Нужен ли в обществе Альтруизм?

Елена Бондарь-Мартынова
      «Жить для других» - именно так переводится термин альтруизм. Как показывает практика социологических исследований самое обсуждаемое и самое противоречивое качество человека как личности. Оно же и самое востребованное свойство, как отдельного человека, так и современного общества в целом.
     На сегодняшний день общепринятого мнения об альтруизме нет, т. к. его трактуют по-разному в отечественном и в зарубежном научном сообществе. Вокруг этого термина и его природы ведется множество споров, в которых ученые-биологи, философы и психологи отстаивают свою точку зрения и пытаются доказать или только  биологическую - наследственную природу данному свойству,  или исключая ее, только социальную, психологическую природу альтруизма.
     Эволюционный подход в этике тесным образом связан с появлением в естествознании теории эволюции органического мира. Он был сформулирован Спенсером на основе этики Ч. Дарвина, который обосновал появление альтруизма с естественно-научной точки зрения. Эволюционный подход рассматривает мораль как этап в эволюции живых организмов и объясняет проявление альтруизма и морали у человека как проявление  качеств, уходящих корнями в наследственность.
      Основным принципом морали признается в эволюционной этике у Ч. Дарвина положение, в котором  положительной моралью является то, что способствует жизни в ее полном проявлении. Заслуга Дарвина заключается в том, что он, не выходя за рамки, определенные мыслителями и приверженцами эмпиризма и этического сентиментализма - Д. Юма, А. Смита,  дал естественно-научное обоснование их философских идей о содержании морали.
Каждое достижение в биологии на разных этапах ее развития оказывало свое влияние на эволюционную этику и вносило в нее что-то свое, главным итогом всех дополнений и изменений стало утверждение о том, что «человечество в своем становлении пережило групповой отбор на моральность». Мораль у человека возникает на основе наследственности и задатков и получает развитие, закрепление в процессе воспитания и обучения. 
Герберт Спенсер считал,  что прогрессивное развитие общественных отношений является залогом для гармонизации двух противодействующих или противоположных моделей поведения  -  эгоизма и альтруизма. А если в обществе не прогрессивное развитие какой  итог ждет общество?
Современные биологические теории морали исходят из классического эволюционизма и принимают их постулаты.
Благодаря достижениям эволюционной генетики и этологии в прошлом веке сформулированы идеи и концепции, показавшие биологические ( предначертанность) причины и эволюционную обусловленность человеческого поведения  и проявление у него  интересующего нас альтруизма  и морали.
    Что эволюционисты подразумевают под понятием  альтруизм: это такое индивидуальное поведение, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы, при том, что соответствующие шансы индивида могут уменьшиться.
   С точки зрения философии два этих понятия «альтруизм - эгоизм» являются прямыми своими противоположностями - антагонистами, но сталкиваясь в природе, они существуют и не уничтожают друг друга полностью, т.к. взаимосвязаны и одно без другого не существует как, например, хищник и жертва в экосистеме.
    Альтруизм характеризуется как определенное поведение, исключающее собственные выгоды и интересы человека и направленное на безвозмездную помощь членам популяции.  Альтруистическое поведение, по мнению самого общества, имеет  отношение к нравственности и  считается проявлением культуры.  Эгоизм – поведение человека, который преследует исключительно собственные интересы и не согласующий свое поведение с другими членами группы. Такое поведение человека в биологии рассматривается как проявление его животных начал, его инстинктов по самосохранению и продолжению своего рода.
По мнению других авторов, альтруизм нельзя рассматривать как часть морали, так мораль это приобретение человеческого общества, а альтруизм существовал задолго до появления человека разумного и становления общества 
Сам термин альтруизм был введен французским философом, основателем позитивизма Огюстом Контом через 100 лет после освещения в философских трудах понятия эгоизма.  Ученый различал два вида альтруизма -  характерный животным инстинктивный альтруизм, объединяющий одного человека и его род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, который возникает и развивается уже в ее рамках и превращающийся в конечном итоге в неконтролируемое врожденное качество, объединяющее всех людей.
