Вы ничего не сделали для развития литературы

Олег Яненагорский
Крик непризнанного гения городского масштаба

Прочитал небольшую статью Александра Молчанова «Я бездарность» о самовосприятии творческих людей и тяге их к бесконечному подтверждению гениальности со стороны ближайшего окружения или незнакомых лиц. https://www.facebook.com/profile.php?id=100009440676026  Пересказывать не буду – лучше сами посмотрите. Но вспомнился случай произошедший недавно. Три дня в Ханты-Мансийском районом суде я участвовал в сложном деле. А в это время мой телефон «обрывал» некий престарелый самодеятельный «поэт-песенник». Вежливое смс-сообщение, о том, что «я  в суде и не могу говорить», он просто и смотреть не стал. А зачем? Ему нужно срочно дозвониться, а раз так то можно трезвонить без конца, наплевав на то, что другой может быть чем-то занят. Некогда ему поступающие смс-ки смотреть… Он так позднее и заявил… "Гениям" чужого времени не жаль, они свое берегут...
«В конце-концов» я отключил телефон, хоть он и работал только в беззвучном режиме... Виброрежим тоже, знаете ли, отвлекает от сосредоточенности в судебном процессе…
Но вечером «поэт-песенник» все же «достал меня» с требованием написать предисловие к его новому сборнику. Попытался объяснить ему, что «я не поэт» и не считаю себя вправе оценивать чужое поэтическое творчество. Но «поэту-песеннику» нужно было предисловие с указанием моей должности ответственного секретаря окружной литературной организации.  Хотя, если честно сказать, не понимаю - для чего? Ну, хочется человеку издать сборник песен и стихов за свой или чужой счет – так издавай! Зачем предисловие-то для этого?
Приведу небольшую цитату из статьи А. Молчанова: «Наверное, вам случалось видеть непризнанных гениев. Их полным-полно на графоманских сайтах и в соцсетях. И кажется, что каждый из них как минимум Пушкин или Моцарт, настолько они кажутся уверенными в себе и готовы убить любого, кто покритикует их бездарные вирши или трехаккордные песенки. Но на деле за их агрессией всегда скрывается неуверенность в себе, сомнение. В глубине души они знают, что они никакие не гении и тратят всю свою силу на то, чтобы убедить в своей гениальности окружающих…».
Я написал под статьей Молчанова небольшой комментарий: «Среду художников и музыкантов знаю меньше, чем литературную... Но примеров вокруг великое множество... Старики, как дети плачут, когда их убогие стишки не признают... И даже те, кто когда-то в молодости "подавал надежды", но к старости "выписался" продолжают требовать к себе внимания и уважения как "гении всех времен и народов"... И не дай Бог "не проявить внимания", не дать грамоту, диплом или иной зримый символ почета и уважения... Или отказать в предисловии:-)…».
Этот комментарий и был вызван случаем с моим «несостоявшимся предисловием». «Поэт-песенник» убедил меня написать предисловие «как обыкновенный читатель», но с указанием должности. Каюсь, я проявил «склонность к компромиссу», и чтобы «побыстрей отвязаться», согласился на встречу, чтобы забрать текст для просмотра. Ну, и «был вознагражден», а также «наказан»… :-)
Тут надо сделать небольшое отступление для пояснения. Я предложил  автору переслать текст по электронной почте, чтобы перед сном глянуть на результаты самодеятельного творчества. Оказалось, что в электроном виде текста нет, и соответственно, электронная почта не может быть отправлена. Ненужная «склонность к компромиссам» довела до того, что я назначил встречу на следующий день в коридоре районного суда за 15 минут до начала судебного процесса. Полагал, что уж 15 минут хватит, чтобы получить текст и потом заняться делом. Предупредил, что в  суд начнется вовремя и у меня не будет времени на долгие разговоры…
Но пошло «всё не так». «Поэт-песенник», оказывается, надеялся, что я буду «обсуждать с ним каждое творение»… Но, правда, на всякий случай,  уже заготовил «мое» многостраничное предисловие к своему сборнику. Оказывается прямо из судебного коридора автор собрался бежать в типографию, чтобы рукопись сдать в набор…
Уж «скрипя зубами от злости на себя» и свою «склонность к компромиссам»  начал просматривать эту заготовку. О, Господи! Оказалось, что «мое предисловие» к «поэтическому сборнику» это «биография автора с перечнем заслуг и наград», с длинным списком профессиональных и партийных достижений «поэта-песенника» за последние 50 или 60 лет. И все это написано льстиво, крайне безграмотно с огромным количеством опечаток, ненужных повторов. И, конечно, совершенно «не моем стиле», что совершено объяснимо.
В это время судья уже заходила в зал, а следом за ней потянулись участники процесса.
«Это я подписывать не буду, поищите кого-нибудь другого», - сказал я и вернул «поэту-песеннику» его бумаги. Лицо автора перекосило от злости. Он начал кричать, что я на своем посту «ничего не сделал для развития литературы…».
Врожденная скромность тихо хихикнула – приравнивание «дела развития литературы» к  отказу в моей подписи под чужим предисловием, это «очень круто».:-)
Но даже выслушивать гневные крики автора уже не было времени… Что само по себе тоже очень возмутительно – человек пытается тебя оскорбить, а ты не слушаешь и уходишь в зал суда…
И тут в пору от частного случая перейти к обобщениям. Что делать с не выплеснутым гневом или иными отрицательными эмоциями? Это гений или талант может злость, обиду, ревность или гнев переплавить в шедевр… Но что делать бездарям?