, который прошла Эллионора за  7 лет.

Но  последнее стихотворение , к которому обращаюсь, написано в 2009 году, 10  лет назад, еще до "Вечерних стихов"  даже, отмечаю про себя, так что в  поэтическом мире Элли нет ничего нового, увы.

И вот тут и появляется приговор роду человеческому, только вслушайтесь в то,  о чем говорит Поэт.  Уже давно говорят, что люди – это самое страшное творение   природы и богов, и такое впечатление, что каждый день и час они это и пытаются доказать.

Просто перечтите  эти строки  и подумайте о том, что могло  заставить хрупкую и очень обаятельную даму вынести  нам всем такой приговор, и ведь что самое страшное -  заслуженный, есть ли у нас что-то сказать в свое оправдание? Боюсь, что нет..

Мы одиноки, потому что монстры...
Эллионора Леончик
***
«Мы одиноки, потому что в люди
другие звери выйти не успели…»
                А.Кабанов

Мы одиноки, потому что монстры –
монстрее нас ну разве что акулы.
Не спрячешь суть нутра за шубу кунью,
за маску лисью и сопрано моськи.

Мы одиноки, потому что боги
не ведали (под кайфом), что творили:
«творенья» предпочли им гамадрила,
но тот и ныне гадит вне уборной…

Мы одиноки, потому что зверю
грудная клетка золотой дороже.
Случается, что корчим козьи рожи, –
чтоб запах одиночества развеять;

случается, кого-то приручаем,
плюсуя к отношениям ошейник…
Нас приручили нефтяные шельфы,
алмазы, газы и другие чары,

включая наркоту и караоке…
Все ложь: мы одиночество так любим,
что если даже звери выйдут в люди,
мы будем точно так же одиноки.

Вот такой вынесен нам всем приговор, и ловлю себя на мысли, что стихотворение про чертей было самым оптимистичным.

Но можно ли в том винить автора. Я чувствую, как переменились мы все за эти семь лет в худшую сторону. Если бы кто-то мне сказал, что я испытаю удовлетворение от того, что в тюрьме  зэки убили очередного  убийцу ребенка или  когда сгорел в своей машине золотой мальчик в один миг. Вопрос был только один, а что стало с котом, потому что вместе с ним  раскатывался кот, и вот котика жалко, а его нет.

Вот примерно о том же, но поэтично, ярко и образно говорит и Элли и не ее вина, а наша беда в том, что мы страшнее всех зверей.
Но жизнь продолжается, пока мы живы, чем черт не шутит, а вдруг  что-то переменится.

Жду каждого текста от автора, который не станет лгать, притворяться  и лицемерить. Расскажет все как есть, как он это видит и чувствует.
Такова моя любимая  Эллионора Леончик, и хорошо,  что она у нас есть