О. Конт также считал, что альтруизм как свойство человека положительно влияет на формирование гуманного общества и является той субстанцией, которая скрепляет связи в обществе, что, в конечном счете, идет на пользу последнему.
Но ещё задолго до О. Конта в своих произведении «Утопия» Томас Мор ( 1516) рассматривается идеальное государство, которое  избавляет человека от его главного порока - эгоизма путем обобществления собственности и таким образом предполагает наличие у человека другого противоположного эгоизму качества, как альтруизм, который в свою очередь и располагает к таким общественным отношениям.
Другой философ Никколо Макиавелли, "Государь" (1513), говоря в своих  произведениях о власти, упоминает и основывает свои выводы на том утверждении, что человек имеет истинную природу, которая проявляется в  себялюбии и разумном эгоизме, и  что естественно входит в противоречие с альтруизмом.  Значит, если следовать его выводам, можно говорить, что для человека естественен эгоизм и практически не естественен альтруизм.  Подобно тому, как альбиносы в природе гибнут, так и человек с ярким альтруизмом долго не выживет в социуме с эгоистическими наклонностями его членов.
Концепцию Р.Л. Триверса я бы выразила бы  одним предложение «Ты - мне, я - тебе» и в соответствии с намерениями участников такого взаимодействия или вступать с ними кооперативную деятельность «Долг платежом красен», «Рука руку моет», «Один в поле не воин» и т.д.( коррупция и кооперация) или в противоположность взаимодействию соперничать с ними, если одариваемый объект не вернул обратно добро. 
    Научное понимание альтруизма: Рассматривая явление альтруизма необходимо сказать о том, что оно появилось задолго до появления человека разумного в эволюции органического мира
Было доказано, что одного эгоизма не достаточно, в природе, чтобы более сильные экспрессивные гены продолжали жить в потомстве, в популяции. Оказалось, что для выживании вида в целом, нужны так называемые помощники-добровольцы, которые ценой своей жизни или своих биологических ресурсов участвуют в достижении общей цели -  выживание вида (популяции)
       Эволюционный подход в объяснении альтруизма более актуален тем, что   он основан на общих принципах рассмотрения живых организмов и объясняет суть и механизм явлений не только в человеческих популяциях, но и во всех популяциях живых организмов
Например, в опытах с одноклеточными организмами  - бактерииями Pseudomonas fluorescens, наблюдалось появление кооперации в группе, направленное на достижение оптимальных условий для выживания - всплытие склеенных бактерий на поверхность субстрата и получение питательных веществ, однако часть клеток  со временем переставало участвовать в произведении клеящего вещества, которое было основой для своеобразной временной колонией и вся система взаимопомощи и кооперации разрушалась. 
     Если сравнивать с человеческим обществом, то можно найти аналогии, когда вначале все общество -  большая часть общества объединенной какой-то целью, создает объекты, по истечению некоторого времени  получает массу паразитов, потребляющих ресурсы, при этом они сами, не вносят вклад в общее дело, таким образом, разрушают всю систему задач, целей и совместной работы 
     Например, группа людей посадила картофель на участке и прикладывает совместные усилия по выращиванию, но среди этой группы появляются люди, которые не хотят вкладывать свой труд и время на производство картофеля таким способом и выкапывают уже посаженные клубни и при этом остаются безнаказанными, т.к. нет такого закона. В результате группа связанная единой целью и самоотверженно боровшаяся за урожай или теряет энтузиазм и интерес к такому невыгодному предприятию или распадается, каждый становится более эгоистичным, чем был до этого. Однако выращивать картофель в одиночку настолько затратное мероприятие, что группа вновь объединяется со временем и все возвращается на круги своя. Таким образом, компенсируется эгоизм в популяции, т.к. альтруизм выгоден для всеобщего выживания, он его ( выживание) в целом для популяции повышает многократно.
     Многие современные публицисты, например, как Миталева М.  в своих статьях объясняют или пытаются объяснить свое понимание альтруизма и его необходимость для общества, а также возможность проявления у отдельных индивидуумов 
     Так откуда берётся альтруизм в поведении животных и человека, если для выживания полезен эгоизм?
