Слабое звено

Перов Ратибор
Урок проходил в восточной цитадели замка. Наш класс был собран из фермерских семей, трудящихся на землях феодала. Войны в наших краях были частым явлением, поэтому вся молодёжь, каждую зиму, проходила обязательные для посещения уроки «выживания». Сюда входили азы первой помощи, основы чтения, знания о травах и их свойствах, картография и тому подобное.

В качестве примера для подражания, нам постоянно приводили, детей вояк и местной знати, учащихся вместе параллельно с нами. Нас было двое, кто видел в этом лишь лицемерие. Они ни чем не отличались от нас, а сынок феодала был туп как пробка. На нашей стороне было очевидное преимущество в виде грубой силы, ведь после учёбы мы до ночи помогали в родительском хлеву. Тем не менее, в глазах нашего учителя читалось нескрываемое презрение.

Темой урока, было подведение итогов за первую половину обучения. Пятьдесят вопросов были написаны на школьной доске. За пятнадцать минут урока, я смог ответить только на пять из них, у большинства товарищей дела обстояли ещё хуже. Все присутствующие уповали на чудо и оно произошло. Преподаватель попросил нас вести себя тише и выполнять работу самостоятельно, пока он сходит за забытым лекарством.

Как только дверь за учителем закрылась, мы с другом, не сговариваясь, подошли к преподавательскому столу в надежде найти подсказки. Пролистав его рабочую тетрадь, мне всё-таки повезло, и ближе к середине я наткнулся на ответы. У стола нас было двое, остальные молча за нами наблюдали, боясь наказания. Мы могли беспрепятственно списать, но это ничего бы не дало.

Выиграв битву взглядов, мой товарищ вышел в коридор. Он должен был предупредить о приближении учителя. Я в это время начал вещать ответы для всего класса. Ребята покорно писали под мою диктовку. Когда мы дошли до сорок пятого вопроса, дверь в класс со скрипом открылась.

В дверном проёме стоял преподаватель, а за ним с опущенной головой мой товарищ. Моё лицо вспыхнуло, щёки горели от стыда. Я посмотрел в глаза старика и кроме отвращения ничего не увидел. Сегодня он победил, а я потерпел своё первое поражение.

- Другого от вас я и не ожидал, - без эмоции произнёс учитель, не забыв про наказание, – Десять ударов плетью перед всей школой, каждому.

Приговор мы пережили молча, под смех параллельного класса. Боль бесследно прошла через месяц, а память о позоре длилась двадцать семь лет до сегодняшнего дня. Когда войско вернётся ослабленное с войны, в замке на тронном месте феодала они увидят меня и у них не будет выбора, кроме как преклонить предо мной колено. Организованное сегодня мной с другом крестьянское восстание показало, в чьих руках реальная сила.