Я был в Рейхстаге!..

Леонид Игнатенко
     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге...».

     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


                *  *  *

     «Десять дней по дорогам памяти»

                *  *  *

     В мае 2020-го Западная Европа отметила 75-ю годовщину со дня окончания Второй Мировой войны. Жители европейских стран попытались в очередной раз взглянуть на прошлое, осмыслить уроки трагедии, ее причины и следствия. Полагаю, что и нам, потомкам победителей нацизма (мой отец был тяжело ранен в январе 1945-го под Кёнигсбергом и вернулся домой 20-летним инвалидом!), чьи отцы, деды и прадеды были обожжены жестоким пламенем той войны гораздо больше западных европейцев, негоже было оставаться в стороне.

     Вот почему осенью 2019-го я принял предложение одной из известных студий неигрового кино сняться в документальном фильме « #АзбукаПобеды: От Бреста до Рейхстага», посвященном 75-летию Победы – в несложной роли «паломника», совершающего хождение по памятным для каждого нормального человека местам – в Белоруссии, Польше и Германии, а также в качестве консультанта по автографам Победы в Рейхстаге.   

     Мой герой постоянно в движении – он все время куда-то идет и едет по известному только ему (и режиссеру!) маршруту, конечная цель которого станет известной лишь в конце фильма. Он посетил Брестскую крепость, увидел остатки бывшего «Варшавского гетто», побывал на месте бывшей «фабрики смерти» - концлагеря Майданек, а потом уехал в Берлин.

                *  *  *

     «Забудьте о камере!»

                *  *  *

     Аэропорт в Белоруссии, куда я прибыл, запомнился мне первыми уроками актерского мастерства, элементам которого пришлось учиться буквально на ходу. Режиссер заставил меня несколько раз подняться по эскалатору и произнести на выходе одну и ту же фразу: «Вот я в Минске! Отсюда начинается мое путешествие!».
     С пятого, кажется, дубля получилось что-то приемлемое для дальнейшего монтажа в фильме.
 
     - В камеру не смотрите! Она для вас не существует! Оператор для вас тоже не существует! Вы ведете себя естественно, как в жизни!» - продолжал режиссер.
     - А почему вы не возьмете профессионального актера?
     - В этом и заключается отличие документального кино от художественного! Мы снимаем только реальные события и реальных людей. А профессионального киноактера зритель сразу «раскусит», и такой фильм ему будет неинтересным!
 
     Так я стал «актером» в документальном фильме, где сыграл самого себя, идущего в кадре по городам и весям европейских стран, по тем местам, где 75 лет тому назад пролегли фронтовые пути-дороги воинов многонациональной Красной Армии.
     Но всякая дорога где-нибудь заканчивается. Моя закончилась в центре Берлина – в Рейхстаге…

                *  *  *

     «Брестская крепость»

                *  *  *

     В Брестскую крепость мы прибыли теплым солнечным осенним утром. О героической обороне Брестской крепости, одной из первых принявшей на себя удар в первые часы 22 июня 1941 г., известно, что гарнизон в первоначальном составе девять тысяч человек более месяца держал оборону в полном окружении войск немецкой армии численностью около семнадцати тысяч человек. Имеются сведения, что последние очаги сопротивления были уничтожены лишь в конце августа, перед приездом в крепость Гитлера. Чтобы ликвидировать последних защитников, был отдан приказ затопить подвалы крепости водой из реки.

     В 1971 г. на ее территории был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Чтобы увековечить подвиг защитников крепости, большая часть сооружений и по сей день сохраняется в виде руин. Композиционным центром комплекса является главный монумент «Мужество» - бюст воина и штык-обелиск. На обратной стороне монумента барельефы отображают отдельные эпизоды обороны крепости. Рядом установлена трибуна и трехъярусный некрополь, где захоронены останки 850 человек, а на мемориальных плитах выгравированы имена 224 бойцов.

     По словам экскурсоводов, в Брестской крепости есть привидения. Территория крепости, а особенно ее подземелья – сплошная аномальная зона. Здесь часто видят силуэты людей, слышат голоса, детский плач. Однако, призраки эти безобидные. Они появляются, и исчезает, никого не трогая.

