Вещий сон или...

Валентина Колбина
   Случай этот вспоминается изредка, по случаю, когда речь заходит о старой школе и об условиях, в которых приходилось работать и учиться.  Находилась она на вершине невысокого холма далеко за деревней. Построили школу в расчёте, что учиться там будут дети из трёх близлежащих населённых пунктов, но со временем две деревни прекратили своё существование, а школьное здание так и осталось на отшибе.
   У подножия холма протекала небольшая речушка, которая весной превращалась в неуправляемый поток. Ежегодно вешнее половодье отрезало школу от села, и ученики получали дополнительные каникулы.  Случай, о котором пойдёт речь, произошёл как раз в эту пору.
 
   В тот год меня назначили директором. Это было  неожиданностью, хотя предложения возглавить коллектив поступали неоднократно. Упиралась и сопротивлялась, как могла, а тут после очередной проверки предыдущий директор был снят с должности, и на педсовете заведующий РОНО зачитал приказ о моём назначении. Что делать? Приняла все дела и начала директорствовать.
   В школе ни опытного завуча, ни завхоза, ни бухгалтера, ни кассира.  Все дела пришлось вести самой. Завуч – молодая учительница математики, училась вместе со мной.  Получение зарплаты, выдача, оформление финансовых документов, отчёты – это были цветочки. Ягодки были в конце учебного года, когда надо было ремонтировать старое здание, ежегодно латать крышу и готовить дрова в огромном количестве, заниматься обучением взрослого деревенского населения.

   Однажды, раздав зарплату, вернулась домой и только ближе к вечеру обнаружила, что в сумке нет портмоне. Кошелёк был новым, красивым и недешёвым. Не раз коллеги обращали внимание на его особенность: замочки, заклёпки, несколько отделений.
Но это было не главное. В портмоне была вся моя месячная зарплата. По тем временам – около двухсот рублей. День прошёл – найти не могу. Точно знаю, что оставила в школе, но упорно ищу дома. Наутро пришла в учительскую (директорского кабинета не было), просмотрела письменный стол, все выдвижные шкафы – нигде нет.
Начались уроки, а у меня – головная боль: неужели кто-то из коллег взял? Не было такого ни разу. Ученикам доступа в учительскую нет. Куда делся кошелёк – непонятно.
   Домашним не говорю. Я неподконтрольна, деньги дома есть, проживём. Но досада, что я – такая растяпа, мучила постоянно.

   Дня через два-три после внезапного потепления ночью пошла талая вода, и школу отрезало от деревни. Это – и каникулы, и внеочередные выходные для учителей.
Кто как, а я засыпала и просыпалась с одним вопросом: «где?»
Однажды ночью приснился сон, что портмоне лежит на моём рабочем столе в стопке журналов.
   
   Действительно, на столе всегда лежали журналы «Народное образование» – большого формата, иллюстрированные, хорошо оформленные, на плотной бумаге. Читала их постоянно, так как там можно было найти советы и рекомендации по любому вопросу. Тяжёлые на вес, они возвышались аккуратной стопкой.
   Если бы кто знал, как я ждала окончания этого половодья, как на всех парах бежала в школу в надежде, что сон мой сбудется.
   Подошла к столу, провела рукой…  сбылся мой сон. Кошелёк, действительно, лежал  между журналами.

   Что это было? Вещий сон или на подсознании отложилось, что я его случайно положила именно туда. Об этом тогда и не думала. Главное, месячная зарплата осталась в целости и сохранности.
   Прошло уже более сорока лет. А память иногда возвращает в то время.
Пишут, что сон, как результат деятельности подсознания, может дать нам полезный совет, подсказать, предупредить о чём-то неприятном. Выходит, что мне подсказал.