Практические аспекты инкубата, тезисы

Марина Николаевна Орлова
Тезисы доклада, конференция: XIV СВЯТО-ТРОИЦКИЕ ЕЖЕГОДНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, 28 – 31 мая 2014 г.

***

Августин Блаженный, трактуя слова книги Бытия «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2), пишет: «А что ангелы являлись людям в таких телах, что их можно не только видеть, но и касаться, об этом свидетельствует Писание с полной несомненностью. Существует весьма распространённая молва, … что сильваны и фавны, которых в просторечии называют инкубами, часто являются сладострастниками и стремятся вступать и вступают с [людьми] в связь» [1, с. 96]. Представление об инкубах, распространённое во времена Августина, существовало в Европе как минимум до начала 19 в.

Рассмотрим следующие вопросы:  природа инкубата, материальность инкубов, возможность зачатия от инкуба. Каждый из них решался разными авторами по-своему.
 
Касательно природы этого явления мнения были таковы:

1) Случаи инкубата – это видения, обусловленные физиологией (например, давлением крови на сердце или мозг). Такого мнения придерживались, в частности, Гильом из Конша (1080–1154), Пасхалий (12 в.), псевдо-Августин (13 в.).

2) Демоны реальны, но бестелесны, и физические контакты с ними невозможны. Такова позиция канона Episcopi (10 в.), врача А. Паре (16 в.) и аббата О. Кальме (18 в.).

3) Физические контакты с инкубами реальны.

В последнем случае исследователи предлагали несколько вариантов:

1. Инкубы – это разумные животные, известные как фавны, нимфы и т.п. Такая точка зрения была высказана в книгах «О демониалитете и бестиалитете инкубов и суккубов» францисканца Л.-М. Синистрари (17 в.) и «The Magus» Ф. Барретта (19 в.).

2. Это демоны, которые создают себе тело из воздуха. Так считали Я. Шпренгер и Г. Инститорис, авторы «Молота ведьм» (15 в.).

3. Это демоны, которые оживляют мёртвое человеческое тело. Такое мнение высказал Ф.-М. Гваццо в «Compendium Maleficarum» (17 в.).

Представление Августина Блаженного об инкубах относится, скорее всего, к первой категории, хотя из его дальнейших слов можно сделать вывод о возможности сексуальных отношений «дочерей человеческих» также и с падшими ангелами. Августин допускает физическую возможность подобной связи, хотя сомневается, что воздушная природа демонов позволяет им испытывать необходимую для этого похоть.

Что касается возможности зачатия от инкуба, то некоторые исследователи (например, Н. Реми) считали всех демонов стерильными. Это значит, что беременность их жертв была мнимой, и во время родов демон просто подкладывал украденного где-либо ребёнка.

В противоположность этому, многие авторы считали, что существует возможность зачатия и рождения ребёнка от инкуба. Если считать, что инкубы представляют собой разновидность животных, то это естественным образом предполагает возможность зачатия. Что касается двух других вариантов обеспечения инкубами собственной телесности, то считалось, что демоны могут применять различные уловки для того, чтобы обеспечить зачатие. Например, они могли получить человеческое семя, посетив предварительно мужчину (в облике женщины), или могли собрать семя животных. В этом случае отцовство принадлежало тому мужчине, семя которого использовалось для оплодотворения. Так считали авторы «Молота ведьм», ссылаясь на авторитет Фомы Аквинского.

Подводя итоги, можно сказать, что, хотя инкубат был популярной темой в церковных и светских трудах, не существовало общепринятых представлений о природе этого явления и его отдельных аспектов. 

Список литературы:

1) Аврелий Августин. О граде Божием. – СПб, Киев: Алетейя, УЦИММ-Пресс, 1998.
2) Амфитеатров А. В. Дьявол / Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. – М.: Изд. центр МП «ВНК»: Фирма «Баркс», 1992. – 840 с.
3) Бергер Е. Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врождённых аномалий) // Средние века. Вып. 65. – М.: Наука, 2004. С. 147–165.
4) Демонология эпохи Возрождения, XVI – XVII вв. – М.: РОССПЭН, 1996. – 464 с.
5) Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии: Энциклопедия. – М. : Локид, 1996. – 560 с.
6) Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. – Саранск: Саран. фил. СП "Норд", 1991. – 352с.