Историческое развитие представлений об инкубате

Марина Николаевна Орлова
Историческое развитие представлений об инкубате (IV – XIX вв.)

***

Опубликовано: Acta Eruditorum, 2015, выпуск 19

***
В ветхозаветной книге Бытия есть следующий эпизод:
1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. <…>
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. (Быт.6:1–4)

В трактате «О граде Божием» Августин Блаженный относительно приведённого отрывка высказал следующее мнение:

А что ангелы являлись людям в таких телах, что их можно было не только видеть, но и касаться, об этом свидетельствует Писание с полной несомненностью. Существует весьма распространённая молва, и многие утверждают, что испытали сами или слышали от тех, которые испытали и в правдивости которых нельзя сомневаться, что сильваны и фавны, которых в просторечии называют инкубами, часто являются сладострастникам и стремятся вступать и вступают с ними в связь <…> Тем не менее, на основании этого я не решусь дать какого-нибудь определённого заключения относительно того, могут ли какие-либо духи, имеющие тела из воздушной стихии … испытывать такого рода похоть, чтобы вступать так или иначе в связь с женщинами, ощутительную для последних. Но что касается святых ангелов Божиих, то я никогда не поверю, чтобы они могли в то время так пасть [1, т. 2, с. 96–97].

Итогом размышлений Августина становится вывод, что в указанном отрывке под «сынами Божьими» нужно понимать сынов Сифа, а под «дочерьми человеческими» – дочерей Каина.

Из рассуждения Августина очевидно, что фавнов-инкубов и воздушных ангелов он считает разными существами с различной природой. В последующие века многие исследователи не поддерживали подобного разделения, и лишь некоторые считали инкубов некоей разновидностью живых существ, а не духов (напр. Л.-М. Синистрари). Что касается природы демонов, то Августин приводит две известные ему точки зрения: или демоны суть бестелесные духи, или они, «как полагают учёные люди, имеют своего рода тела из этого сгущенного и текучего воздуха, ощущение которого получается, когда дует ветер» [1, т. 2, с. 468].

В 787 г. Второй Никейский собор постановил, что ангелы и демоны имеют неуловимое по своей природе тело из воздуха и огня. Однако в 1215 г. Четвёртый Латеранский собор утвердил мнение, что ангелы и демоны суть существа исключительно духовные и никакого тела не имеют [8, с. 28].

«Епископский канон» (Canon Episcopi), текст X века, призывает священнослужителей очистить Святую Церковь, а именно – выявлять и изгонять из рядов паствы тех, кто занимается колдовством и магией. При этом указывается, что следует отрицать фантазии некоторых женщин, «соблазнённых внушением и нашёптыванием демонов» будто они по ночам «скачут на каких-то животных с Дианой, языческой богиней» [Цит. по: 7, с. 37]. Канон поясняет, что Сатана морочит людям головы и внушает иллюзии, будто «кроме единого Бога, существуют какие-то другие божественные существа» [Там же], чего быть не может. Таким образом, «тот, кто верит чему-нибудь подобному, является отступником от веры» [Там же]. Что касается злых духов, то канон утверждает, что они не способны реально создавать или изменять вещи, а могут только внушать людям иллюзии, в том числе принимая видимость «разнообразных существ».

В XII в. знакомство с античными источниками, в том числе медицинскими, вызвало к жизни научные теории сна. Одним из первых мыслителей на этом поприще был Гильом из Конша (1080–1154). Он разделял сны, внушённые внешними силами (видения от Бога), и сны, вызванные физиологическими причинами. Основывавшиеся на его учении глоссы XII в. трактуют инкуба как «давление передних клеток мозга на задние, когда спящий лежит навзничь, или давление печени, желчного пузыря и желудка на сердце, когда спящий лежит на левом боку … сужение кровеносных сосудов и сгущение паров вокруг сердца, либо крови вокруг сердца, расстройство мозга парами, либо как общий переизбыток крови» [9, с. 255]. Пасхалий в «Книге тайного сокровища» (1135 г.) пишет, что причины кошмаров лежат в «страстях тела»,то есть болезнях или неуровновешенном характере спящего, а мнимые посещения инкубов обусловлены давлением крови на сердце или мозг [9, с. 258]. В XIII в. псевдо-Августин пишет в своём трактате «О духе и душе»: «К этому же роду < призрак visum> относится и эпиалт, который, как полагает распространенное убеждение, овладевает спящими, а они, придавленные его весом, ощущают тяжесть. Что это, если не некое парообразование, поднимающееся от желудка или от сердца к мозгу и подавляющее его душевную силу?» [Цит. по: 9, с. 258].