     Сами белорусы называют крепость одним из семи чудес Беларуси – всемирно известный мемориал стал символом стойкости советских солдат во время Второй Мировой войны.

     Вечная память павшим за Родину!

     Почтив память павших воинов минутой молчания, мы продолжили наш путь...

                *  *  *

     «Фабрика смерти Майданек»

                *  *  *

     Одно из самых жутких мест на Земле, способное вызвать содрогание, находится в Польше, на окраине города Люблин. Это польский «Государственный музей Майданек» - первый мемориальный музей на месте бывшего гитлеровского концентрационного лагеря. Место малоприятное, малопосещаемое туристами, и довольно специфическое.

     Майданек – второй по величине гитлеровский концентрационный лагерь в Европе. Он был создан по приказу Гиммлера осенью 1941 г. В невыносимых условиях на постройке лагеря работали около двух тысяч советских военнопленных, которые в дальнейшем стали его первыми жертвами.

     Первоначально концлагерь был рассчитан на 20 – 50 тысяч заключенных, но впоследствии был расширен, после чего мог принять до 250 тысяч человек.

     Основными узниками Майданека были советские военнопленные, прибывавшие в большом количестве. Их также привозили сюда и из других концлагерей – таких, как Заксенхаузен, Дахау, Освенцим, Флёссенбург, Бухенвальд и др. Лагерь изначально носил название концентрационного лагеря войск СС «Люблин», и только 16 февраля 1943 г. он был официально превращен в лагерь смерти. Для массовых убийств заключенных применялись газовые камеры, а их тела сжигали в крематории.

     Массовое уничтожение людей началось осенью 1942 года. Тогда для этой цели немцы стали использовать ядовитый газ «Циклон Б». Майданек – один  из двух лагерей смерти Третьего рейха, где использовался этот газ (второй – Освенцим). Первый крематорий для сожжения тел узников был запущен во второй половине 1942 года (на 2 печи), второй – в сентябре 1943 года (на 5 печей). В экспозиции Государственного музея Майданек приводятся данные о погибших.
     Всего в лагере побывало около 150 000 узников. Умерщвлено около 80 000, из них евреев – 60 000.

     Наличие большого количества воронья, которое, похоже, осталось в этом месте еще с тех времен, лишь усиливает ощущение гиблого места. Майданек мы покидали с тяжелым чувством. Такое не должно повториться! Никогда!

                *  *  *

     «Варшавское гетто»

                *  *  *

     Я много читал про оккупацию Варшавы гитлеровскими войсками, и вот теперь увидел все своими глазами. Согласно нацистским указам, все еврейское население оккупированной Варшавы подлежало переселению в гетто – особый район города, из которого нельзя было свободно выйти. Несколько кварталов города оградили колючей проволокой – в здания внутри периметра согнали евреев со всего города. В дальнейшем их из гетто развозили в вагонах по лагерям смерти.

     Для подавления здравых голосов, протестующих против гетто, нацисты выдумывали всевозможные пропагандистские легенды, объяснявшие «рациональность» такого подхода для обывателей. В Варшаве распускали слухи о том, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, а изоляция их в гетто полезна для всех, в том числе и для самих евреев. В трамваях, курсировавших по центру города, нацисты расклеивали плакаты, изображавшие «грязных жидов», разжигая массовую истерию у обывателей, многие из которых стали бояться подавать руку вчерашним друзьям.

     В ужасных условиях гетто ютились около 440 тысяч человек – около 40% от тогдашнего населения города. Почти все евреи были отправлены из гетто в концлагеря, а небольшая их часть, оставшаяся в живых к 1943 г., подняла в героическое восстание – люди  сражаясь против немецких самоходных орудий и элитных боевых частей войск СС с пистолетами и бутылками с зажигательной смесью. Об этом жителям Варшавы напоминает памятник павшим в той неравной борьбе.

     В стерильной и сверкающей огнями реклам современной Варшаве очень трудно представить, что все эти страшные вещи происходили прямо здесь, в двух шагах от стеклянных небоскребов «Варшава сити». Но забывать такое недопустимо!

