Осознание красоты не спасет мир

Елена Плюснина
Когда-то очень давно в молодые годы, обучаясь в институте им. Герцена, преподаватели одной из дисциплин, рассказали нам, студентам, что проводился такой эксперимент. Детям полутора-двух лет предлагали выбрать одну из двух картинок. Изображения давались безобразные и красивые. Было установлено, что все дети тянулись к красивым изображениям. Был сделан вывод, что чувство красоты дается человеку с рождения. Каждый человек чувствует, что красиво, а что безобразно. Если же это чувство красоты утратилось, то может быть в социуме, в окружении ребенка что-то было неправильно организовано, раз чувство красоты «потерялось»?
В научных кругах появилось другое убеждение: «Осознание красоты спасет мир». Возможно ли осознание красоты без чувства, без ощущения?

Однажды, занимаясь с внучкой, мы решили нарисовать бабочек. Причем делали это не по какому-то заранее заданному плану, а на экспромте.  Я спрашивала, какую ты хочешь выбрать краску?  Она выбирала, наносила яркие пятна на половинку листа, затем выбирала другую краску, опять наносила яркие пятна. Затем листок складывался пополам и получался второй такой же отпечаток. Мы считали, что это будут крылья бабочек. Само занятие было привлекательно своей неожиданностью. Мы заранее не знали, что получится. Предполагалось, что во время складывания листа, краски перемешаются и от этого эффект неожиданности возрастёт. Маленьким детям это обычно очень нравится.

Однако на этом занятии, что-то пошло не так, то ли краски не те подбирались, то ли смешение красок не удалось, но бабочки получились не такие красивые и интересные, как хотелось бы.  Чтобы не огорчать внучку, мы закончили рисунки, пририсовав туловища и головки. Повесили их, как всегда, на стенку, чтобы потом показать маме.
Но мне не давало покоя смутное ощущение, что нельзя назвать этих бабочек красивыми. Видимо выбор красок отражает внутреннее состояние человека и, может быть, я незаметно оказала влияние на внучкин выбор, а у меня в тот день могло быть не очень хорошее настроение, оно и отразилось в красках.

Потом, когда пришла мама, она, конечно, ничего плохого не сказала про эти рисунки. Вечером они с дочкой нарисовали еще одну бабочку. Она по цветовому решению была совсем другой – другое настроение передавалось цветом: празднично-радостное. А наши утренние бабочки, если их оценить с точки зрения переданного настроения были какие-то сумбурные, взбудораженные и, конечно, некрасивые, если под красотой понимать нечто благородно-сгармонизированное, ласкающее глаз.
Другой пример. Увлеклась правополушарным рисованием. Некоторые свои работы мне особенно нравились. Они долго могли висеть на стене и не надоедали мне. И вот когда осталось три рисунка, с которыми мне не хотелось расставаться, мне вдруг пришло в голову проверить, а соблюдается ли в них пропорция золотого сечения.
 Общеизвестно, что «золотое сечение» – это закон о пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей.  Искусствоведы, а затем психологи установили, что подобное соотношение длин в живописи и архитектуре воспринимается человеком наиболее благоприятно, вызывает чувство спокойствия и уверенности. Оно производит впечатление чего-то устойчивого и закрепленного в самом себе, завершенности, целостности объекта или вещи.

Измерила. Во всех картинах примерная пропорция золотого сечения присутствует! Для меня это было просто открытием! Я ведь рисовала без всякой линейки, ничего не измеряла, просто рисовала, как хотелось, опираясь на внутреннее ощущение.
Картинки мои – это просто учебный материал, я рисовала по видеоролику – мастер-классу. Их ни в коем случае нельзя назвать никакими шедеврами, но красивыми их назвать можно. Они другим могут нравиться или не нравиться. Но … «что такое красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?» (стих. Заболоцкого) Здесь уместно вспомнить притчу Н.Рериха о мастере-художнике (см.приложение)

А теперь представьте себе, что в мастер-классе всем предлагалось бы рисовать с линейкой и постоянно все измерять, т.е. вносить это золотое сечение в рисунок. Тогда была бы гарантия, что рисунок получится красивым? Никакой гарантии! Потому что рисунок – это, кроме ощущения математической пропорции – это передача внутреннего настроения и настроение это передается различным сочетанием красок. Вот почему и простые бабочки могут не получиться.