В работах, посвящённых проблемам демонологии, указывается, что большое влияние на представления об инкубах оказал Фома Аквинский (XIII в.) следующими словами: «Однако если иногда после сношений с демонами рождаются дети, то это не благодаря тому, что семя выпускается ими из тел, которые они приняли, но через семя, взятое для этой цели у мужчины, когда тот же самый демон, который вёл себя как суккуб для мужчины, становился инкубом для женщины» («Summa Theologica») [Цит. по: 10, статья «Инкуб»].

В «Сумме теологии» Фома касается вопросов пола при рассмотрении проблемы первородного греха. «Порча первородного греха» передаётся через «акт порождения» [14, с. 445], при этом инструмент передачи – семя, а «движущей причиной греха является чувственное удовольствие» [14, с. 442]. Грех передаётся ребёнку от отца, поскольку именно отец даёт «активное начало порождения», в то время как мать «обеспечивает материю» [14, с. 429]. В первую очередь «зараза первородного греха» касается «порождающей способности, вожделеющей способности и чувства осязания» [14, с. 445].

Что касается демонов («злых ангелов»), то Фома полагает, что они не творят чудеса в строгом смысле слова, однако можно говорить о чудесах «в широком смысле», подразумевая всё, что «превосходит человеческие возможности и опыт» [13, с. 494]. Такие «демонские дела» производят впечатление чудес, при этом они вполне реальны. Однако следует иметь в виду, что демоны ограничены пределами естественных сил природы. Если силами природы нельзя превратить человека в животное или оживить умершего, то и демоны этого сделать не могут. Тем не менее, они способны создавать видимость подобных чудес двумя путями: или воздействуя на воображение и телесные чувства человека, или создавая из воздуха тело любой формы и вида. Таким образом, демоны являются людям, восприняв вид тела, созданного ими из воздуха.

Фома указывает, что демоны представляют собой исключительно духовные субстанции, поэтому ошибочно мнение «платоников», приведённое Августином, будто «демоны являются “животными с воздушным телом и подверженной страстям душой”» [13, с. 510]. Отсутствие какого бы то ни было тела означает также, что демоны не подвержены действию «низших тел»: планет, камней, трав и т.п. [13, с. 511].
В XV в. появились два важных источника сведений об инкубате: булла Иннокентия VIII «Summis desiderantes affectibus» (1484 г.) и «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum», 1468 г.) авторства Якова Шпренгера и Генриха Крамера (Инститориса). Эти документы, посвящённые проблеме колдовства, полагают обязательной характеристикой ведьмы связь с инкубом.

Булла «Summis desiderantes affectibus» приводит перечень колдовских деяний жителей Германии. В этом перечне первым пунктом указывается, что «очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами» [7, с. 60]. После инкубата идут другие деяния в следующем порядке: эти лица причиняют преждевременные роды; насылают порчу на приплод животных и плоды растений; насылают порчу на людей, домашних животных и земли с различными насаждениями; мучают болями; препятствуют зачатию детей и вообще лишают людей способности исполнять супружеский долг. Лишь в самом конце списка появляется обвинение в том, что «сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры» [Там же].

«Молот ведьм», имея определённую связь с папской буллой, также первым делом разбирает вопрос о том, возможно ли инкубам порождать детей. Из дальнейшего текста можно узнать, что ведьмы способны «препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению» [15, с. 132]; могут предупреждать зачатие во чреве матери, производить аборты, убивать новорождённых или тайно посвящать их дьяволу; задерживать производящую силу во всей природе; и даже лишать мужчин детородных органов.

Можно заметить, сколь большое значение церковь придавала тем аспектам колдовской деятельности, которые связаны с сексуальной стороной жизни. При этом внимание церкви обращено на два момента: нарушение нормальной сексуальной жизни (инкубат, невозможность супружеского общения) и нарушение воспроизводства (препятствие зачатию, преждевременные роды, порча приплода животных и плодов растений).
В целом «Молот ведьм» посвящён борьбе с «колдовской ересью», отличительными признаками которой являются «договоры с нечистой силой» и «наибольшая степень злобы» [15, с. 95]. Для распространения этой ереси ведьмы «оскорбительно отрицают католическую веру, продают самих себя с телом и душой, передают дьяволу ещё некрещённых детей и имеют плотские сношения с инкубами и суккубами» [15, с. 95], при этом два последних пункта наиболее действенны. Ведьмы, предающиеся демонам, отдаются им и душой, и телом.