                *  *  *

     «Берлин»

                *  *  *

     Осенняя Германия, и ее столица Берлин встретили нас холодной, дождливой и неприветливой погодой. Этот европейский мегаполис не приспособлен для приема случайных, или малообеспеченных людей – пища, тепло и уют здесь дорого стоят. Разумеется, мое путешествие, и все расходы с ним связанные, оплачивались, и я не ощущал каких-либо неудобств, но длительное проживание в гостиницах даже немецкому обывателю не по карману. Гостиницы и рестораны, которых в городе великое множество, явно рассчитаны на людей, приносящих прибыль – на туристов! Отсюда и цены!

     Программа нашего пятидневного пребывания в самом Берлине включала знакомство с городом, с памятниками воинам, павшим при штурме Берлина в 1945 г., посещение выставок современного искусства в стиле модерн, съемки всевозможных достопримечательностей современного города.

     Конечно же, я с особым волнением ожидал посещения конечной цели моего путешествия – массивного серого каменного колосса с государственными флагами Германии по углам, именуемого Рейхстагом, запланированного через день после приезда. Здесь во время реконструкции здания в 1995 – 1999 гг. для работы парламента новой, уже объединенной в единое целое Германии (Бундестага) на внутренних стенах здания были обнаружены более 700 автографов Победы – индивидуальных и коллективных победных надписей воинов Красной Армии, начертанных ими в 1945 г., после окончания Второй Мировой войны в Европе.

     К этим надписям я имею самое прямое отношение – за семь лет напряженной работы мне удалось впервые идентифицировать, т.е. установить персональное авторство более 200 из них, о чем 9 мая 2019 г. на весь мир сообщила немецкая международная телерадиокампания  Deutsche Welle (DW). Вот почему у меня не возникло препятствий с получением пропуска в Рейхстаг – действующего государственного учреждения, даже несмотря на то, что там в эти дни проходила сессия Бундестага.

                *  *  *

     «Рейхстаг»

                *  *  *

     Пропуск, и все необходимые разрешительные документы для производства фото- и киносъемок в самом Рейхстаге были подготовлены и согласованы задолго до нашего визита, поэтому никаких сложностей на входе в здание не возникло. Сдав паспорта, и получив взамен жетоны, мы оказались в величественном массивном ретро-здании с современной евро-начинкой, т.е. внутренней инфраструктурой – лифтами, окнами, массивным куполом из стекла и металла.

     Меня же, в первую очередь, интересовали сохраненные автографы Победы – надписи на стенах из 1945-го года.

     И я увидел их! Освещенные тусклым светом на чистых мраморных стенах (во время реставрации стены и надписи были очищены, а затем покрыты прозрачным защитным слоем), победные надписи вызывали удивительный эффект незримого присутствия их авторов. Там же, на уровне Пленарного зала, в нише С, слева, я увидел и хорошо знакомую мне надпись: «Здесь были связисты майора Лихненко. Кавказ – Сочи – Варшава – Берлин – Эльба», оставленную офицерами 245-го отдельного линейного батальона связи, в котором заместителем командира батальона по строевой части был Семен Куцин – отец нынешнего генерального директора Никопольского завода ферросплавов Владимира Куцина.

     Во время пребывания в Рейхстаге мне удалось познакомиться и побеседовать (на английском) с депутатом Бундестага Sevim Dagdelen (женщина) – членом Комитета по иностранным делам. Я рассказал ей об итогах проделанной мною научно-исследовательской работы. В конце беседы она сказала: «-Я приглашаю Вас на конференцию, посвященную 75-летию окончания Второй Мировой в Европе, которая состоится в 2020 г.».

     Для меня это приглашение было неожиданным, и приятным одновременно – это означало признание результатов моей работы немецким политиком (к сожалению, из-за вспышки эпидемии COVID-19 конференция не состоялась – авт.).

                *  *  *

     «Карин Феликс»

                *  *  *

     Судьба подарила мне встречу с замечательным человеком – немецкой исследовательницей надписей в Рейхстаге Карин Феликс.