Отсюда вытекает вопрос: может быть постоянное стремление к поиску красоты, то есть к поиску своего внутреннего гармоничного состояния спасет мир?
Спрашивается, а зачем его искать, если оно от природы дано?
Если вести рассуждение, начиная не от взрослых людей, которые выходят в жизнь со множеством личных проблем, а начать с новорожденных…

Каким приходит на этот свет младенец?
Из множества разных гипотез выберем такую: младенец – существо совершенное.
Тогда логично предположить, что несовершенным он становится:
А) в несовершенном социуме,
Б) в общении с несовершенными родителями,
В) в несозданных условиях для раскрытия потенциала и для взаиморазвития человека с человеком.

Следует вывод о том, что «дети (как совершенные существа и с учетом «постфигуративной» культуры) спасут мир», (но любое обобщенное высказывание требует конкретизации) при условии, что:
А) взрослые будут стремиться к честному самопознанию и к работе над улучшением своих собственных свойств («Развиваемся вместе с детьми»),
Б) есть понимание того, что от каждого человека зависит улучшение ситуации в мире (через обретение себя и взаимопомощь другим).
И такой известный девиз как «для себя, для других, для всех», когда у взрослого человека станет воплощаться в единстве, тогда можно утверждать, что выбран правильный путь развития и взаиморазвития.
Теперь о возможных ошибках при выполнении этих рассуждений («хотели как лучше…») …

Например, есть теории свободного воспитания, когда провозглашается, что «ребенок должен быть в центре педагогической системы». Но любая крайность имеет свою оборотную сторону. Если не видеть и не учитывать влияния семьи, влияния социального окружения, и, наконец, ситуации в стране, где живет ребенок, то сам ребенок без разумного взаимодействия со взрослым – не справится. Он постепенно приобретет массу отрицательных свойств и качеств от родителей и социума и может забыть о своем предназначении (не осознать его).

Как гармонизировать процесс обучения? Как сделать человеческое сознание гармоничным, если оно таковым не является?
Н.Б. Покровский (ЛиК, 2006), описывая общую схему формирования сознания будущего человека, выделяет три последовательных периода. Среди них: установление этических норм («протоэтика»). Определение этих норм требовало такого критерия, который был бы наиболее понятен большинству участников общения. Таким критерием могло быть только чувство гармонии, которое наш предок естественным образом воспринимал у самой Природы. Но гармония – это один из важнейших аспектов эстетики. Это вторая важнейшая категория духовного мира человека. Успешное взаимодействие двух этих категорий позволило появиться возможности прогнозирования жизни, что связано с логическим мышлением. Так возникла последняя категория духовного мира – Рацио, способность рационального мышления.

Итак, чувство гармонии, чувство ритмов Природы лежит в доснове «протоэтики» и рационального мышления. Если принять эту теорию за основу, то, как должно измениться обучение? Если до сих пор дидактика постулировала принцип «теоретические знания впереди практики», то вышеописанная теория подтверждает принцип «умения впереди знаний», который выдвинут в развивающем обучении (можно пояснить: умения на основе чувства гармонии и рационального мышления).

Гармонизирующая составляющая в образовании тесным образом связана с гуманитарными науками, о чем убедительно писал В.П. Зинченко: «…уместно вспомнить старые термины: «человековедение» и «человекознание». Человековедение – особая сфера, в создании которой на равных принимают участие наука, культура, искусство, практика, понимаемые в самом широком смысле. Именно человековедение должно учить нас культуре изучения человека, обращения с ним. Оно обеспечивает культурный и этический контекст, вне которого не могут полноценно развиваться науки о человеке, да и все другие науки, которые сейчас, по словам лауреата Нобелевской премии И.Р. Пригожина, должны стать гуманитарными, то есть иметь своей мерой человека. Вне этого контекста невозможны гуманитарные техники и психотехники (медицинские, психотерапевтические, педагогические, эргономические, социальные, коммуникативные, даже идеологические).

И беда, когда педагогика, медицина, психология, социология, эргономика выпадают из этого контекста. Это же относится и к обществоведению, которое не может развиваться без человековедения».

Если подумать об образовательной ситуации в России, то уже можно говорить о том, что зародилась национальная идея, которая во главу угла ставит культурное развитие общества, с соблюдением основ Конституции. (при условии, что два документа - Основы государственной культурной политики и Конституция - не будут находиться в противоречии друг с другом) «Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям ядра национальной самобытности». «Принципами государственной культурной политики являются: – территориальное и социальное равенство граждан…» [1].
 
Подчеркнем – социальное равенство граждан прописано в культурной политике государства. Без этого - вырастить человека с чувством собственного достоинства и самостоятельного мышления – невозможно.