Поскольку ангелы изначально делятся на три группы – высшие, средние и низшие, то и после падения они сохраняют такой порядок. Сексуальными контактами с людьми занимаются наиболее опустившиеся демоны низшего порядка, «так как и среди людских поступков подобные мерзости считались бы самыми низкими и отвратительными» [15, с. 106]. Причина превращения обычных демонов в инкубов и суккубов «лежит не в чувстве наслаждения» (поскольку они духи и, видимо, не способны чувствовать наслаждение), а «в том, что они через порок сладострастия портят и человеческую душу, и тело, и этим делают свои жертвы восприимчивее ко всем другим порокам» [15, с. 101]. Авторы «Молота ведьм» указывают, что в книге Бытия 6.1–4 под «сынами Божьими» следует понимать «неких демонов».

В отличие от Августина, Шпренгер и Инститорис считают демонов-инкубов и фавнов (сатиров и т.п.) одними и тем же существами. Авторы «Молота ведьм» полагают, что нижеследующие свидетельства разных авторов относятся к одному и тому же явлению:

1. «лешие и фавны, которых в народе называют инкубами» Августина;

2. «полевые духи», т. е. «лешие… являющиеся особой разновидностью демонов и называющиеся инкубами или сатирами» (глосса к Исаии);

3. те «лешие», которые «известны у греков под названием “Пан”, а у римлян “инкуба”» (глосса Григория Великого), название которых происходит от «incubare, т.е. заниматься блудом» (Исидор Севильский);

4. ангелы, о которых писал апостол Павел: «Женщина должна носить покрывало на голове для ангелов» [15, с. 100].

Эти демоны создают себе тело, соединяя воздушную форму с элементами земли для уплотнения, после чего собирают семя у мужчин, посещая их в облике суккуба или инкуба (при этом последнее «настолько скверно», что смущает даже демонов), а затем в мужском обличье оплодотворяют этим семенем женщин. Рождённые в результате этого акта дети являются детьми того мужчины, у которого было получено семя. Кроме того, демоны собирают семя животных «для зачатий других творений» [15, с. 102]. Что касается производительных сил, то семя, полученное в результате «плотского сношения», более действенно, чем собранное после поллюции [15, с. 201].

Дети, рождённые в результате инкубата, отличаются высоким ростом и сильным телом. Это объясняется тем, что демоны, зная скрытые свойства мужского семени, оплодотворяемой женщины и благоприятных созвездий, создают наилучшие комбинации этих компонентов. Рождённые от инкубов дети в результате этого имеют большую предрасположенность к колдовству, однако более никаких отрицательных свойств, кажется, не приобретают. Число ведьм растёт в результате демонического влияния, однако они не увеличивают свои ряды через порождение детей от демонов.

Как указывает «Молот ведьм», колдуны и инкубы существовали всегда, но разница с современным положением вещей в том, что раньше «инкубы преследовали женщин против их воли» [15, с. 198], теперь же ведьмы добровольно отдаются демонам. При этом женщины получают известное удовольствие, поскольку демоны всяческими ухищрениями могут «возбуждать немалое сладострастие» [15, с. 203].

Авторы «Молота ведьм» советуют не особо верить женским рассказам об инкубате, поскольку женщины легковерны, пугливы и склонны к фантазиям. Случается, что у женщин бывает мнимая беременность, которую они приписывают демонам [15, с. 256]. Если всё-таки свидетельства заслуживают доверия, то от инкубов могут помочь стандартные церковные средства против демонов – молитва, святая вода и т.п. Также авторы «Молота ведьм» приводят следующее мнение И. Нидера («Formicarium»):

«…девушки и мужчины могут быть освобождены от соблазнов инкубов и суккубов пятью способами:
–таинство исповеди;
–святыми упражнениями в виде положения крестного знамения и повторением молитвы “Ave Maria”;
–экзорцизмами;
–изменением местожительства;
–осторожным отлучением, произнесённым святыми людьми» [15, с. 254].

В последнем пункте отлучение должно было быть произнесено не над жертвой, как можно подумать, а над демоном. Действенность этого средства состоит в том, что жертвы демонов «находятся под юрисдикцией церкви», а служитель церкви может «освобождать души людей от наказаний чистилища и обуздывать демонов, препятствующих ему в этом» [15, с. 255]. Если против инкуба не помогает даже экзорцизм, то в этом случае следует считать соблазн наказанием за грех и, как советуют Шпренгер и Инститорис, принимать его «в терпении и покорности и искать защиты у Бога» [15, с. 256].