    Я считаю, что для существования вида человек разумный необходим альтруизм,  который способствует выживанию вида, не смотря на то, что сам носитель альтруизма или альтруистического поведения может погибнуть. Закономерен вопрос если носитель погибает,  откуда берется все новые и новые представители - носители  альтруизма?
     Есть несколько гипотез, отвечающих на  данный вопрос. Во-первых,  наличие подобных генов у других представителей данной группы, однако за нами все время следуют противоречия. В природе -  в массе своей,  нет одинаковых генотипов и одинаковых фенотипов (исключение составляют близнецы или клоны) и поэтому проявление альтруизма у разных представителей рода человек происходит по-разному. И нельзя также утверждать, что на смену одному альтруисту придет точно такой же альтруист, с такой же силой проявления  альтруизма и тягой помогать другим без всякой благодарности в ответ.
        Но есть незыблемое правило: «Все гениальное просто». Если это явление, как альтруизм, существует в природе, значит, его существование обосновано и искать сложных доказательств того, что оно нужно в природе не надо. Альтруизм как явление существует в природе и в человеческом обществе, значит оно необходимо и предопределено естественными причинами.
      Второй постулат в природе все рационально и целесообразно нет ничего лишнего, генетическая неоднородность группы повышает выживаемость этой группы, и в изменившихся условиях среды, возникшая новая комбинация генов и будет той, которая и позволит его обладателям ее выжить.
       Альтруизм считается анахронизмом и непривлекательным в человеческом обществе, не приветствуется, так как его носитель несет потери или затраты, которые невозможно восполнить, и не имеет никаких приобретений от своего альтруизма. Однако чужой альтруизм хоть и воспринимается как ущербное свойство с точки зрения большинства, принимается им (обществом) же с долей легкой  иронии или сарказма.  Эгоист не может понять альтруиста и считает, что его эгоистическая модель поведения более комфортная, выгодная и дальновидная, более обоснованная и оправданная тем же самым законом выживания сильнейших ( естественным отбором) и более удачливых или смышленых и предприимчивых.
       Я Не согласна, что для выживания живых организмов и  человека, в том числе, полезен только эгоизм, хотя именно это мысль первой приходит в голову и импонирует многим, позволяет им проявлять по отношению к альтруистам презрение и высокомерие, при этом с успехом пользоваться плодами их альтруистических поступков.
      В природе не может однообразия. Это ее очень быстрая запрограммированная или запланированная смерть,  так как вымирание коснется всех одинаковых генотипов и фенотипов,  не сумевших приспособиться  к изменившимся условиям среды.
       Я думаю, что альтруизм является следствием различных комбинаций генов, которые и являются основой для развития в фенотипе у особи альтруистических особенностей путем воспитания их, привития опыта социального. Могу предположить, что  некоторые признаки в организме компенсируют проявление альтруизма тем, что образуются вещества доставляющие удовольствие и возможно, что гены определяющие альтруизм сцеплены  с генами отвечающими за синтез таких веществ ( белков, гормонов), определяющих настроение человека.
     Почему бы не рассматривать Альтруизм как способ получения удовольствия? Возможно, это дает ответ на некоторые вопросы
Возможно также, что ощущение полезности для общества и получение одобрения это своеобразная плата за альтруизм. Помимо этого непосредственное проявление альтруизма несет колоссальную эмоциональную нагрузку помимо какой-то материальной выгоды
         Эгоизм полезен для выживания индивидуума или особи, а альтруизм полезен для выживания группы в целом. Здесь кроется какой то секрет! Особь одна не выживет в природе, т.к. каждый вид существует в форме популяций, которые и являются элементарными единицами эволюции. Поэтому выживания вида и непрерывности его существования необходимо рассматривать в группе особей или в популяции ( животных).
Я не считаю, что мы чем-то отличаемся от животных, для этого рассмотрим  известные  всем аргументы:
1) мы произошли от животных и все биологические закономерности присущи нам равно в той же степени, что и животным. Примером могут служить серии опытов с крысами, у которых был обнаружен альтруизм. Ученые, проводившие опыт были восхищены поведением крыс и, сравнивая их с человеческим поведением, отдавали лавры первенства по доброте крысам.  Делая вывод на основе опытов, ученые нашли больше сходств в поведении человека и животных, чем отличий. 
