Семья, православие, работа, любовь и убийство

Евгений Радомысельский
Иллюстрация: Альфред Ретель "Немезида" 1837 г.
 
Весь законопослушный Петербург потрясло убийство молоденькой Анастасии Ещенко. Интернет предоставил нам краткую информацию об этой девушке: фотографии, краткие сведения о родных, образ жизни, успехи в учёбе и работе, об её влечении  к пожилому преподавателю, об их недолгой романтической любви и наконец, о страшной кончине.
 
    О том, какая это была замечательная девушка мы можем судить по её фотографиям, где она представлена просто красавицей, усидчивой и строгой  аспиранткой, участницей исторической реконструкции в форме наполеоновского улана (а'ля Надежда Дурова, прототип Шурочки Азаровой из знаменитого фильма Э.Рязанова «Гусарская баллада»). Об этом говорят её родные и знакомые.
 
    Вот воспоминания Жени Лукьяновой,  студентки, жившей с Анастасией в одной комнате в общежитии.
   «Анастасия Ещенко была моим другом. Мы жили в одной комнате общежития два года, с 2014 по 2016. Она была не просто умной – она во всём докапывалась до сути, умела ухватить тонкое и неявное, а применимо это умение в случае с Настей было не только в истории: я советовалась с ней по поводу магистерской в области лингвистики, она прекрасно разбиралась в живописи, любила театр, балет, поэзию, музыку, фотографию. Она была очень сильной, одухотворённой и усидчивой. Она любила Россию и могла бы сделать для нее так много! Что важнее – Настя умела по-настоящему сопереживать; остро, при этом трезво реагировала на любую несправедливость по отношению к людям. Знала бы она о том, что по вине Соколова погиб человек и могли погибнуть другие, а он, «капитан» того корабля (видимо на реконструкции), уплыл в шлюпке – может быть, была бы жива сейчас. Жила Настя по расписанию – очень рано просыпалась и работала за компьютером, готовила себе сама, радовалась, когда удавалось уложиться в 8 тысяч рублей в месяц (степендия студентки), много времени проводила в библиотеке и в архиве, по вечерам звонила родителям. Настя умела найти красоту, по-моему, в каждом. Когда она рассказывала о родителях, друзьях, преподавателях, я заслушивалась – она замечала мельчайшие добрые жесты. Она очень сильно и очень чисто любила Соколова. Поддерживала во всём, защищала, когда его обижали, и лечила, когда он болел. Скакала по камням на коне, потому что он сказал. Ради него занималась Наполеоном (она не могла без истории России начала XX века, чувствовала, что теряет себя в его интересах, со временем старалась совмещать). Рассказывала, обнимая плюшевого медведя, как они с Соколовым бултыхали ногами в Неве и как он бежал к ней, а с ноги у него слетел ботинок. Настя очень ценила разговоры с ним. Она так «летала» и так лучилась, что верилось в то же самое со стороны Соколова. Я читаю, как его оправдывают сейчас – и в людей вообще перестаю верить. Настю, как сейчас предполагает следствие, он застрелил во сне, четыре раза перезарядил обрез. Если Настя назвала кого-то ублюдком, то  это было не бытовое, а идейное. О чём здесь говорить?! Это не «оступился раз в своей долгой, честной жизни», как он выразился, слёзно выпрашивая телевизор и очки, чтобы продолжать работать. Он убил и расчленил человека. Очень хорошего человека.
   Как-то разговаривали ночью, Настя рассказывала, как зацветают яблони на Кубани - я плакала. Это было пронзительно, исполнено невероятной любви к жизни. Царствие небесное Насте и дай Бог сил её близким. Она очень любила своих родителей и брата».

   И всё–таки, хочется заметить, что молодые люди (дети), имеющие любящих родителей стараются держаться от своей семьи подальше. Плохо, когда взрослый молодой человек «садится на шею» своих родителей, но и плохо, когда он или она не посвящают их в перипетии своей жизни. Анастасия хотела быть самостоятельной – сама зарабатывала на свою жизнь. Но насколько бы лучше было для семьи Ещенко, чтобы это были бы их совместные заботы. Родители Анастасии плохо знали избранника своей дочери, и когда следователь задал им вопросы об отношениях Насти и Соколова, они ничего не могли сказать.  Её родители жили далеко, но их семья была достаточно обеспечена, чтобы чаще видеться и всё знать друг о друге.

  В интернете показали проводы и отпевание Анастасии на родине. Видимо она была крещена в детстве. Но восприняла ли она православие всем сердцем? Посвятили ли её родители в то, что есть грех? Она увлеклась педагогом, стала близкой ему. Но отдавала ли она себе отчёт, совместимо ли это с православной верой?

  Стремилась ли она к традиционным русским ценностям? Должен сказать, что у детей часто преобладает ненужная гордыня: «Я делаю так, как хочу. А раз я хочу, то это правильно!». Думаю, что это беда не только Анастасии, но и очень многих молодых людей этого времени.  Родители акцентируют внимание детей на успехи в работе, учёбе, спорте, но не на благопристойное (добропорядочное) поведение. Более того, нормативное поведение многим кажется не совместимым с карьерным успехом. Но нормативно–добропорядочное (религиозно последовательное) поведение лучше соответствует семейным традициям, чем стремительная, но авантюрная карьера. Может быть ребёнок, воспитанный в вере и добропорядочности не найдёт себе постоянную, достойную пару, но православие допускает развод. И он даже желательнее, чем воспитание детей с плохим родителем.

