Суворовцы в Альпах 29

Серафим Григорьев -3
предыдущая глава: http://www.proza.ru/2019/11/16/84




               
                А н д е р м а т т


   Швейцария, сентябрь 1998 год.

   Впервые за многие годы, после революционеров, русские гастролеры чувствуют себя как дома в Швейцарии. Просторные светлые казармы в Альпах, душ, завтрак, поездки в шикарном автобусе «Scania», участие в военных маневрах с реальной стрельбой и полетами истребителей Ф-18 «Хорнет», обеды, ланч в ресторанах и прием мэра по вечерам. Подробности как-нибудь впоследствии. И все это благодаря нашим прославленным предкам. Как выражаются юные суворовцы, Павел I «затер тему» легендарного перехода Александра Суворова через Альпы.
   - Андерматт олицетворяет р у с с к о-ш в е й ц а р с к у ю боевую славу! – мудро заворачивает мэр деревни Фердинанд Мухайм.
   Тогда, в 1998 году, провелись реставрационные работы, стоимость которых составляла 250 000 франков, часть которой выплатил неизвестный российский предприниматель. Окупаемость превзошла все ожидания.
   Четырехэтажный дом — низ из камня, остальное из дерева, красиво раскрашен по местным обычаям. У входа солидная металлическая доска с надписью по-немецки: «Здесь останавливался генералиссимус Суво¬ров 25 сентября 1799 г.» В самом здании замечательная краеведческая экспозиция, рассказывающая об истории этого края, геологическом строении его недр, о горных вершинах и долинах, животном и растительном мире. Вот уже несколько лет его директором и одновременно экскурсоводом является симпатичная молодая женщина Мэри Русси. Родилась она не в этих краях, но вышла замуж за жителя Андерматта и стала со временем большим знатоком и патриотом этих мест.
   Госпожа Русси ведет нас на третий этаж дома, где находятся комнаты, в которых останавливался Суворов. Тщательно отреставрированные деревянные двери и панели стен, резной низенький потолок — не выше 1,9 м — все конца XVIII в. Мебель тоже той поры, на изразцовой печи и полках — оловянная посуда, в окнах — цветные витражи. Светлого дерева кровать, застеленная белоснежными покрывалами, перина, взбитая подушка — все как бы ждет усталого полководца. А под окном, на маленькой площади почти ощутимо присутствие казаков охраны, бравых егерей и подтянутых офицеров-порученцев.
   Поражаюсь увиденным – тщательно сохранить все, что связано с иностранной армией?!.. Вспоминаю родной Малоярославец, в котором люди воспитаны на ненависти к французам и немцам.
   Более того, узнаю удивительную историю:
   На Пасху 1942 г. одному советскому военнопленному, бывшему студенту одесского художественного училища Петру Билану удалось бежать из концлагеря на берегу Рейна. Граница рейха и Швейцарской Конфедерации проходила по реке, здесь она еще не такая широкая, как в центральных районах Германии. Билан переплыл ее, но вода была ледяной. Совершенно обессилевшего его подобрали швейцарские граждане, а затем он был препровожден в лагерь для беглецов-военнопленных. Здесь Петр Билан познакомился с местным учителем Карлом Келлером, который на общест¬венных началах помогал в работе с интернированными. Знакомство вскоре переросло в дружбу.   
   Швейцарский друг много рассказывал Петру о событиях легендарного перехода русских войск через Альпы и однажды взял его с собой в Андерматт «на каникулы». Знакомство с местами боев, с величественным памятником русским воинам у Чертова моста, осмотр суворовского дома в Андерматте произвели на Билана сильное впечатление. В 1944 г. он был депортирован на Родину и впоследствии успешно закончил учебу на живописца. С тех пор К. Келлер и П. Билан не встречались, но память друг о друге, как выяснилось, хорошо сохранили.
   Швейцарский учитель в свое время вышел на пенсию и продолжал активно совершать горные путешествия. Осенью 1979 г. он встретил у дома Суворова в Андерматте трех советских граждан, которые оказались журналистами. Одним из них был не кто иной, как корреспондент газеты «Комсомольская правда» Василий Михайлович Песков. В завязавшемся разговоре К. Келлер упомянул и о своем давнем друге Петре Билане. Известный журналист сразу заинтересовался этой историей, засыпал Келлера вопросами, сделал несколько фотоснимков и пообещал помочь разыскать художника.
   В мае 1980 г. заметка В. Пескова была опубликована «Комсомолкой». Она вызвала широкий отклик, читателей по-настоящему взволновала история дружбы П. Билана и К. Келлера. Видный художник, каковым стал Петр Ильич Билан, проживал в это время в Киеве и случайно прочитал о себе в газете. Тут же завязалась оживленная переписка двух старых друзей. В результате в мае 1982 г. киевлянин приехал к К. Келлеру и привез с собой портрет генералиссимуса Суворова, который был передан общине Андерматта.
   
*
   Наша Русско-швейцарская дружба продолжится в ресторане "Koenige & Post", владелец которого – Алекс Реннер, дал мне повод написать о нем.

п р о д о л ж е н и е:  http://www.proza.ru/2019/11/18/213