В конце XV–начале XVII веков отмечается всплеск общественного интереса к разным необычным явлениям. Для литературы этого периода были характерны названия вроде «Книга чудес» (авторства Юлия Обсеквента, изд. в 1552 г.) или «Необыкновенные истории» (Пьер Боэстюо, 1560 г.). Помимо описаний природных катаклизмов вроде затмений и т.п., в этих книгах много внимания уделялось и таким чудесам как рождение различных монстров:

Новорождённые о двух, трёх головах или больше; женщины, у которых рождаются поросята или ослята <…> В 1575 году арнемская листовка сообщала о странном рождении чудовищного младенца, «покрытого жесткой щетиной», который пошёл сразу после рождения и спрятался от матери под кровать. У него были рожки на голове, ноги, как у павлина, и птичьи когти. В 1565 году одна тюбингенская газета рассказала о поразительном рождении, случившемся в соседней деревне: там появился на свет ребёнок без головы и костей, с ухом на левом плече и ртом — на правом. Он был без колебаний признан порождением Сатаны и отдан палачу, который разрезал его на куски и бросил их в огонь. Однако для того, чтобы достичь полного сгорания, потребовалось невероятное количество дров и артиллерийского пороха. Некой женщине из-под города Клеве повезло больше, чем матери этого уродца: она разом произвела на свет 65 детей. В 1610 году знаменитый немецкий врач, доктор Шенк, издал мемуар, в котором рассказал о рождении «девяноста шести чудовищных существ, лишённых разума». [4, с. 180]

Судя по всему, иногда рождение подобных детей связывалось с происками дьявола, но чаще такие случаи признавались чем-то вроде Божьей кары за человеческие грехи. Как протестанты, так и католики использовали примеры странных и ужасных явлений для того, чтобы доказать греховность противоположной стороны. Кометы, многоголовые дети и драконы были одновременно наказанием и предвестием ещё больших кар, возможно даже конца света [4, с. 180-181].

Известный хирург Амбруаз Паре (ок. 1510 – 1590) в своём трактате «О монстрах» предпринял попытку представить сводные данные по различным аномалиям, которые ему известны (Ж. Делюмо указывает, что А. Паре позаимствовал большое количество описанных им случаев из «Необыкновенных историй» Боэстюо, см. [4, с.178]). Есть в этой книге и раздел по демонологии. Здесь Паре, как врача, интересует, в первую очередь, связь врождённых уродств младенцев с тем фактом, что их отцами заявлены демоны. Как врач, А. Паре заявляет, что никаких сексуальных связей людей с демонами быть не может, а если бы даже такое было возможно, то от подобной связи не могут родиться дети. Дьяволу не нужно размножаться, потому что он – дух, бессмертный и вечный. Для того чтобы познать женщину, нужно тело из плоти и крови, а у демонов такого тела нет, да и половых органов, по мнению Паре, у них нет. Равным образом и демоницы не могут родить от мужчин. Если бы даже демон захотел где-то взять семя для оплодотворения, то перенесённое семя теряет свои качества и портится. Демонологи стандартно решали эту проблему утверждением, что демоны способны перемещаться в пространстве почти мгновенно, так что семя не успеет испортиться, но Паре заявляет, что демоны не могут производить перемещения в пространстве (как, например, не может этого душа). Таким образом, отцовство дьявола не является причиной врождённых аномалий младенцев. Тем не менее, дьявол может обмануть человека, создав и видимость сношения, и видимость родов: «Они притворяются чем угодно: гвоздями, нитками, кусками дерева, змеями, часто монстрами, выходящими из женской утробы … Что касается меня, я верю, что это сношение воображаемое, происходящее от иллюзорного впечатления Сатаны» [Цит. по: 3, с. 158-159]. В главе «Об инкубах и суккубах» Паре утверждает, что инкуб – это болезнь, когда человека мучает какая-то тяжесть, особенно по ночам. Причиной этой болезни является употребление мяса и крепких вин [Там же, с. 159].

Жан Боден, известный французский писатель, автор книг по истории, политике, экономике, в 1580 г. выпустил книгу «La Demonomanie des Sorciers», которая была весьма популярна и выдержала, по меньшей мере, 23 издания. Книга любопытна тем, что, помимо цитат известных авторитетов (например, «Молота ведьм»), Боден приводит множество современных ему случаев, о которых он узнал из материалов инквизиции.