   Анастасия полюбила. Полюбила всем сердцем. Это прекрасно. Разделённая любовь окрыляет. Некоторые люди считают, что «Любовь слепа». Что она делает людей глупее. Но это не так. Умный остаётся умным и горячо полюбив кого-то. Анастасия любила, но видела недостатки Соколова. Когда он стал невыносимым, она решила расстаться с ним. Но это решение пришло к ней слишком поздно.  Она позвонила брату, но могла позвонить и родителям, и подруге (мобильная связь, слава Богу, позволяет).  В фильме «Большая семья» 1954 года, показано, что молодая женщина Лида, оставляя холодного мужа, обращается за сочувствием к подруге. Там же показано, что молодая девушка Тоня, полюбив пожилого заведующего клубом (который слегка похож на Соколова) и убедившись, что он плохой, резко оставляет его, со словами «Гадость. Какая это гадость». Если бы тогда она не пошла к Соколову за вещами, а обратилась бы за помощью к родителям, то она бы её на следующий день (ну максимум через день) получила. Её мама работает подполковником полиции. Она могла бы созвониться с питерскими коллегами и попросить их оказать помощь её дочери.
  Настя могла бы позвонить по телефону доверия в Санкт-Петербурге:
+7 (812) 573-21-81 или обратиться бы лично в кабинет доверия, который должен работать круглосуточно, по адресу Суворовский проспект 50/52.
В этом доме, к тому же "Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области". Но, скорее всего они отослали бы Настю в районное отделение полиции, если бы она к ним обратилась.
 
  Настя пошла за своими вещами к Соколову, не подозревая, как она рискует.  Этот шаг оказался для неё роковым.

  Не знаю, насколько серьёзная сейчас юриспруденция, чтобы адекватно наказать  преступника, но в царской России она во многом зависела от ловкости адвоката и тупости присяжных поверенных (которые отправили Катерину Маслову (роман Л.Н. Толстого «Воскресенье») на каторгу. Сейчас русский правопорядок во многом берёт основы из того времени. Вот интересный труд «Мотив убийцы. О преступниках и жертвах»  Познышева Сергея Викторовича (1870 — 1943) — выдающегося русского юриста и психолога, профессора Московского университета, Государственного Московского психоневрологического института, Тулузской академии наук.

   С.В. Познышев внес существенный вклад в развитие отечественного правоведения и отечественной юридической психологии в дореволюционный период в этой книге  Он ставит во главу понятия об ответственности человека за содеянное – возможность его выбора того или иного варианта своего поведения. Если по психо-социальным причинам у подозреваемого не было выбора, то…
 
   «Преступление предполагает вину – умысел или неосторожность, – а вина показывает, что в личности совершившего преступление есть нечто, что послужило корнем этого преступления. Проявившаяся в том или ином преступлении вина есть преходящее конкретное настроение, которое сложилось у человека под влиянием двух сил: действия на него различных событий, происходивших в окружающей среде, с одной стороны, и его психической конституции – с другой.
 
  Заключается ли преступление в том, что человек совершил нечто запрещенное уголовным законом, или не выполнил того, что уголовный закон предписывает, т. е. заключается ли оно в наказуемом содеянии или в бездействии, оно всегда есть волевой акт и, как таковой, представляет собою известную моторную реакцию на полученные индивидом впечатления. В основе этой реакции ЛЕЖИТ ВЫБОР ИЗ ПРЕДСТАВЛЯВШИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, А В ЭТОМ ВЫБОРЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВСЯ ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА С ПРИСУЩИМ ЕЙ ЗАПАСОМ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, С ЕЕ СПОСОБНОСТЬЮ ИЛИ НЕСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДВИДЕТЬ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ, С НАКОПИВШИМИСЯ У НЕЕ ВОЛЕВЫМИ НАВЫКАМИ И ТЕНДЕНЦИЯМИ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ ВИДАМ ПОВЕДЕНИЯ.

   Если же нарисовать картину таких УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИСЧЕЗАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА И ОН ФАТАЛЬНО ВЛЕЧЕТСЯ К ИЗВЕСТНОЙ ФОРМЕ РЕАКЦИИ НА ПОЛУЧЕННЫЕ ИМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ТО К ТАКИМ СЛУЧАЯМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЛАГАЕМО ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ЭТО – НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ НИКАКОЙ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

   Был ли выбор у убийцы Насти Ещенко? Если нет, то, по мнению господина С.В. Позднышева, он лишь орудие «несчастного случая, которые не могут влечь за собой никакой уголовной ответственности».

   Хочу поделиться с читателями тем, что подобная (а может быть, ещё более тяжёлая) ситуация сложилась в жизни у молодой девушки Алины в романе Алисы Лисовской   «Нарисуй меня счастливой. Натурщица» 2002 г. Там герой её романа, пожилой любовник, известный и заслуженный художник, Глеб Владимирович Разумов узнаёт об измене своей молоденькой любовницы, и в пьяном виде прогоняет её. – «Уходи немедленно. Я не хочу тебя ударить (хотя и близок к этому)». Он так себя ведёт, потому что любил Алину и помнит об этом. В последствии, он помогает ей материально. Был ли у убийце Насти Ещенко выбор? Думаю, что да.
 
    Будем надеяться на справедливое воздаяние за содеянное, и уповать на Суд Божий. Ещё раз моё соболезнование родителям и близким Анастасии Ещенко.