Соотношение неопределённостей

Борис Ровинский
               
                I
 - Как хорошо, что школы ещё  не перевели  на пятидневку - сказала молодая женщина, сняла халатик и снова скользнула под одеяло к мужу.
- Дорогой, дорогой…
- А дети уже ушли?  - спросил мужчина, лет на десять старше.
- Да. Я их уже покормила и выпроводила.
- Ну,  тогда…

              - Уфффф...  Только я не это имела ввиду.
- Не это? А я что имею то и …
- Ты что,  забыл какой сегодня день.
- Ничего я не забыл. Сюрприз тебя уже ждёт не дождётся.
- Я не хочу сюрприз.
- Нет? А что?
- Хочу посадить десять деревьев вдоль лужайки,  перед нашими окнами.
По деревцу в честь каждого счастливого года нашей семейной жизни.
И будем теперь так делать каждый год.
А когда мы станем старенькие, у нас вырастет  своя аллея.  И каждое дерево,  будет  для нас что  то значить  и наводить на воспоминания.
 Правда здорово?..
 Ну, что скажешь?..
 Любимый… Ну,  ты чего?
 Ну,  если это тебе не надо... - не будем ничего сажать…
 Только не молчи...
 Скажи хоть что ни будь…
  Он запустил свои сильные пальцы  в пышные чёрные волосы и прижал её голову к своей гуди.
- Какая ты умница.
Ты даже представить себе не можешь, как мне это нужно.

         - Какие вам саженцы – спросила продавщица магазина при лесопитомнике.
- Вот такие  - девушка показала рукой на витрину.
- Эти пятилетние, по пятьсот  рублей за штуку.
- Хорошо, нам десять саженцев.
- Нет, давайте все что есть – перебил её мужчина.
- Дорогой, куда столько?!   Мы только десять лет вместе...
 Или ты тысячу лет жить собираешься?
- А остальные,  высадите пожалуйста за речкой, вон на том холме – попросил мужчина.
 Можете такое сделать?
- Можем… -  неопределённо пожала плечами девушка. – Но…
- Я выпишу открытый чек.  Сумму проставите сами,  сколько посчитаете нужным.
- Вот вам за десять саженцев наличные, а это чек за всё остальное.
 Девушка взяла чек и ещё раз взглянула на странного покупателя.
- Только работу начнём, после того, как деньги упадут на наш счёт.
- Это само собой...
- Я прошу прощения... – обратился к супругам мужчина в строгом чёрном костюме.
- О Господи – закатила глаза к небесам хозяйка шикарной чёрной шевелюры – я так и знала.
     Незнакомец отвёл её мужа в сторону и прикрыл свой рот рукой.
- Скажи ему что сегодня твой выходной день – накинулась она на мужа, когда тот вернулся.
- Дорогая, там трубу прорвало.
- Что,  кроме тебя починить некому?
- Так это на моём участке случилось…   Я не на долго.
А ты пока место для деревьев подбери.

               
                II

- Ммммммм – застонал вернувшийся с того света.
- Потерпи милок,  тут недалече, совсем чуток – услышал зэк скрипучий, старческий голос.
 - Кто ты?  Куда ты меня тащишь?  - невнятно бормотал он  распухшими от побоев  губами.
- Тебе сейчас  помолчать бы…  Не бойся, я худого не сделаю.
- Я ничего не вижу.
- И не надо. Глаза часто брешут. Иногда, чтобы разглядеть истину, нужно шибко зажмуриться.
- Да куда уж шибче? Итак,  чуть не жмурнул. Если б не ты…
- Это  собаке моей спасибо скажи.  Она тебя под снегом учуяла.
- А с глазами что?
- Заплыли.  Тебя, чай, сапогами по голове били.
- По чём только меня не били...  Ну ничего, я всех запомнил. И кто с воли меня заказал,  тоже знаю...
- Не переживай, оттек спадёт, прозреешь. Может по новому на свою жизнь посмотришь.

- Ну, это вряд ли...
 Ааааааааааааа……………………………………………
…………………………………………………….
- Потерпи милок. Знаю, что  больно.
- Ты что ж,  кипятком меня поливаешь?
- Это вода талая.  Обморожения у тебя сильные.
- Огнём ноги жжёёёёт…
- Это хорошо.
Кабы не жгло, пришлось бы  рубить. Иначе  “Антонов огонь” ...
- Что?
- Гангрена, заражение крови.
- А ты кто?  Что в тайге делаешь?
- Заимка у меня тут охотничья.
    Ну, вот и ладно...  Слава Богу обошлось. Скоро плясать будешь.
- С удовольствием...
  На могилах моих врагов. Никого не пощажу.
- Окстись! Не для этого тебе Господь жизнь сохранил.
- Какой Господь? Ты Его видел?
- Не видел. Кто я, Моисей, чтобы Он передо мной являлся.
- А чего тогда в сказки веришь?
- А я и не верю. Я знаю, что Бог есть.  Верит тот, кто не знает.
 Вот и  верят кто во что горазд...   
 Одни в Иисус, другие в Аллаха...
 Или как ты, верят, что Бога нет вовсе.
 Да и шут бы с ней, с  верой этой...
 Кабы, столько кровушки из-за неё не пролили, почём зря...
  Ладно, ты поспи, а я пойду силки проверю. Может кабанчика подстрелю?   
Тебе теперь много кушать надо, чтобы на ноги встать.
- Не уходи. Не оставляй меня одного.
- Тебе здесь нечего бояться.
Твои “дружки” тебя уже похоронили.
Конвойные ночью в тайгу не сунутся...
А к утру всё так заметёт, что ни одна собака след не унюхает.