Ж. Боден сообщает о случаях многолетней сексуальной связи людей и демонов, при этом подобные истории случались и со священнослужителями. В частности, два священника десятилетиями сожительствовали с демонами-женщинами (по книге Дж. Фр. Пико делла Мирандола, 1502 г.); одна настоятельница монастыря в Кордове, опасаясь подозрений, призналась, что с 12 лет сожительствовала с неким «чёрным мавром» (1545 г.); девушка Гертруда из монастыря в Германии призналась в сексуальной связи с демоном (1565 г.) [16, с. 132-133].

По поводу ведьм Боден указывает, что они раньше всего появились в Германии и были там наиболее многочисленны. Ссылаясь на Шпренгера, Боден сообщает, что в Германии верят, будто от подобных совокуплений иногда рождаются дети, называемые Vechselkind, «подменыши», которые тяжелее нормальных, много едят, но всегда худые. «Это демоны в обличье детей, которые совокупляются со своими няньками-ведьмами» [16, с. 132], как пишет Боден.

Что касается практических аспектов взаимодействия женщин с демонами, Боден даёт стандартную картину в духе «Молота ведьм», за исключением одной детали: во французских процессах ведьмы часто сообщали о неприятных впечатлениях от полового акта, поскольку семя их партнёров было очень холодным.

Франческо-Мария Гваццо в «Compendium Maleficarum» (1608 г.) сообщает, что инкубы могут не только создавать себе тело из воздуха, но и оживлять мёртвые тела. Ребёнок от такого союза является ребёнком человека, а не демона, при этом Гваццо повторяет более ранние свидетельства, что гунны произошли от соединения фавнов с готскими ведьмами. Кроме того, Гваццо приводит сведения о существах, подобных инкубам, у других народов (Corocoton в Испанской Америке, Shaka в Японии) [17, с. 30].

Францисканец Людовико-Мария Синистрари в своей книге «О демониалитете и бестиалитете инкубов и суккубов» («De Daemonialitate et Incubis et Sucubis») (ок. сер. 80-х гг. XVII в.) предлагает различать отношения ведьм с бестелесными демонами и отношения женщин не-ведьм с инкубами. Синистрари считает инкубов разумными животными, которые обладают душой и более совершенным, чем у человека, телом.  Что это животные, аналогичные людям, он доказывает следующим образом: «Итак, у инкубов и суккубов наблюдаются действия, процессы, страсти, исходящие из чувств – значит, они обладают чувством; но чувства не могут проявляться без сложных органов, без соединения души и тела; значит, они имеют тело и душу, а следовательно, это – животные», и далее: «их действия последовательны, значит их душа разумна; итак, это разумные животные» [12, с. 221].

Один из самых любопытных аргументов Синистрари состоит в том, что иногда эти существа избирают предметом своей страсти животных (например, лошадей), а поскольку известно, что у животных нет души, подверженной вечному проклятию, значит, инкубы вовсе не стремятся погубить душу своей жертвы, а просто желают насладиться любимым существом. В целом Синистрари рисует портрет довольно симпатичных существ, которые, обладая утончёнными и довольно совершенными телами, а также более развитым, чем у человека, умом, «вероятно, живут обществом; у них могут быть различные условия достоинств и первенства; возможно, что они занимаются искусствами и науками, занимают должности, содержат войско, строят города» [12, с. 218]. Синистрари даже делает смелое предположение, что этих существ коснулась искупительная миссия Христа, хотя и непонятно, рождаются ли они в первородном грехе.

Синистрари сообщает, что инкубы невидимы для своих возлюбленных, или напоминают едва заметную тень, однако они могут создать себе и видимую оболочку. Как они это делают, Синистрари не уточняет, но он убеждён, что «оболочка инкуба не может состоять из одного сгущенного воздуха, потому что уплотнение его происходит от сжимания, то есть от холода, и тело, сформированное таким образом, при прикосновении окажется льдом; это доставляло бы неприятность женщинам, тогда как происходит обратное» [12, с. 239].

По словам Синистрари, общепринятой является точка зрения, что «дети, рожденные от инкубов, обыкновенно весьма высоки, сильны, свирепы, горды и злы», однако он не соглашается с этим мнением, так как Александр Македонский, рождённый от инкуба, был маленького роста, а такие личности как Сципион Африканский, Август, Платон «были люди превосходных качеств» [12, с. 213].

