Лагерь в Хороле

Александр Алексеенко 2
    Одним июльским вечерком, когда у меня началось «личное время», я уютно затаился в кабинете возле компьютера и разбирался со своими старыми записями. Выражение «личное время» - это, сами понимаете, мой легкий сарказм по поводу ситуации, когда тебя уже не дергают домашние, и ты можешь спокойно размышлять, стуча иногда по клавиатуре и отчеканивая, а затем шлифуя, мысли для будущих поколений.

    Хотя надо признать, что эти мысли в большей степени предназначены тебе лично, ибо будущие поколения могут твои мысли просто-напросто проигнорировать. Мягко говоря. У них свои представления о бытии. Грустно, но иногда понимаешь, что молодым совсем не интересна прошедшая жизнь. Да и вообще вся история в целом. Надеюсь, что я все-таки излишне критичен  и требователен по отношению к молодым. А вдруг они со временем проникнутся историей края, города, семьи?..

    Так вот, поздний вечер, скорее уже ночь, и я рассматриваю карту Украины. Моя цель – как у того генерала, который планирует направление главного удара, – куда направить свои стопы, вернее, колеса, чтобы познакомиться с чем-то новым?
    Но вначале я по привычке, фактически интуитивно, открываю район нашей малой родины: Полтавская область, речка Хорол, село Княжа Лука… Опять защемило в душе – в который раз хочется проведать те места…
    Вдруг само собой приходит понимание: карта тех мест открылась не случайно. В самом городе Хорол я с детских времен не бывал!..

    «Так почему бы мне туда не съездить? Ну, и что с того, что в этом году я уже бывал в той стороне? А в сам Хорол-то я и не заезжал!» - промелькнуло у меня в голове.

    Когда-то для нас Хорол был как маленькая столица. Ну, не лично для моей семьи, которую летом заносило сюда из «столичного» Ашхабада, а для всего нашего тамошнего окружения.
    Рано утром родственники, друзья, соседи, надев «выходную» одежду, чинно усаживались в рейсовый автобус ПАЗ и отправлялись в райцентр. Хорол то есть. Причин для посещения «местного столичного околотка» имелось немало. Базар, магазины, собес, аптеки... Да мало ли по какой надобности нужно было народу в райцентр?

    Но и мы, горожане, с интересом приезжали в Хорол. Все же город, с какой-то цивилизацией и историей. Хотя тогда я был в том возрасте, когда не озадачиваешься вопросом, где ты живешь, какая история тебя окружает, чем знаменит тот или иной город, улица и даже конкретный дом. Мы не думали о том, как жили наши родители, наши дедушки с бабушками, не говоря уже о предках, давным-давно ушедших из жизни. Мы просто жили и радовались жизни.

    И родные тоже не стремились нам рассказать что-то из былого и пережитого, хоть радостного, хоть страшного, ибо так было не принято. А еще, я думаю, они по старой, выработанной страхом привычке, вообще старались не распространяться о прежней жизни. Понимание – «как бы чего не вышло»  –  плотно засело в душах наших пращуров. Поэтому они, как говорили в девяностые годы и стар, и млад – «следили за базаром».
    Иначе о таком страшном месте, которое прозвали «Хорольская яма», что-нибудь да рассказали бы. Впрочем, из того времени у них имелось свое знание, о котором лучше было промолчать. Но об этом чуть позже.

    Все эти соображения промелькнули у меня в голове, в то время как решение уже созрело:

    «Еду в Хорол, а заодно еще раз заскочу в родные пенаты!..»

    И вот я в кабине автомобиля, наедине со своими воспоминаниями и раздумьями по поводу того, чего же я жду от встречи с Хоролом.

    Каким бы ныне Хорол не был мелким городком, но историю свою ведет с ХІ века. На протяжении десяти веков здесь происходило много чего. Говорят, что и скифы здесь когда-то были. И даже курганы сохранились.
    Во времена Киевской Руси, когда Хорол был форпостом на границе с кочевниками и половцами, столкновений с разрушениями городка случалось немало. Но больше всего городок пострадал от монголо-татарского нашествия, после которого он почти исчез. Но не пропал навсегда. Возрождение началось с ХІV века. И мало-помалу достиг какого-никакого, но развития.

    В конце ХІХ века он стал уездным городом с шестью церквями да одной синагогой. И дворян здесь жило более двухсот семей. Хорольский уезд был одним из самых развитых в Полтавской губернии. Выращивали зерновые, работали винокурни, трудилось очень много всяких ремесленников. А по числу школ вообще стоял на первом месте в губернии.

    Люди в уезде жили работящие и предприимчивые. В конце девятнадцатого века правительство поощряло переселение украинцев на Дальний Восток. Так и случилось, что переселенцы из хорольчан образовали в Приморском крае поселение, которое в знак памяти о родных местах нарекли Хоролем. Кстати, Хорол и здесь, в Украине, когда-то носил название Хороль. Ныне так и живут по разные стороны бывшей империи два городка-побратима Хорол и Хороль.

    Но все-таки за рулем я больше думал не о стародавних временах. Меня захватила одна печальная история из второй мировой войны. Это история лагеря ДУЛАГ 160. Лагеря, который в народе прозвали «Хорольская яма».

    Двести с гаком километров пролетели быстро, и вот, по указателю «Хорол – 1 км», я сворачиваю с главной трассы.  Город начинается сразу и сильно смахивает на большое село. Уже ближе к центру начало мелькать что-то похожее все же на районный центр. Даже попадались дома и строения явно из не советских времен. Вот главный храм Хорола – это все-таки новодел, повторяющий в своих чертах разрушенный при большевиках старый Свято-Успенский собор.

    «А не зайти мне в краеведческий музей? Наверняка, туда никто не ходит и мне будут рады, потому что я и денег им каких-то оставлю», - закралась ко мне мысль.

    Мое предположение очень правильное и основано на личном опыте. Зная, как живут работники музеев, кормящихся из скупого местного бюджета, мы в знак благодарности частенько оставляли им некие суммы, которые их всегда радовали. А они в ответ щедро и с искренним удовольствием делились своими знаниями. Но с таким я сталкивался в столице или больших культурных городах. А тут у нас райцентр...
    Ну-ну, сейчас поглядим, как они мне возрадуются.

    Городок совсем неказистый. И глубинной истории в нем никак не прослеживается. Где же эти десять веков, что город существует?! Я покрутился по центру – обычный стиль советского райцентра. Хотя пару-тройку приличных домов дореволюционной застройки все-таки встретил. Возможно, что их здесь и больше. Но у меня другая задача – музей и Хорольская яма.


    Продолжение в http://www.proza.ru/2019/11/15/890