                III

   От запаха жареного мяса у зэка свело скулы, а в желудке начались судорожные спазмы.
 Он попытался приподняться, но от боли чуть не потерял сознание.
- А оклемался? Лежи,  куда? – остановил его старик.
- У тебя половина рёбер сломано и обе ключицы. Я тебя сейчас покормлю...
   Алексей вгрызался зубами в сочное мясо и стонал от наслаждения.
- Не спеши, никто у тебя не отнимет.
 Сквозь узенькие щели припухших век, вернувшийся с того света впервые разглядел своего ангела спасителя.
  Это был крепкий старик с белой бородой и длинными чёрными волосами, сильно побитыми сединой.
 После лагерной баланды,  Алексей прямо обалдел  от каллорийной еды, как от наркотиков.
- Закурить бы сейчас, дед...
- Махорку будешь.
  Старик скрутил козью ножку, прикурил и вставил зеку в разбитые губы.
- У меня  от героина никогда такого прихода не было – прошептал Алексей,  выпуская густой дым из хрипящих, отбитых сапогами солагерников, лёгких.
- Спасибо  старик.  Если выживу  – зэк снова втянул в себя со свистом дым, как  прорванные меха.
- Если выживу, отблагодарю.  По царски  отблаго… - сон сморил его на полуслове.
- Бога благодари –  сказал старик и затушил окурок гостья о свою заскорузлую ладонь.


  Алексей проснулся от шума чайника,  закипающего на печке - буржуйке.
Правая рука, как плеть свисала с топчана и лежала на чём то мягком и пушистом.
 Он потрепал собаку по голове и бархатным ушам.
- А,  уже подружились... Горазд же ты спать, поди цельные сутки...  – улыбнулся хозяин таёжных апартаментов,  вернувшийся в избу с охапкой дров.
 - Давай ка я тебя оботру и переодену...
 Бросив лагерные лохмотья в печку, старик принялся готовить завтрак.
- Слышь, дед, а как твоего Бога зовут.
- А я по чём знаю? Он мне не представлялся.
- Чё и погоняла не знаешь? С чего тогда взял, что Он есть.
- Так вокруг творения Его.
- Лес что ли?
- И лес тоже Его творение.
- Лес сам по себе растёт.
- Ты поверишь, что яблоневый сад, сам по себе растёт.
- Нет.  За ним уход нужен.
- Правильно. Ты знаешь, что его садовник посадил и ухаживает за ним.  Иначе бурьяном зарастёт и плодоносить перестанет.
Вот и лес, не сам по себе растёт. Он тысячи лет простоял  и ещё столько же стоять будет...
Если такие, как ты не повырубают.
- Я не по своей воле лес валил.
- Да нет, милок, по своей... Ты по своей воле по этой дороге пошёл. А тюрьма для бандита - это только вопрос времени.
- Чего тогда помогаешь мне?
- Хочу тебя, с дорожки то этой, столкнуть...
- Ну, это вряд ли.
- Не зарекайся милок. Время покажет...

               
                IV

  Алексей лежал в глубоком снегу, напрочь забыв  о существовании времени.
 Солнечные лучи, пробиваясь сквозь заснеженные кроны  вековых сосен,  сверкали всеми цветами радуги и рисовали на белом полотнище причудливые узоры.
- Эй, ты чего, яйца  себе отморозить хочешь? Вертайся давай – крикнул старик из окошка сруба небольшой баньки.
- Ложись на скамью – старый охотник снял с раскалённых булыжников дубовые веники и принялся хлестать зека с обеих рук…
- Ууууфффф...     Не могу больше, пощади дед... – взмолился Алексей.
- Ладно  - старик набрал деревянное ведро ледяной воды и окатил его с ног до головы.
- Ооооххх...
Просто вода, а какой кайф...
- Вода - это самое замечательное творение Господа.
- Опять ты за своё, дед…
Какое творение?
 Вода - это аш два о.
- Вона как…  Аж два “О”?
-А ты узоры на окнах  в избе  видел?  А снежинки в детстве  разглядывал?
 А лёд...  Зимой на речке кирпичи нарезал, в ледник сложил, сеном накрыл и до глубокой осени, продукты хранить можно.
 А реки, а моря, океаны...
Говорят,  сам человек, на семьдесят процентов из воды состоит.
 Аж два “О”...
- Ты что дед, в школу не ходил? Аш два о – это формула молекулы воду, два атома водорода и один кислорода.
- Ходил, да не доходил, работать пошёл - жрать нечего было...
Чему учат в школе этой?
- Знаниям...
- Кому нужны знания,  без осознания?
- Осознания чего?
- Того что каждый человек не сам по себе. Кому худое сделаешь к тебе же и вернётся.
 Люди  как листья на одном дереве.
Все от одного корня питаются, одним воздухом дышут, одну воду пьют. Засохнет корень – все  листья погибнут.
Ни один не выживет,  как бы высоко он не рос...
- Ладно, давай дед ложись,  теперь я тебя отхлестаю.
- Чёт притомился я, айда вечерять и спать.
Завтра с рассветом  на охоту пойдём…