Что касается средств против инкубов, то Синистрари уверяет, что на них (в отличие от демонов, находящихся внутри одержимых) вовсе не действуют крестные знамения, святые реликвии и даже экзорцизмы. Зато он рекомендует попробовать «естественные силы»: руту, зверобой, вербену, заячий чеснок, клещевину, золототысячник, бриллиант, коралл, чёрный янтарь, яшму, кожу с головы волка или осла [12, с. 223]. Эти средства аналогичны методу, который ангел Рафаил посоветовал Товиту против демона, любившего Сарру и убивавшего всех её мужей (см. Кн. Товита 6–8).  Для спасения от демона следовало, войдя в брачный покой, зажечь курильницу с сердцем и печенью определённой рыбы. Почувствовав дым, демон «убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел». Синистрари уверяет, что ничего сверхъестественного в подобных средствах нет, поскольку инкубы имеют живое тело. Свою методику Синистрари успешно опробовал на одном диаконе из картезианского монастыря, которого преследовал суккуб.

Демонологи обычно классифицировали сексуальный контакт с инкубом как скотоложство, даже если демон имел вид человека. Синистрари выступил против этой точки зрения. Поскольку, как он считает, инкубы-животные есть высокоразвитые существа, следовательно, как раз они, вступая в отношения с людьми, занимаются скотоложством [12, с. 237]. Тем не менее, Синистрари вовсе не ратует за свободные отношения людей с инкубами, хотя само по себе это грехом не является. Поскольку мужчины и женщины не знают, что инкубы – это животные, а считают их теми демонами, с которыми совокупляются ведьмы, следовательно, они оскорбляют религию и заслуживают наказания [12, с. 239-240].

А. Я. Канторович в книге «Средневековые процессы о ведьмах» приводит несколько случаев, когда обвиняемых судили за сексуальные отношения с демонами. В 1275 г. в Тулузе была сожжена 58-летняя Лабарт, родившая от дьявола «урода с волчьей головой и змеиным хвостом» [6, с. 82]. В 1652 г. в Померании десятилетняя девочка призналась, что имеет двоих детей от дьявола и беременна третьим [Там же].

Особый интерес представляет процесс 1728 г., который вёлся «с соблюдением всех формальностей установленного законом судопроизводства» [6, с. 83], в том числе без применения пытки.  Анна-Мария Розенталь 46-ти лет из Вюртемберга была привлечена к суду по обвинению в связи с дьяволом на основании слухов о том, что она была неоднократно беременна, но детей её никто не видел. Акушерка и хирург свидетельствовали, что Розенталь ранее была беременна живым ребёнком и жаловалась, что должна будет отдать его некрещённым своему невидимому мужу, а затем её беременность исчезла. Во время ареста Розенталь снова казалась беременной, однако после исповеди признаки беременности исчезли.

Первоначально Розенталь показала, что 13 лет назад вышла замуж за Антона Нагеля, который приходит к ней невидимым и забирает новорождённых детей, которых затем разрывает на куски. Всего детей было шестеро, из них четверо погибли указанным образом. Розенталь говорила, что её муж вполне может быть злым духом, поскольку «она не могла ни чувствовать его, ни осязать, и он с нею не говорил» [6, с. 85]. В итоге под угрозой пытки подсудимая призналась, что 13 лет назад вышла замуж за некоего солдата, который являлся ей несколько раз и звал её замуж с условием отречься от Бога. Она согласилась, хотя не отреклась от Бога, и после этого «часто совершала блудодеяние с дьволом, но никогда не рожала действительных детей, а только бесформенные куски мяса» [6, с. 86].

После признаний Розенталь состоялся суд. Прокурор указывал, что, хотя доказательства малочисленны, но «согласно мнению знаменитого криминалиста Карпцова, в таких опасных преступлениях как любовная связь с дьяволом, для установления наличности corpus delicti должно считаться достаточным одно подозрение» [6, с. 88]. Защитник настаивал, что, хотя он не отрицает возможности связи с дьяволом, но все имеющиеся доказательства можно объяснить естественным образом. В связи с тем, что подсудимая не отреклась от Бога и раскаивается в своих поступках, защитник предложил наказание в виде полугодичного заключения в тюрьме. Докладчик (член Арнсбергской коллегии) в своём мотивированном приговоре напомнил слушателям, что такие авторитетные авторы как Бенедикт Карпцов и Мартин Антонио дель Рио считают возможным преступление любовной связи с дьяволом, а Карпцов полагает достаточным для установления наличности этого преступления одного признания обвиняемой и некоторых подозрений. Поскольку Розенталь с самого начала должна была догадаться о природе своего любовника, однако, несмотря на это, состояла с ним в связи 13 лет, докладчик предложил сжечь её живьём. Содокладчик (член той же коллегии) предложил оказать подсудимой снисхождение и назначить смягчённую меру наказания, а именно сожжение после предварительного обезглавливания. 20 сентября 1728 г. суд приговорил подсудимую к «засуженному ей наказанию – отрублению головы и последующему сожжению её тела на страх и пример другим» [Цит. по: 6, с. 90].