Приложение.
Н. Рерих. 1906
Старинный совет.
В одной старинной итальянской рукописи, кажется, пятнадцатого столетия, - начальные страницы и все украшения книги были вырваны благородною рукою любителя библиотек, - простодушно рассказывается о том, как пришел ученик к учителю-живописцу Сано ди Пьетро за советом о своей картине.
Учитель трудился над спешной работой и не мог прийти на зов ученика, начавшего самостоятельно картину «Поклонение волхвов» для небольшой сельской церкви Сиенского округа.
Учитель сказал:
-Мой милый,  я дал слово настоятелю Монтефалько не покидать  своего  дома.  Пока  не  закончу заказанное  им «Коронование Пресвятой Девы». Но скажи, в чем сомнения твои. Я боюсь, не слишком ли долго проработал ты у меня,  что теряешься теперь перед своею работой.
-Почтенный учитель, - сказал ученик, - картина моя сложна, и трудно мне сочетать отдельные части ее.  Как лучше писать темную оливковую рощу на красноватом утесе, вдали.  Видны ли  там  стволы деревьев,  и  насколько отчетлив рисунок листвы?
-Мой милый, пиши так, как нужно тебе.
-Плащ Богородицы полон золотого рисунка. Лучше ли перебить его мелкими складками или навести рисунок в больших плоскостях?
-Сделай его так, как нужно тебе.
-Почтенный учитель, ты слишком занят превосходною работой своей, я лучше помолчу до времени ближайшего отдыха.
 -Мой милый, я не думаю отдыхать скоро, а тебе нельзя терять время, если в картине твоей так много неоконченного. Я все слышу и отвечаю тебе, хотя с некоторым удивлением.
-Головы воинов, сопровождавших царей, многочисленны; найти ли для них общую линию или дать каждую голову и из частей получить абрис, толпы?
-Просто делай так, как тебе нужно.
-Я сделал кусты на дальних полях и полосами струи реки, но захотелось дать их отчетливо, как только иногда видит свежий глаз. Захотелось в воде увидеть волны и челнок на них, и даже весло в руках гребца. Но ведь это вдали?
-Нет ничего проще; сделай так, как нужно.
-Мне приходит мысль, не сделать ли на ягнятах волокна шерсти. Положим, они почти не видны, но вспомни, какие шелковистые, мягкие пряди лежат на ягнятах, так и хочется сделать их тонкою кистью, но в общей картине они почти не видны.
-Делай их так, как нужно.
 -Учитель, я не вижу в ответах твоих совета моему делу. Я знаю, что все должно быть так, как нужно, но как нужно - затемнилось у меня сейчас.
-Скажи, ставил ли тебе какие-нибудь условия работы отец Джиованни?
 -Кроме срока, никаких условий. Он сказал: Бенвенуто, напиши  хорошее  изображение:  «Поклонение  трех  волхвов Пресвятому Младенцу», и я заплачу тебе десять дукатов из монастырских сумм. Потом назначил срок работы и размеры доски. Но во время работы являлись мне разные мысли от желания сделать лучшее изображение. И к тебе, учитель, по-прежнему обратился я за добрым советом.  Скажи,  что значит «как нужно»?
-Как нужно, значит, все должно быть так, как хорошо.
-Но как же так, как хорошо?
-Несчастный, непонятливый Бенвенуто, о чем мы всегда с тобой говорили? Какое слово часто повторял я тебе? Так, как хорошо, может значить лишь одно - так, как красиво.
-А как красиво?
 -Бенвенуто, выйди за двери и иди к сапожнику Габакуку и скажи: возьми меня мять кожи, я не знаю, что такое «красиво». А ко мне не ходи и лучше не трогай работы своей.
 -После этой истории в рукописи идет сообщение о рецептах варки оливкового масла и об употреблении косточек оливы. Затем еще рассказ о пизанском гражданине Чирилли Кода, погребенном заживо. Но два последних рассказа для нас интереса не представляют.

Литература.
1. Основы государственной культурной политики. Электронный ресурс.
2. Плюснина Е.М. Закон взаиморазвития // Личность и культура №4 – 2011. - C.100 http://www.proza.ru/2015/08/31/1565
3. Плюснина Е.М. Осмысленное чтение. Новая технология обучения: учеб.-метод. пособие. – СПб. : Гамма, изд. второе, доп.,  2013. – 100 с., сайт: http://mpk-song.ru/
4. Плюснина Е.М. Искусство глубинного чтения // Синтез в образовании: развитие, воспитание, обучение: Материалы науч.-метод. cеминара 2 марта 2000 г., – СПб., 2000. – С. 21-24.  http://www.proza.ru/2015/09/06/1768
5. Проект 808  https://www.youtube.com/watch?v=YxnwxkCC8JI
6. Плюснина Е. М., Рысев Ю. В. О гармонизирующей составляющей обучения/Личность и культура №3 – 2009. - C.52-56