После сытного ужина, Алексей с наслаждением вдыхал забористый дым самосада и выпускал тоненькой струйкой.
 - А не скучно тебе тут одному,  дед – нежданный гость окинул взглядом убогое жилище освещаемое керосиновой лампой.
- Ни телевизора, ни радио, ни интернета... Даже книг нету.
- Есть одна – старик открыл комод и достал толстенную книгу в твёрдом переплёте.
- Докторская диссертация называется.
- Квантовая механика – прочитал Алексей.
- Соотношение неопределённостей Гейзенберга.
Откуда у тебя это?
- Это мой внук написал, а потом защищаться начал.
- Ну и что, защитился?
- Защитился видать, если не посадили. Но я эту книгу,  на всякий случай на заимке прячу. Вдруг одумаются и с обыском придут.
- Так, посмотрим, что тут пишется – Алексей открыл первую страничку и начал читать в слух.
- Соотношение неопределённостей Гейзенберга, устанавливает предел точности одновременного определения пары характеризующих систему квантовых наблюдаемых, описываемых некоммутирующими операторами (например, координаты и импульса, тока и напряжения, электрического и магнитного полей).
То есть,  чем точнее определяется энергия элементарной частицы(электрона), тем неопределённее будут её координаты( если погрешность измерения импульса будет стремиться к нулю, погрешность определения её  координат будет стремиться к бесконечности).
Полная хрень.
- Я тоже ничего не понял, кроме одного.
- Чего.
- Почему люди рубят сук на котором сидят.
- Ну и почему?
- Из-за неопределённости отношений между людьми.
 Если ты прокурором стал - то сам не воруй.
 Если милиционер - не разбойничай.
 Если егерь - лес охраняй, не браконьерничай.
 Если поп - то сам заповеди не нарушай.
 Если женился -  по бабам перестань бегать.
- А сам то ты, дед, не уж то ни разу налево не сходил.
- Никогда!
  Я же клятву давал - ... и в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас.
 Перед всем честным народом, перед своими родителями...
 Три года назад, вот этой самой рукой глаза ей закрыл.
   Старик внимательно посмотрел на свою мозолистую, в чёрных трещинах ладонь и на его глаза навернулись слёзы.
   
    Проснулся Алексей от воя собаки, когда солнце уже взошло.
- Ты чего воешь? А дед гд...
 Эй дед, ты чего...
 Дед! Дед!....

                V

- Где этот чёртов переговорщик,  орал в трубку руководитель операцией по освобождению заложников.
Что на подлёте?
Откуда он летит?
У нас что,  своих переговорщиков мало?
Да плевать мне, что он лучший.
Без трупов всё равно уже не обойтись, и чем больше мы тянем резину...
- Товарищ полковник, он уже здесь – доложил командир группы захвата.
 - Наконец то…
Руководитель выбежал в подъезд, где с переговорщика уже стягивали рубашку.
- Так, ленточный микрофон в воротнике рубашки, бронежилет стилизован под свитер.
 Там на всех окнах опущены жалюзи, но нам это не мешает.
Твоя задача подвести главаря к любому окну и упасть на пол.
Остальное  тебя не касается, это наша работа.
- Я не стану надевать бронежилет – переговорщик отстранил рукой девушку с тяжёлой кольчугой.
- Что значит не стану, что значит не стану?! – завизжал полковник.
Будешь  делать то, что я сказал?
- Ну это вряд ли  - усмехнулся переговорщик и пошёл к выходу.
По дороге он сорвал с себя рубашку с микрофоном и вышел из подъезда голым по пояс.
Остановившись напротив дома, где засели преступники,  захватившие целую семью в заложники,  переговорщик поднял обе руки вверх и повернулся на триста шестьдесят градусов.
- Я без оружия – разнеслось эхом в каменном колодце опустевшего двора.
- Группа захвата в квартире над вами.
   К окнам не подходить, снайперы на крыше дома напротив.
 Переговорщик опустил руки, и засунул  в карманы облегающих джинс.
- Отчиняйте калитку, пацаны.
  Разговор есть.