    После этого слова ученого совершенно понятны и объяснимы: вот теперь мне объясните и чем же таким мы отличаемся от животных, если с них надо брать пример в поведении и проявлении альтруизма, они добрее нас.
     Один из авторов эксперимента, профессор психологии Жан Десети (Jean Decety) из Чикагского университета, утверждает: «Это первое доказательство того, что оказание помощи у крыс вызвано сопереживанием. В литературе не раз высказывалась идея, что эмпатия не является уникальной для людей, и это положение было хорошо продемонстрировано на обезьянах, но в отношении грызунов оставалось не очень ясным. Мы собрали в одной серии экспериментов свидетельства помощи, основанной на эмпатии у грызунов, и это действительно в первый раз было хорошо видно». Не все крысы в эксперименте наловчились освобождать пленников. Дальнейшие тесты показали, что крысы-самки с чуть большей вероятностью становятся благодетелями, чем самцы. Возможно, это показывает глубинную связь эмпатии и материнства.
     Проявление альтруизма у животных проявляется в последовательности и запрограммированности инстинкта и  безусловных рефлексов. Например,  когда рыба погибает от хищника, из ее тела выделяется вещество, называемое биологами «веществом страха», и именно оно дает возможность быстро среагировать остальным членам группы и уйти от хищника
       Альтруист жертвует собой ради выживания группы и других генов, т.к. в них скрываются или им принадлежат наиболее сильные признаки  организма вида, дающие способность  преодолеть неблагоприятные условия или возникшую проблему или сохраняются гены продолжателей  рода  - самки и детей, обеспечивающее генетическое разнообразие.
      Возможно, что частота проявление альтруизма имеет и какую-то математическую  закономерность -  Распределение в группе ответственности: одни воспроизводят, другие особи проявляют сострадание, третьи защищают группу,  четвертые обеспечивают средствами производства или пищей.  Своего рода кооперация особей с разными свойствами.
      Также в науке описаны многочисленные случаи горизонтального переноса митохондриальных генов из ДНК. Предки человека заимствовали полезные гены от вирусов.
       «Свято место пусто не бывает» - природа не терпит пустоты и  на место выбывшего альтруиста из строя приходит другой альтруист.
       Природа, не оставляющая пустыми и не заселенными участками земли, способна воспроизводить достаточное количество особей с задатками альтруизма в противовес особям в признаками эгоизма, в этом сохраняется баланс жизни и смерти, баланс жертвенности и себялюбия, баланс  слабости и силы, если отождествлять силу с эгоизмом, а альтруизм со слабостью, хотя с последним я не согласна.
        «Альтруистическое поведение, осуществляемое в соответствии с этим мотивом, является одним из средств достижения морального самоуважения, сохранения чувства собственного достоинства, причем субъект или стремится избежать возможного нарушения моральной самооценки в случае неосуществления альтруистического действия (в этом проявляется профилактическая функция мотива), или стремится ликвидировать уже возникший моральный диссонанс (компенсаторная функция мотива). При этом личность сохраняет эгоцентрическую ориентацию, стремясь получить своеобразную внутреннюю» моральную награду «за свой поступок».
Каждый человек имеет право на помощь в обществе, именно для этого и существует общество, оказывая помощь другому, человек понимает, что существование устойчивых связей в обществе основываются на расчете взаимной помощи
Глубокая эмпатия и чувство сострадания – основа для выбора своей профессией в медицине.
       В заключение необходимо сказать, что проблема альтруизма в эволюционной этике рассматривается с естественно-научной точки зрения, которая наиболее точно объясняет материальную природу возникновения альтруизма у живых организмов. Главным моментом стало утверждение о том, что «человечество в своем становлении пережило групповой отбор на моральность». Мораль у человека возникает на основе наследственности и задатков и получает развитие, закрепление в процессе воспитания и обучения. 
      Поскольку и эгоизм, и альтруизм развиваются в ходе эволюции, ни один из этих принципов не должен переоцениваться в ущерб другому. Прогрессивное общественное развитие, в конечном счете, ведет к снятию противоречий между частным и общим, индивидуальным и видовым и гармонизации эгоизма и альтруизма