Итак, в XVIII веке вера в инкубов не сдавала своих позиций. Папа Бенедикт XIV (Папа с 1740 по 1758 гг.) в «De Seworum Dei Beatidcatione», говоря о «сынах Божьих» из книги Бытия, пояснил: «В данном отрывке говорится о дьяволах, называемых инкубами и суккубами, …хотя почти все исследователи допускают сношения с ними, некоторые авторы отрицают, что от них может произойти потомство. … Другие же, допуская, что сношение возможно, утверждают, что могут быть и дети, и заявляют, что так действительно и происходит, хотя и неким новым и необычным способом, не известным обычному человеку» [Цит. по: 10, статья «Сексуальные сношения с дьяволом»].

В 1746 г. вышел «Трактат о явлениях ангелов, демонов и духов» аббата-бенедиктинца Огюстена Кальме. В «Трактате» автор выступил против распространённого скептического взгляда на существование злых духов, настаивая, что подобное мнение противоречит взгляду Церкви. По мнению Кальме, падшие ангелы реальны, однако бестелестны и ни в какой мере не способны иметь физические контакты с людьми. В главе «Удивительное действие воображения в мужчинах и женщинах, которые думали, будто имеют общение телесное с злыми духами» Кальме обосновывает подобные представления следующими причинами: невежество людей; воображение, распалённое физическим одиночеством; сознательный обман как языческих жрецов, так и средневековых монахов и обычных проказников; помешательство. Случай спасения женщины от инкуба, описанный в житии святого Брендана, Кальме объясняет тем, что торжественная церемония изгнания благотворно повлияла на расстроенное воображение женщины. Ранее «Молот ведьм» оценивал этот случай совершенно иначе, а именно как пример действенности церковного отлучения для защиты от инкубов [15, с. 255].

О. Кальме сообщает, что «это поверье существует ещё и теперь в захолустьях» [5, с. 99]. Автор лично слышал о двух подобных случаях. В первом случае некая горничная уверовала, что к ней приходит злой дух и имеет с ней «преступные связи», при этом её хозяка не усомнилась в этих рассказах. Девушка призналась священнику, который заклял духа, и тот прекратил свои визиты. Интересно, что сам священник объяснил дело с сугубо рациональных позиций: молодая полнокровная девушка спала в душном помещении, а перед сном предавалась мечтам о замужестве.

Второй случай оказался сложнее. Некоего священника призвали к молодой вдове, которую по ночам посещал покойный муж. Когда священник стал убеждать вдову, «что это всё вздор, что это болезнь, развившаяся вследствие сильной тоски по умершем муже» [5, с. 100], она и её родные предъявили подарки, которые оставлял покойник. Священник пришёл в замешательство, начал грозить вдове епитимией и «произнёс на умершего проклятие». Кроме священника вдова обратилась к «бабам», которые посоветовали ей оригинальный способ отпугивания духа: во время его визита нужно доставать из пазухи и бросать в огонь конопляные зерна под видом вшей. Этот метод оказал воздействие на «мужа», который начал ругаться, грозил забрать свои подарки, а женщину убить. Когда же вдова потеряла сознание от духоты, призрак, действительно, забрал все подарки, но второпях зацепился за гвоздь в стене. Через пару дней по порванному платью и разбитому виску в призраке опознали местного конторщика, который давно симпатизировал молодой женщине. Вдова, постоянно думая о муже, спросонок приняла конторщика под своим окном за покойного супруга, чем тот и воспользовался. Кроме того, большую роль сыграли подарки мнимого призрака, которые женщине весьма нравились [5, с. 100-101].

В этих двух историях показательна вера, с которой обычные люди, особенно женщины, принимали факт ночных посещений духа. В то же время священники отнеслись к возможности подобных визитов скептически и объяснили их естественными причинами. На этой позиции стоит и Кальме, который сожалеет, что средневековые «инквизиторы не могли сообразить того, что духи, как такие, по самой природе своей, не имеют возможности телесно сообщаться с людьми» [5, с. 102].

В начале XX века А. В. Амфитеатров писал: «По словам Делассю, во Франции ещё недавно совсем не редкостью было встретить спирита, серьёзно мечтающего о прелестях Семирамиды, Клеопатры… И обратно, сентиментальные дамы мечтали о материализации любимых своих поэтов или исторических героев» [2, с. 171], а «в Париже конца XIX века слагались целые женские клубы» [2, с. 176] в ожидании инфернального супруга.