     Разумеется, заочно я уже был хорошо знаком с результатами научно-исследовательской работы, которую провела на рубеже ХХ-го и ХХІ-го веков референт Службы Бундестага по работе с посетителями Карин Феликс.

     В 2018 г. в Германии была издана ее книга «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018), которая является результатом более, чем 10-летнего подвижнического, за счет личного времени, научно-исследовательского труда автора. По сути, это первый в мире фото-каталог, который позволяет быстро найти в огромном здании каждую, даже самую мелкую надпись. Без такого каталога поиск необходимых надписей в действующем государственном учреждении был бы весьма затруднительным, или вообще невозможным.

     Однако, он не дает ответа на основной вопрос – кто конкретно был автором той или иной надписи? Эту часть задачи выполняют результаты моей работы по персональной идентификации сохраненных в Рейхстаге надписей, которые я разместил в интернете (Вы находитесь именно на этих страницах интернет-сайта, уважаемый читатель!).

     Взаимодополняющие результаты нашей научно-исследовательской работы привели, в итоге, к созданию в интернете комплексной «Системы идентификации и позиционирования советских граффити в Рейхстаге», или, (на английском): «The Identification and Positioning System of the Soviet Graffiti in the Reichstag», которая уже доказала свою эффективность.

     Если набрать в интернете минимальные биографические данные воевавшего и дошедшего до Берлина предка, или земляка – фамилию, имя и отчество, интернет-система, в случае наличия сохраненного в Рейхстаге автографа, сработает и проинформирует о данном факте («высветив» соответствующую интернет-страницу из моих научно-публицистических рассказов), одновременно указывая точное местоположение надписи.

     Таким образом, результаты наших многолетних научных исследований, проведенных независимо друг от друга, являются «двумя сторонами той же медали» и будут актуальны, пока будут существовать сами надписи.

     Автографы солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, армий союзников, поставивших победную точку в военных действиях в Европе в 1945 г., навсегда останутся в истории Рейхстага и Мировой истории символом, олицетворением и свидетельством совместного подвига народов мира во имя победы над величайшим злом в истории человечества – нацизмом. Это единственный в своем роде памятник освободителям Европы от нацизма, спонтанно созданный самими же освободителями.

     Сохраненные в Рейхстаге надписи являются достоянием не только Рейхстага, но и всей человеческой цивилизации! Современная Германия хорошо осознает свою историческую миссию и ответственность перед другими народами, и не пытается от нее уйти. Доказательством служит сохранение в стране артефактов, напоминающих о нацистском периоде истории Германии, как предостережение для нынешнего и будущих поколений – это часть сегодняшней немецкой культуры и идентичности.

     К этому же относится и сохранение для потомков нескольких сотен исторических победных надписей на стенах здания Рейхстага, значительную часть из которых мне удалось идентифицировать.

     Об истории появления автографов Победы на стенах Рейхстага, о фронтовых и послевоенных судьбах значительной части авторов надписей повествуется в моих последующих рассказах.

     *  *  *

     На фото: 18.10.2019 г. Берлин, Рейхстаг. Встреча и беседа с немецкой коллегой Карин Феликс, в ходе которой я сообщил ей о завершении работы над моей книгой «Автографы на стенах Рейхстага» (См. статью «О книге «Автографы на стенах Рейхстага»: http://www.proza.ru/2020/02/23/1988).

     *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     С видеоматериалами документального YouTube-сериала (семь коротких видеороликов) и их суммарной, полной версией 55-минутного документального фильма, созданного по итогам киноэкспедиции, в съемках которой я принял участие в качестве консультанта по надписям воинов Красной Армии в Рейхстаге, и одного из героев фильма, можно ознакомиться, введя в поисковое окно YouTube полное название фильма:

     #АзбукаПобеды: От Бреста до Рейхстага (К 75-летию Дня Победы).

     ! Просмотр полной версии фильма и знакомство с книгой «Автографы на стенах Рейхстага» возможны также по ссылке в интернете: https://elibrary.com.ua/Leonid_IGNATENKO


     2019 - 2021 гг.

     Для ознакомления с данными о воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .