Штукатуры

Вадим Светашов
                Штукатуры.

         Каждое утро я гуляю с собакой.  Посёлок у нас небольшой, поэтому гуляем там, где нам вздумается, причём маршрут выбирает собака.  Вчера пёс повёл меня по улице в сторону ж.д. остановки, сегодня по этой же улице, но в противоположную сторону – к автостанции.  Завтра может повести на речку, к роднику или в лес. Всё рядом, как говорится, в шаговой доступности. Так что я никогда не знаю, где буду завтра рано утром.
         Начало апреля, дорога уже подсохла, но по обочинам грязь, местами лужи или сырой  снег (тротуарами улица не обустроена). Пёс бежит впереди на всю длину поводка, попутно обнюхивая  всё, что считает интересным. Мне его чувства понятны. Вдруг Мотька (производное от клички Матвей) остановился и поднял голову. Затем сел, продолжая смотреть вверх. Я тоже посмотрел в этом направлении.  Высоко в ветвях старой липы возилась сорока. Сначала я не понял, чем она занята, но приглядевшись, догадался: Она пыталась отломить сухую ветку. Я невольно посмотрел вниз. Под деревом валялось немало  разных размеров веток. А вот ей понравилась эта.  Пёс тявкнул, приглашая двигаться дальше. Ему это было не интересно. Жестом попросил его подождать.
         Наконец, сороке удалось отломить ветку, и она снялась с дерева. Часто взмахивая крыльями, полетела к соседнему дому. С тыльной стороны дома росла высокая, метров под двадцать,  ель с очень густой кроной. Метрах в трёх от вершины сорока и залетела внутрь еловых лап. Так вот где белобоки решили строить гнездо! Со спины над нами пролетела вторая сорока, тоже неся ветку. На ёлке вспыхнула перепалка с трескотнёй, но быстро стихла, а уже через полминуты сороки дружно вылетели, вместе перелетели улицу и скрылись за огородами.
         Проходя тем же маршрутом через три  дня, увидел, как одна сорока несла к ёлке длинную хворостину, а через некоторое время вторую сороку, несшую в клюве пучок сухой травы. В следующий раз, мы были ещё далековато от ёлки, когда  птицы перелетели улицу, казалось без какой либо ноши. Но, когда возвращались, сороки опять летели со стороны речки. Однако, теперь они пролетали прямо над нами и в клювах несли какие-то комки. Я сразу понял, что они начали обмуровку гнезда глиной. Меня всегда интересовало, как птицы переносят такое количество этой глины, ведь на строительство гнезда её уходит более килограмма. Сорочий же клюв, каким крупным бы он не был, войдёт всего-навсего несколько граммов. Это сколько же рейсов необходимо совершить бедной птице?
            Я решил понаблюдать. Отведя собаку домой, захватил бинокль и устроился на высоком берегу напротив того места, где, как я знал по прошлым наблюдениям, сороки брали глину. Первая белобока прилетела вообще со стороны леса, за ней вторая. Ага, вот и моя! Её я узнал по куцеватому, как бы обрубленому кончику хвоста. Ну, думаю, будет драка! Ничего подобного.  Сороки деловито ковыряли клювами глину. Моя пристроилась рядом. Первые две сидели ко мне спиной, и я не мог понять, чего они долго копаются. Моя уселась боком, но тоже не спешила улетать. Казалось, чего там сложного?  Клюнула и полетела… Навожу резкость. Сорока как на ладони. Так, так, вот оно что! Птица выщипнула кусочек глины из маленькой ниши и суёт под лапу. А под лапой-то уже есть комочек! Сорока старательно прилепляет один кусочек ко второму, прижимает его, приглаживает… так, ещё один комочек… ещё…
         Отрываюсь от бинокля. Первых сорок уже нет, зато  с верховьев речки подлетает ещё одна. Интересно! Что их привлекает именно этот участок. Вон рядом сколько обнажённых глинистых мест! Что-то здесь не просто… надо посмотреть. А в это время сорока пролетает почти надо мной. Ловлю её в бинокль. Сорока тащит не какой-то маленький комочек глины, а хороший ком величиной с пятак!
         И вот я у раскопок. Глинистый склон раскопан лишь в отдельных местах, образуя ямки и даже небольшие ниши. Цвет  ямок был значительно темнее основного фона. Я выковырнул такой кусочек, помял пальцами. Комок не рассыпался, а сминался, как пластилин. Ба! Да это ж синяя глина! Теперь я уже чётко различал тёмные вкрапления в красной глине, размерами от горошины до кулака. И синяя глина имеет значительно большую вязкость, чем красная. А если её ещё смочить слюной, что делали сороки, то из неё можно лепить любые фигурки. Ай, да сороки! Ай, да штукатуры! Не зря врановые птицы отличаются более высоким интеллектом от большинства других птиц. Ведь только они «догадались» лепить комочки для быстрейшей доставки стройматериала к гнезду.