Большую известность получила одна из французских организаций такого рода – церковь Эжена Вентра «Кармель» (2-я половина XIX в.). После смерти Вентра в 1875 г. главой церкви стал Жозеф-Антуан Буллян (бывший католический священник), что вызвало раскол. В церкви Булляна, назвавшего себя Иоанном Крестителем, практиковались эротические обряды. Иногда члены церкви совокуплялись друг с другом, иногда вызывали для этой цели различных сверхъестественных существ.

Подобные практики, как считается, были основаны на католической идее о том, что грехопадение произошло в результате полового акта. Участники организации считали, что если это так, то и возвышение должно происходить через сексуальные отношения. В частности, можно совокупляться с высшими духами, чтобы духовно возвыситься самому, и с низшими (напр., стихийными) – чтобы помочь им возвыситься.

О случаях инкубата в XIX в. Амфитеатров приводит слова Бриера де Буамона: «В наше время сношения с Дьяволом стали гораздо реже, чем в старые времена; между сотнями женщин, подвергавшимися моему наблюдению, я ни у одной не замечал бреда этого рода. Теперь половые галлюцинации истеричек направляются на ангелов, на идеально прикрашенных воображением известных людей и очень часто на директоров лечебницы.

Однако доктор Макарио записал несколько случаев» [Цит. по: 2, с. 179]. Среди них, например, случай Маргариты Ж. 59 лет (1842 г.), которая считала, что родные не только хотят её отравить, но и натравливают на неё демонов, постоянно преследующих женщину всяческими непристойностями. По свидетельству Макарио, в первой половине XIX в. «этот вид галлюцинаций был ещё весьма распространён в деревнях глухих департаментов Франции, а Артуро Граф думает, что в Италии можно и сейчас с ними встретиться» [2, с. 180].

Список литературы:

1. Аврелий Августин (Блаженный). О граде Божием: в 2 т. – СПб, Киев: Алетейя, УЦИММ-Пресс, 1998.
2. Амфитеатров А. В. Дьявол; Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. – М.: Изд. центр МП «ВНК», Фирма «Баркс», Б. г. (1992).
3. Бергер Е. Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врождённых аномалий) // Средние века. Вып. 65. – М.: Наука, 2004. С. 147–165.
4. Делюмо Ж. Эпидемия чудовищного [ХV-XVII вв.] // Грех и страх : Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 176–183.
5. Кальме О. Трактат о Явлениях Ангелов, Демонов и Духов, а также о Привидениях и Вампирах в Венгрии, Моравии, Богемии и Силезии. С приложением оригинальных документов первых вампирических расследований. Сост. и послесл. С. Шаргородского. – Б. м.: Salamandra P.V.V., 2013.
6. Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
7. Лозинский С. Роковая книга Средневековья // Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм – Саранск: Саран. фил. СП "Норд", 1991. С. 5–72.
8. Мюшембле Р. Очерки по истории дьявола: XII-XX вв. / Пер. с фр. Е. В. Морозовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2005.
9. Петрова М. С. Классификация снов у Макробия и знание её в Средние века (Приложение: Макробий. Комментарий на «Сон Сципиона». Кн.1. Гл. 3 / Перевод и комментарий М. С. Петровой) // Средние века. Вып. 64. – М.: Наука, 2003. – С. 246–270.
10. Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии: энциклопедия. – М.: Локид, 1996.
11. Салман Ж.-М. На одного колдуна десять тысяч ведьм // История женщин на Западе: в 5 т. Т. 3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под ред. Н. Земон Дэвис и А. Фарж. – СПб.: Алетейя, 2008. – с. 461–467.
12. Синистрари Л.-М. О демониалитете и бестиалитете инкубов и суккубов // Демонология эпохи Возрождения, XVI – XVII вв. – М.: РОССПЭН, 1996. – С. 201–240.
13. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I-III. Вопросы 75–119. – Киев: Ника-Центр, 2005.
14. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 49–89. – Киев: Ника-Центр, 2008.
15. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. – Саранск: Саран. фил. СП «Норд», 1991.
16. Bodin J. On the Demon-mania of Witches / Translated by Randy A. Scott. – Toronto, Ont.: Victoria University, 1995.
17. Guazzo F. M. Compendium Maleficarum: The Montague Summers Edition / Translated by E. A. Ashwin. – London: John Rodker, 1929.